Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта – комплексный экономический анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия.
Предмет исследования – финансовое состояние предприятия. Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Завод ЖБК- 1».
Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:
 овладеть методикой оценки финансово-экономического состоя-ния предприятия;
 использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
 привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.

Содержание

Введение. 3
Организация и проблемы финансирования НИОКР. 4
Возможность использования зарубежного опыта финансирования НИОКР в Росси. 13
Краткая характеристика предприятия 15
SWOT-таблица. 18
Анализ хозяйственной деятельности предприятия 22
Обзор ассортимента ОАО «Завод ЖБК-1». 25
Сегментация и анализ клиентов предприятия. 27
Анализ сбыта продукции. 29
Анализ основных средств предприятия. 31
Анализ использования производственной мощности и оборудования 36
Анализ трудовых ресурсов предприятия. 38
Анализ себестоимости продукции. 40
Анализ состава, структуры и динамики затрат 40
Анализ показателей себестоимости продукции 42
Повышение эффективности деятельности ОАО «Завод ЖБК-1». 43
Заключение. 51
Список литературы 53

Работа содержит 1 файл

эк анализ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки РФ

     Государственное образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     Владимирский  Государственный Университет 
 
 
 

     Кафедра ФиЭТ

     Экономический анализ 
 
 
 
 

     Курсовой  проект

     «Анализ хозяйственной деятельности ОАО  «ЖБК-1». 
 
 
 
 
 

                     Выполнила: ст. гр. ФК-107

                     Утенкова М.В.

                     Приняла: Моргунова  Р.В. 
                 
                 

     Владимир 2010 
СОДЕРЖАНИЕ:
 

 

Введение.

 

     Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности – это системное, комплексное, планомерное исследование всех процессов хозяйственной деятельности во всех звеньях хозяйственной деятельности предприятия.

     Цель  данного курсового проекта –  комплексный экономический анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия.

     Предмет исследования – финансовое состояние  предприятия. Объектом исследования является Открытое Акционерное Общество «Завод ЖБК- 1».

     Для обеспечения эффективной деятельности в современных условиях руководству необходимо уметь реально оценивать финансово-экономическое состояние своего предприятия, а также состояние деловой активности партнеров и конкурентов. Для этого необходимо:

    • овладеть методикой оценки финансово-экономического состояния предприятия;
    • использовать формальные и неформальные методы сбора, обработки, интерпретации финансовой информации;
    • привлекать специалистов-аналитиков, способных реализовать данную методику на практике.

     Финансово-экономическое  состояние – важнейший критерий деловой активности и надежности предприятия, определяющий его конкурентоспособность и потенциал в эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности. Оно характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Основная цель анализа – выявление наиболее сложных проблем управления предприятием в целом и его финансовыми ресурсами в частности.

Организация и проблемы финансирования НИОКР.

 

     Для того чтобы говорить о механизме финансирования НИОКР, о проблемах его совершенствования представляется необходимым разобраться с определением понятия НИОКР, которое дается в законодательных актах РФ, а также экономической литературе.

     В законодательных нормативных актах РФ понятие НИОКР четко не сформулировано. Согласно ст. 769 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации к научно-исследовательским работам относятся обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а к опытно-конструкторским — разработка образца нового изделия1.

     При этом к числу научных исследований и разработок не относятся:

  • образование и подготовка кадров;
  • другие виды научно-технической деятельности (научно-технические услуги, в том числе маркетинговая деятельность; сбор и обработка данных общего назначения (если это не относится к конкретным исследовательским работам), испытания и стандартизация, предпроектные работы, специализированные медицинские услуги; адаптация, поддержка и сопровождение существующего программного обеспечения);
  • производственная деятельность (включая внедрение нововведений);
  • управление и другая вспомогательная деятельность (деятельность органов управления исследованиями и разработками, их финансирование и т.п.).

     Таким образом рассматривая проблемы организации и финансирования НИОКР нужно четко отделить само понятие "НИОКР" от родственного ему понятию "инновационная деятельность", которое является более широким понятием и помимо НИОКР, включает в себя деятельности, связанную с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации, т.е. внедрение образца нового изделия в производство, модернизация технологического процесса, системы управления производственной деятельностью, деятельность по продвижению нового продукта на рынок и т.п.

     Обособление стадии НИОКР во  всем инновационном процессе  необходимо не только для того, чтобы не выйти за рамки обозначенной темы, но и для того чтобы можно было говорить непосредственно о специфике механизма финансирования НИОКР, который имеет свои специфические формы, виды и методы, хотя понятно, что все стадии инновационного процесса взаимосвязаны, также как и механизмы их финансирования, и бессмысленно проводить научные исследования и разработки без их дальнейшего внедрения в производство. Однако в рамках данной работы я остановлюсь именно на финансировании этапа НИОКР, как на ключевом этапе инновационной деятельности, требующего особого, отдельного рассмотрения.

     Говоря об организации и проблемах финансирования НИОКР, представляется необходимым рассмотреть основные этапы развития методов финансирования научных исследований и разработок в нашей стране, дабы учесть их достоинства и недостатки при совершенствовании современного механизма финансирования НИОКР2.

     Говоря о механизме финансирования  НИОКР в России можно разделить  источники финансовых ресурсов  на 3 крупных группы и поговорить  о каждой из них подробнее:

  • государственное финансирование;
  • собственные средства предприятий;
  • привлеченные средства.

     Что касается первой группы, то доля бюджетных затрат в структуре финансирования НИОКР до 30,9% Хотя в России расходы на НИОКР составляют 1,74% федерального бюджета, а в государственных бюджетах «Большой восьмерки» - 0,8%, а в США - 0,9%, у нас доля федерального бюджета в ВВП в 4 раза уступает соответствующим показателям ведущих западных стран.

     В западных странах финансирование  НИОКР идет, естественно, главным  образом за счет негосударственных  источников. Но для российской науки сегодня главной угрозой является отсутствие «платежеспособного спроса» на передовые технологии и промышленные нововведения на внутреннем рынке. Наука и научно-техническая деятельность относятся к сфере услуг, и эти услуги должны быть таковыми, чтобы они были востребованы рынком. К сожалению, наш отечественный рынок научных услуг и наукоемкой продукции в настоящее время очень мал. Большинство предприятий не может себе позволить «покупать» услуги науки. В этих условиях государство должно выступить спонсором и координатором размещения заказов на выполнение научных работ. Причем в условиях кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, оказывающие воздействие на уровень развития экономики в целом.

     Методы государственного финансирования  НИОКР могут быть прямыми и  косвенными. Прямое финансирование  НИОКР из бюджета состоит в  непрерывном предоставление средств государственным научно-техническим учреждениям на основании сметы расходов. Распределение ассигнований из федерального бюджета на науку осуществляется в соответствии с функциональной классификацией расходов по двум основным направлениям:

1 Фундаментальные  исследования

2 Разработка  перспективных технологий и приоритетных  направлений научно-технического прогресса.

     Важной формой финансирования  фундаментальных исследований является предоставление грантов научным коллективам и отдельным ученым, осуществляющим перспективные разработки. Под грантом понимаются денежные и иные средства, безвозмездно и безвозвратно передаваемые на проведение конкретных научных исследований на условиях, определенных грантодателем. Гранты предоставляются на конкурсной основе, что предполагает предоставление грантов тем исследователям и разработчикам, которые обязуются их выполнить при наилучшем соотношении цены и качества работ. Это в свою очередь предполагает достижение максимального эффекта от использования государственных средств направленных на финансирование научных разработок. Однако предоставление грантов в условиях ограниченности финансовых ресурсов государства должно осуществляться на наиболее приоритетных направлениях, предполагающих наличие существенных экономико-социальных эффектов, а в целом развитие государственного финансирования должно проходить на усиление принципов возвратности и платности (пусть и частичной).

     Одной из форм прямого финансирования  НИОКР за счет средств федерального бюджета, является предоставление бюджетных ассигнований фондам науки. Распределяет ассигнования Министерство науки и технологий Российской Федерации. Министерство не регламентирует целевое направление средств по видам расходов - это приоритет самих научных организаций.

     Прямое государственное финансирование  направлено прежде всего на  сферу фундаментальных исследований, в которой одним из приоритетных направлений использования является финансирование научных организаций, академических институтов, высших учебных заведений, федеральных научно исследовательских лабораторий. Здесь главной задачей реформирования в условиях резкого дефицита бюджетных средств является выделение стратегического ядра научно-исследовательской сферы как гаранта сохранения отечественной научной школы на приоритетных направлениях научно-технического прогресса3.

     В условиях переходного периода  государственная инновационная политика должна предусматривать: во-первых, развитие направлений, в рамках которых создается техника новых поколений, обеспечивающая в конечном счете статус России как ведущей технологической державы; во-вторых, сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на базе структур, работающих на приоритетных направлениях научно-технического прогресса; в-третьих, содействие становлению и развитию рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого инновационного бизнеса.

     Финансовый механизм реализации  государственной политики финансирования НИОКР должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций. Большую роль в этом направлении должны играть бюджеты субъектов и муниципальных образований, т.к. очевидно, что у государства нет большой заинтересованности в финансировании разработок, используемых в масштабах например области, а тем более - их внедрения.

     Другой сферой государственного  финансирования является сфера  прикладных исследований и внедренческих работ. Особое значение в рамках данной сферы приобретает усиление роли государственного заказа. Объектом целевого государственного финансирования должны стать федеральные инновационные и государственные научно-технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований. В сочетании с обязательной "прозрачностью" процедур предоставления госзаказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение подобная практика обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности использования финансовых ресурсов. Формами госзаказа могут быть:

  • целевой контракт под конкретные цели и определенных исполнителей с исключительным правом государства на полученные результаты;
  • конкурсный контракт с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем и правом государства на выкуп у исполнителя его доли.

     В целом механизм прямого финансирования  является наиболее перспективным именно на направлениях решения общегосударственных задач: финансирование науки, фундаментальных исследований, приоритетных прикладных исследований и т.п.,- для стимулирования увеличения доли затрат на НИОКР внутри хозяйствующих субъектов необходимо использования механизма косвенного государственного финансирования.

     Ключевым звеном такого механизма  является практика предоставления  льгот исполнителям НИОКР. Прежде всего речь идет о налоговых льготах. Так Российским налоговым законодательством предусмотрена льгота для организаций, осуществляющих НИОКР за счет собственных средств. В соответствии с подпунктом «з» п. 1 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями на проведение НИОКР, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% от суммы налогооблагаемой прибыли. Следует также учитывать, что п. 7 ст. 6 того же закона для ряда льгот (в т. ч. и вышеуказанной льготы дня организаций, осуществляющих НИОКР) установлено 50%-е ограничение на уменьшение фактической суммы налога, исчисленной без учета данных налоговых льгот4.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности ОАО «ЖБК-1»