Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 10:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является не просто провести анализ хозяйственно-производственной деятельности машиностроительного завода «Штамп» имени Б. Л. Банникова, но и на основе выявленных отрицательных сторонах и упущениях сформулировать свои предложения по усовершенствованию организации и решению конфликтных ситуаций на предприятии.
Введение……………………………………………………………..……… 3
1.1. Природа возникновения конфликта………………………………... 5
Сущность конфликта, его понятие……………………………… 5
Типы конфликтов………………………………………………… 9
Причины конфликтов……………………………………………. 15
Модель процесса конфликта………………………………………19
1.2 Управление конфликтом……………………………………………... 23
Структурные методы разрешения конфликта………………… 23
Межличностные стили разрешения конфликтов……………… 25
Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации………………………………………………. 27
2. Анализ деятельности организации………………………………………..36
2.1 Исторические сведения об организации…………………………36
2.2. Основные направления деятельности организации…………….38
2.3. Организационная структура предприятия……………………… 40
2.4. Основные показатели деятельности организации……………… 43
2.4.1. Номенклатура изделий, выпуск продукции…………… 43
2.4.2. Анализ финансовых результатов…………………………48
2.5. Основные факторы внешней среды………………………………51
2.5.1.Поставщики……………………………………………… 51
2.5.2.Потребители……………………………………………… 52
2.5.3.Предприятия-конкуренты…………………………………53
2.6. Управление конфликтами на исследуемом предприятии………55
2.7.Направления по совершенствованию деятельности организации…….58
Заключение……………………………………………………………………63
Список использованной литературы…………………………………… … 65
Из таблицы 2 видно, что объем производимой товарной продукции за данный период увеличился и составил 158527,8 тыс. руб., что в свою очередь составляет 59,2%. Другими словами темп роста производства к прошлому году равен 102,7%, а темп прироста – 114,5%. Это происходит в связи с сокращением производства специальной продукции, а, следовательно, ее удельный вес в общем объеме товарной продукции уменьшился и составил 21,0%. В свою очередь выпуск гражданской продукции увеличился, а удельный вес составил 67,3%.Также выросло производство товаров народного потребления, удельный вес которых составил 11,7% в общем объеме производства продукции. Но, несмотря на это показатели реализации готовой продукции снизились по сравнению с прошлым годом, и темп прироста составил лишь 1%.В связи с этим предприятие находится в кризисном финансово-экономическом состоянии: его балансовая прибыль составляет -45430,5 тыс. руб., и, к сожалению, этот показатель растет.
Изобразим имеющиеся сведения о деятельности предприятия графически:
Рисунок 3 Динамика выпуска товарной продукции.
В последнее время происходит рост темпов производства товарной продукции, который составил 158527,8 тыс.руб. Но что касается темпов роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, то здесь наблюдается тенденция его снижения: если в 2000 году он был равен 136,2 %, то в 2002 году – только 102,7%.
Рисунок 4 Динамика реализации готовой продукции.
Диаграмма изображенная на рис. 4 свидетельствует о том, что увеличение объема производства продукции в 2002 году нецелесообразно, так как объем реализации снизился.
Увеличение объема реализации в 2001 году, к сожалению, не стало тенденцией и прогнозы предприятия на увеличение объемов реализации в 2002 году не сбылись, а предприятие усугубило свое и без того несладкое положение появлением излишка продукции. Это свидетельствует о том, что предприятию следует срочно пересмотреть номенклатуру выпускаемой продукции, в противном случае речи о выходе завода из кризисного состояния и об улучшении его финансового состояния быть не может. Более того, в последующие годы ситуация будет обостряться, так как с каждым годом мировые стандарты, предъявляемые к выпускаемой продукции, а также запросы потребителя усложняются и ужесточаются.
2.5. Основные факторы внешней среды.
2.5.1.Поставщики.
Машиностроительный завод «Штамп» имени Б. Л. Банникова является одним из крупнейших производственных предприятий г. Тулы и Тульской области. Учитывая характер его производственной деятельности, можно говорить о широте и размере коммерческой и производственно-экономической деятельности завода.
Среди числа основных поставщиков завода «Штамп» можно выделить следующих: «Итрако» Москва, «МДО Тирус» Москва, «ХТМ» Кимовск, «Промтех-трейд» Тула, «Металлсервис» Москва, «Дебора» Тула, «Тулатехобеспечение» Тула, «Инконт» Тула, «Сфера» Москва, «Туламеталлоптторг» Тула, «Стройпромарсенал» Тула, «Прима-сервис» Москва, «Евро-декор» Москва, «Тула-метис» Тула, «Кодекс» Тула, «Малт» Тула, «Форсаж» Тула, «Полимерконтейнер» Новомосковск, «Нелта» Москва, «Микропровод» Подольск, «Кредо-гарант» Москва, «ГЕО» Кимовск, «Штамп-сервис» Алексин, «Карелон» Москва, «Тульский комбайный завод» Тула, ФГУП по МТС Московской ж/д Москва, «Туларегионгаз» Тула и т.д.
Из списка вышеперечисленных поставщиков машиностроительного завода «Штамп» четко видно, что основные поставщики предприятия располагаются в близлежащих областях и районах: Москва, Тула, Кимовск, Новомосковск, Подольск и т.д. С экономической точки зрения такое расположение поставщиков по территориальной удаленности очень выгодно для предприятия. Оно способствует экономии денежных средств и сокращению расходов завода. Учитывая сегодняшнее финансовое состояние предприятия, можно сказать, что это способствует сокращению задолженности предприятия и погашению его убытков.
2.5.2.Потребители.
Выпускаемый ассортимент готовой продукции машиностроительного завода «Штамп» не велик. Это в основном гражданская продукция и товары народного потребления: огнетушители, самовары и полотенцесушители. Учитывая специфику производимой продукции можно сказать, что в основном ее потребителем является население.
Среди числа основных потребителей продукции завода «Штамп» можно выделить как крупные организации, так и частные фирмы: Тульский военно-инженерный институт, Тула; УВД Тульской обл. управления ГИБДД, Тула; Моисеев А.В. Тула, Леонов З.Д. Тула, Майоров Д.Ю. Тула, Савилов П.В. Тула, ООО «Штамп-сервис» Алексин, ЗАО «Техно-гранум» Тула, ООО «Мистер Айс» Москва, ООО «Аритен» Тула, ООО «Сакс» Москва, ООО «Интертехнолог» С-Петербург, ОАО «Лесстропродторг» Краснодар, «Курганмашзавод» Курган, ОО «Энергокомплекс» Орел, «Круг» Самара, ООО «Арсенал» Тула, ООО «Эквадор» Тула, ООО «Регионснаб» Воскресенск, НИИ «Геодезия» Красноармейск, Профессиональный лицей №25 Тула и т.д.
Из
списка вышеперечисленных
2.5.3.Предприятия-конкуренты.
Машиностроительного завода «Штамп» имени Б. Л. Банникова является одним из крупнейших предприятий Тулы и Тульской области. Его продукция известна, и, несмотря на неблагоприятные тенденции в последние годы, пользуется спросом во многих городах России. Но в РФ существует не мало заводов с такой же специализацией. И как следствие этого они являются конкурентами за одни и те же рынки сбыта на территории всей страны, а также за ее приделами.
Основными конкурентами машиностроительного завода «Штамп» являются следующие предприятия и организации: ОАО «Пожтехника», г. Торжок; завод «Трансмаш», г. Белев; АООТ «Ливинский машзавод», г. Ливны; ООО ЗПО «Щит» ВДПО, г. Тольятти; ООО «Интертехнолог», г. С-Петербург; ГУП ГНПП «Сплав», г. Тула; ООО «Брандмейстер», г. Курск и т.д.
Для
более достоверного представления
о конкурентоспособности завода
«Штамп» с аналогичными предприятиями
рассмотрим сравнительный анализ цены
предприятий конкурентов в
Таблица 3 Анализ цены предприятий конкурентов.
Продукция | Завод «Штамп», г. Тула | ОАО «Пожтехника», г. Торжок | |||||
Цена, т.р. | Оптовая
|
Оптовая
|
Розничная | Оптовая
|
Оптовая
|
Розничная | |
ОП-4(г) | 320 | 336 | 348 | Скидка
8-12% |
Скидка
3-5% |
264 | |
ОП-8(Г) | 530 | 530 | 545 | 360 | |||
ОУ-4 | 627 | 672 | 707 | 539 |
По данным приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что цены продукции завода «Штамп» выше цен аналогичной продукции завода-конкурента ОАО «Пожтехника». Они выше не только по оптовым показателям, но и по розничным. Все это говорит о том, что продукция завода «Штамп» не конкурентоспособна (хотя бы лишь по ценовым показателям). Причиной этого являются завышенные цены и отсутствие каких-либо скидок на продукцию. Поэтому потребителю выгоднее купить нужную продукцию у конкурента, нежели у «Штампа», что отрицательно скажется на финансовых результатах завода.
2.6 Управление конфликтами на исследуемом предприятии.
Известный факт, что решение одной проблемы часто само собой ведет к решению с ней сопряженных проблем, аналогично происходит, когда эта проблема возникает и остается долгое время нерешенной - возникает ряд других проблем. Многие трудные проблемы машиностроительного завода «Штамп» имени Б. Л. Банникова имеют такое происхождение. Они не могут решиться, так как тянут за собой необходимость решения ряда других.
Конфликты внутри предприятия практически не имеют места быть, несмотря на то, что предприятие имеет огромную задолженность по заработной плате перед персоналом, условия труда не удовлетворительны, а никаких мер по разрешению ситуации не проводится. Дело в том, что работники практически смирились с такими условиями своего места работы, и понимают бесполезность своих протестов. Те, кто не желает мириться с таким положением дел - не тратят зря сил, нервов и денег на успокоительное средство, а просто начинают искать новое место работы.
Разберемся по - порядку: один из возможных конфликтов происходит между работниками завода и руководством, иначе говоря, это конфликт между личностью и группой.
Хронологическая структура конфликта такова:
В результате возникают дисфункциональные последствия конфликта.
Их проявление заключается в следующем:
Кроме того, сложная структура управления приводит к тому, что движение информации внутри предприятия затруднено, поэтому возникают неудовлетворительные коммуникации между работниками и высшим руководством организации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта, действует как катализатор конфликта и мешают отдельным работникам или группам понять ситуацию с точки зрения других. Следствием являются неоднозначность критериев и показателей качества продукции, неспособность однозначно определить должностные обязанности и функции всех работников, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Таким образом, прямым результатом внутренних конфликтов, и в особенности конфликтов возникающих между работниками и руководством «Штампа», является снижение производительности труда, снижение качества продукции. В результате неразрешенность внутренней проблемы перерастает во внешнюю, и происходит уже внешний конфликт- конфликт с потребителями продукции. Статистические данные показывают, что в последние годы качество производимой продукции столь низко, что лишь два из десяти произведенных на «Штампе» огнетушителя являются пригодными для использования.
В отличие от работников, потребители продукции после того, как предъявят претензии по качеству продукции, вряд ли будут обсуждать эту проблему с представителями завода и выдавать свои рекомендации по разрешению проблемы.
Скорее всего, просто они будут использовать продукцию других производителей. Возможно это еще одна причина, по которой спрос на продукцию с каждым годом падает.
В конфликтной ситуации можно находиться очень долго, свыкнуться с ней как с неизбежным злом. Но нельзя забывать о том, что рано или поздно произойдет некое стечение обстоятельств, инцидент, который обязательно приведет к открытому противостоянию сторон, к демонстрации взаимоисключающих позиций.