Министерство
образования и науки РФ
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Владимирский
Государственный Университет
Кафедра
ФиЭТ
Экономический
анализ
Курсовой
проект
«Анализ
хозяйственной деятельности ОАО
«ЖБК-1».
Владимир
2010
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Комплексный
экономический анализ хозяйственной деятельности
– это системное, комплексное, планомерное
исследование всех процессов хозяйственной
деятельности во всех звеньях хозяйственной
деятельности предприятия.
Цель
данного курсового проекта –
комплексный экономический анализ
финансово- хозяйственной деятельности
предприятия.
Предмет
исследования – финансовое состояние
предприятия. Объектом исследования является
Открытое Акционерное Общество «Завод
ЖБК- 1».
Для
обеспечения эффективной деятельности
в современных условиях руководству
необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое
состояние своего предприятия, а также
состояние деловой активности партнеров
и конкурентов. Для этого необходимо:
- овладеть
методикой оценки финансово-экономического
состояния предприятия;
- использовать
формальные и неформальные методы сбора,
обработки, интерпретации финансовой
информации;
- привлекать
специалистов-аналитиков, способных реализовать
данную методику на практике.
Финансово-экономическое
состояние – важнейший критерий
деловой активности и надежности предприятия,
определяющий его конкурентоспособность
и потенциал в эффективной реализации
экономических интересов всех участников
хозяйственной деятельности. Оно характеризуется
размещением и использованием средств
(активов) и источников их формирования
(собственного капитала и обязательств,
т.е. пассивов). Основная цель анализа –
выявление наиболее сложных проблем управления
предприятием в целом и его финансовыми
ресурсами в частности.
Организация
и проблемы финансирования
НИОКР.
Для того чтобы говорить о механизме
финансирования НИОКР, о проблемах его
совершенствования представляется необходимым
разобраться с определением понятия НИОКР,
которое дается в законодательных актах
РФ, а также экономической литературе.
В законодательных нормативных актах
РФ понятие НИОКР четко не сформулировано.
Согласно ст. 769 части второй Гражданского
кодекса Российской Федерации к научно-исследовательским
работам относятся обусловленные техническим
заданием заказчика научные исследования,
а к опытно-конструкторским — разработка
образца нового изделия1.
При
этом к числу научных исследований
и разработок не относятся:
- образование
и подготовка кадров;
- другие виды
научно-технической деятельности (научно-технические
услуги, в том числе маркетинговая деятельность;
сбор и обработка данных общего назначения
(если это не относится к конкретным исследовательским
работам), испытания и стандартизация,
предпроектные работы, специализированные
медицинские услуги; адаптация, поддержка
и сопровождение существующего программного
обеспечения);
- производственная
деятельность (включая внедрение нововведений);
- управление
и другая вспомогательная деятельность
(деятельность органов управления исследованиями
и разработками, их финансирование и т.п.).
Таким образом рассматривая проблемы
организации и финансирования НИОКР нужно
четко отделить само понятие "НИОКР"
от родственного ему понятию "инновационная
деятельность", которое является более
широким понятием и помимо НИОКР, включает
в себя деятельности, связанную с трансформацией
идей (обычно результатов научных исследований
и разработок либо иных научно-технических
достижений) в технологические инновации,
т.е. внедрение образца нового изделия
в производство, модернизация технологического
процесса, системы управления производственной
деятельностью, деятельность по продвижению
нового продукта на рынок и т.п.
Обособление стадии НИОКР во
всем инновационном процессе
необходимо не только для того, чтобы не
выйти за рамки обозначенной темы, но и
для того чтобы можно было говорить непосредственно
о специфике механизма финансирования
НИОКР, который имеет свои специфические
формы, виды и методы, хотя понятно, что
все стадии инновационного процесса взаимосвязаны,
также как и механизмы их финансирования,
и бессмысленно проводить научные исследования
и разработки без их дальнейшего внедрения
в производство. Однако в рамках данной
работы я остановлюсь именно на финансировании
этапа НИОКР, как на ключевом этапе инновационной
деятельности, требующего особого, отдельного
рассмотрения.
Говоря об организации и проблемах финансирования
НИОКР, представляется необходимым рассмотреть
основные этапы развития методов финансирования
научных исследований и разработок в нашей
стране, дабы учесть их достоинства и недостатки
при совершенствовании современного механизма
финансирования НИОКР2.
Говоря о механизме финансирования
НИОКР в России можно разделить
источники финансовых ресурсов
на 3 крупных группы и поговорить
о каждой из них подробнее:
- государственное
финансирование;
- собственные
средства предприятий;
- привлеченные
средства.
Что касается первой группы, то доля
бюджетных затрат в структуре финансирования
НИОКР до 30,9% Хотя в России расходы на НИОКР
составляют 1,74% федерального бюджета,
а в государственных бюджетах «Большой
восьмерки» - 0,8%, а в США - 0,9%, у нас доля
федерального бюджета в ВВП в 4 раза уступает
соответствующим показателям ведущих
западных стран.
В западных странах финансирование
НИОКР идет, естественно, главным
образом за счет негосударственных
источников. Но для российской науки
сегодня главной угрозой является отсутствие
«платежеспособного спроса» на передовые
технологии и промышленные нововведения
на внутреннем рынке. Наука и научно-техническая
деятельность относятся к сфере услуг,
и эти услуги должны быть таковыми, чтобы
они были востребованы рынком. К сожалению,
наш отечественный рынок научных услуг
и наукоемкой продукции в настоящее время
очень мал. Большинство предприятий не
может себе позволить «покупать» услуги
науки. В этих условиях государство должно
выступить спонсором и координатором
размещения заказов на выполнение научных
работ. Причем в условиях кризиса экономики
финансироваться из бюджета должны только
жизненно важные инновационные проекты,
оказывающие воздействие на уровень развития
экономики в целом.
Методы государственного финансирования
НИОКР могут быть прямыми и
косвенными. Прямое финансирование
НИОКР из бюджета состоит в
непрерывном предоставление средств государственным
научно-техническим учреждениям на основании
сметы расходов. Распределение ассигнований
из федерального бюджета на науку осуществляется
в соответствии с функциональной классификацией
расходов по двум основным направлениям:
1 Фундаментальные
исследования
2 Разработка
перспективных технологий и приоритетных
направлений научно-технического прогресса.
Важной формой финансирования
фундаментальных исследований является
предоставление грантов научным коллективам
и отдельным ученым, осуществляющим перспективные
разработки. Под грантом понимаются денежные
и иные средства, безвозмездно и безвозвратно
передаваемые на проведение конкретных
научных исследований на условиях, определенных
грантодателем. Гранты предоставляются
на конкурсной основе, что предполагает
предоставление грантов тем исследователям
и разработчикам, которые обязуются их
выполнить при наилучшем соотношении
цены и качества работ. Это в свою очередь
предполагает достижение максимального
эффекта от использования государственных
средств направленных на финансирование
научных разработок. Однако предоставление
грантов в условиях ограниченности финансовых
ресурсов государства должно осуществляться
на наиболее приоритетных направлениях,
предполагающих наличие существенных
экономико-социальных эффектов, а в целом
развитие государственного финансирования
должно проходить на усиление принципов
возвратности и платности (пусть и частичной).
Одной из форм прямого финансирования
НИОКР за счет средств федерального
бюджета, является предоставление бюджетных
ассигнований фондам науки. Распределяет
ассигнования Министерство науки и технологий
Российской Федерации. Министерство не
регламентирует целевое направление средств
по видам расходов - это приоритет самих
научных организаций.
Прямое государственное финансирование
направлено прежде всего на
сферу фундаментальных исследований,
в которой одним из приоритетных направлений
использования является финансирование
научных организаций, академических институтов,
высших учебных заведений, федеральных
научно исследовательских лабораторий.
Здесь главной задачей реформирования
в условиях резкого дефицита бюджетных
средств является выделение стратегического
ядра научно-исследовательской сферы
как гаранта сохранения отечественной
научной школы на приоритетных направлениях
научно-технического прогресса3.
В условиях переходного периода
государственная инновационная политика
должна предусматривать: во-первых, развитие
направлений, в рамках которых создается
техника новых поколений, обеспечивающая
в конечном счете статус России как ведущей
технологической державы; во-вторых, сохранение
стратегического ядра инновационного
потенциала на базе структур, работающих
на приоритетных направлениях научно-технического
прогресса; в-третьих, содействие становлению
и развитию рыночных отношений в инновационной
сфере, формированию конкурентной среды
и малого инновационного бизнеса.
Финансовый механизм реализации
государственной политики финансирования
НИОКР должен представлять собой систему
ресурсного обеспечения всего инновационного
цикла, включая стадии разработки, промышленного
производства и эксплуатационного применения
инноваций. Большую роль в этом направлении
должны играть бюджеты субъектов и муниципальных
образований, т.к. очевидно, что у государства
нет большой заинтересованности в финансировании
разработок, используемых в масштабах
например области, а тем более - их внедрения.
Другой сферой государственного
финансирования является сфера
прикладных исследований и внедренческих
работ. Особое значение в рамках данной
сферы приобретает усиление роли государственного
заказа. Объектом целевого государственного
финансирования должны стать федеральные
инновационные и государственные научно-технические
программы. Их основное содержание составляют
отобранные по конкурсу проекты создания
конкретных видов принципиально новой
техники, технологий и материалов или
достижение практических результатов
в ходе комплексных теоретических и экспериментальных
исследований. В сочетании с обязательной
"прозрачностью" процедур предоставления
госзаказа на конкурсной основе с последующим
заключением контракта на его выполнение
подобная практика обеспечит целевой
характер и общее повышение эффективности
использования финансовых ресурсов. Формами
госзаказа могут быть:
- целевой контракт
под конкретные цели и определенных исполнителей
с исключительным правом государства
на полученные результаты;
- конкурсный
контракт с разделением права собственности
на полученные результаты между государством
и исполнителем и правом государства на
выкуп у исполнителя его доли.
В целом механизм прямого финансирования
является наиболее перспективным
именно на направлениях решения общегосударственных
задач: финансирование науки, фундаментальных
исследований, приоритетных прикладных
исследований и т.п.,- для стимулирования
увеличения доли затрат на НИОКР внутри
хозяйствующих субъектов необходимо использования
механизма косвенного государственного
финансирования.
Ключевым звеном такого механизма
является практика предоставления
льгот исполнителям НИОКР. Прежде всего
речь идет о налоговых льготах. Так Российским
налоговым законодательством предусмотрена
льгота для организаций, осуществляющих
НИОКР за счет собственных средств. В соответствии
с подпунктом «з» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О
налоге на прибыль предприятий и организаций»
при исчислении налога на прибыль облагаемая
прибыль при фактически произведенных
затратах и расходах за счет прибыли, остающейся
в распоряжении предприятия, уменьшается
на суммы, направленные предприятиями
на проведение НИОКР, а также в Российский
фонд фундаментальных исследований и
Российский фонд технологического развития,
но не более 10% от суммы налогооблагаемой
прибыли. Следует также учитывать, что
п. 7 ст. 6 того же закона для ряда льгот
(в т. ч. и вышеуказанной льготы дня организаций,
осуществляющих НИОКР) установлено 50%-е
ограничение на уменьшение фактической
суммы налога, исчисленной без учета данных
налоговых льгот4.