Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:22, курсовая работа
В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден строить свою деятельность, исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара.
Услуга, в общем понимании этого термина, означает чье-либо действие, приносящее пользу, помощь другому. Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд называется сервисом.
Введение 5
1 Теоретические основы логистической системы обеспечения сервисного обслуживания 7
1.1 Сервисная логистика как составная часть хозяйственной деятельности фирмы 7
1.2 Сервисная логистика: основные понятия, цели, задачи 13
1.3 Система качества сервисной логистики 23
2 Анализ использования логистической системы обеспечения сервисного обслуживания предприятия 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Структура сервисной логистики предприятия 35
2.3 Политика сервисной логистики на предприятии 42
3 Мероприятия по организации и развитию сервисной логистики ОАО "КрЭМЗ" 48
3.1 Проектирование структуры логистической системы предприятия 48
3.2Развитие продвигающих услуг в системе сервисной логистики сопровождения продукции 57
3.3 АВС-анализ основных потребителей предприятия 65
Заключение 69
Список литературы
В тоже время роль логистики
как одного из важнейших инструментов
конкурентоспособности
Низкая степень внимания к сервису на ОАО "КрЭМЗ" можно объяснить следующими причинами. С одной стороны, многие клиенты завода - потребители продукции, долгие годы находившиеся в кризисе и поставленные перед необходимостью выживания, были вынуждены отказаться от услуг производителей, выполняя их собственными силами. С другой стороны, ОАО "КрЭМЗ" находясь восемь-десять лет назад в тяжелом финансовом положении, отодвигал вопросы сервисной политики на второй план.
Важнейшей функцией сервиса ОАО "КрЭМЗ", воплотившей в себе его товарную сущность, является создание системы обеспечения, позволяющей потребителю выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления продукции, экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.
На рисунке 2.5 представлена
структура сервисных услуг, реализуемых
в настоящее время
Рисунок 2.5 - Структура сервисных услуг предприятия в 2008-2010 гг., проценты
Нужно отметить, что в общем объеме сервисных услуг, 60% приходится на доставку продукции. Это говорит о практическом отсутствии системы сервисной логистики на описываемом предприятии.
Обращает на себя внимание низкий показатель (2%) обеспечения потребителей запасными частями. Это говорит об отсутствии сервисного сопровождения реализуемой предприятием продукции. Пуско-наладка оборудования, составляющая порядка 8% всего объема услуг ОАО "КрЭМЗ" также является ключевым показателем качества логистического сервиса любого промышленного предприятия. Необходимо отметить, что на долю статей "Пуско-наладка" и "Обеспечение запасными частями" у западных компаний приходится в совокупности до 40-50% всего объема всех сервисных услуг.
В таблице 2.2 дана сравнительная характеристика структуры сервисной логистики ОАО "КрЭМЗ" и одного из конкурентов – итальянской компании "Supperrior", более 10 лет работающей на рынке трубогибного оборудования в России.
Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика сервисных услуг
Виды сервисных услуг |
Доля в общем объеме сервисных услуг, проценты | |
ОАО "КрЭМЗ" |
"Supperrior" | |
Доставка продукции |
60 |
5 |
Гарантийное обслуживание |
25 |
- |
Пуско-наладка |
8 |
10 |
Обеспечение запасными частями |
2 |
20 |
Обучение персонала |
- |
10 |
Техническое обслуживание в период гарантии |
- |
15 |
Консультирование |
- |
8 |
Ремонт по истечение срока гарантии |
5 |
- |
Модернизация по окончании срока службы |
Менее 1 |
32 |
Всего |
100 |
100 |
Стоимость сервисных услуг за срок службы трубогибного комплекса |
До 20% от стоимости оборудования |
До 100 % от стоимости оборудования |
Как видно из данных таблицы 2.2, система логистического сервиса ОАО "КрЭМЗ" по структуре и характеру принципиально отличается от существующей системы компании "Supperrior". Основное отличие заключается в том, что "Supperrior" в течение всего срока работы оборудования "ведет" проданное оборудование, отслеживает его местоположение, технические параметры и изменения в них.
Кроме того по истечение срока службы, компания проводит его полную модернизацию, которая может составлять до 50% цены нового комплекса. После модернизации оборудование либо возвращается клиенту, либо приобретается у него с дальнейшей перепродажей на вторичный рынок, либо обменивается на новое на условиях доплаты разницы от стоимости отработанного. Таким образом, при более высокой цене (более чем в 1,5 раза от стоимости оборудования ОАО "КрЭМЗ") трубогибный комплекс марки "Supperrior" является вполне конкурентоспособным. Предприятие имеет сервисные логистические центры по всему миру, в том числе и в России и способно быстро реагировать на запросы потребителей в случае выхода оборудования из строя или возникновения каких-либо других проблем.
Необходимо отметить, что
довольно значимой статьей сервисных
услуг является обучение и техническая
подготовка персонала покупателя. При
этом западные компании активно привлекают
различные российские центры обучения.
ОАО "КрЭМЗ" данные услуги не продвигает,
хотя вполне способна их оказывать. В
результате покупатель вынужден самостоятельно
искать пути обучения своих сотрудников.
Это, безусловно, не повышает уровень
конкурентоспособности
В течение гарантийного срока обслуживания оборудования иностранных производителей действует система обязательного технического обслуживания. Стоимость данного вида услуг составляет до 7-10 млн. рублей или 20% общей стоимости проданного оборудования. ОАО "КрЭМЗ" также не предоставляет такого рода услуг.
Подводя итоги сравнительной характеристике логистических систем исследуемых предприятий, отметим значительную разницу в подходах к организации сервисной политики ОАО "КрЭМЗ" и западных компаний. Таблица 2.2 демонстрирует, что за период сервисного обслуживания компании способны получить до 100% от стоимости оборудования. Объем услуг ОАО "КрЭМЗ" в лучшем случае не превышает 20% стоимости оборудования, обычно же он в два-три раза меньше.
Таким образом, работу ОАО "КрЭМЗ"
в данном направлении нельзя признать
положительной. Как показали исследования,
прибыль и доходы от оказания сервисных
услуг предприятием достигается
на 6-8 годы с момента проданных
товаров. Это связано с тем, что
у потребителя в этот период возникает
необходимость модернизации и планового
технического ремонта оборудования.
Такого рода деятельность позволяет
производителю и поставщику оборудования
продавая запасные узлы и детали, проводя
техническое обслуживания оборудования,
получить до 60% стоимости проданного
оборудования. На этом этапе ОАО "КрЭМЗ"
значительно уступает основным конкурентам
отрасли – на предприятии практически
не ведется работа по отслеживанию
проданного оборудования, необходимости
его технического обслуживания и
ремонта. Заказы и договора на поставку
запасных частей и послепродажного
обслуживания заключаются только в
том случае, если клиент сам обращается
на ОАО "КрЭМЗ" с такой заявкой.
Более того, сервисную работу руководство
предприятия считает
Жизненный цикл услуги ОАО "КрЭМЗ" и "Supperrior", как видно из данных таблицы 2.2, отличается существенно. Если у ОАО "КрЭМЗ" он незначительно превышает цикл продажи товара, то у итальянской компании "Supperrior" жизненный цикл логистических услуг значительно превышает жизненный цикл гарантийной работы оборудования, что является положительной тенденцией для предприятия.
Проблема жизненного цикла услуг не изучалась так глубоко и качественно, как проблема жизненного цикла товара (ЖЦТ). В результате, большинство предпринимателей применяют методы управления ЖЦТ в неизмененном виде к управлению жизненным циклом услуг. Но ведь в то время, когда товар находится на этапе зрелости, цикл сервисных услуг только начинает набирать обороты. 70% доходов от продажи сервисных услуг, компания получает в то время, когда продажи самого оборудования пошли на спад.
При умелой организации сервис способен стать решающей статьей дохода.
В то же время, на ОАО "КрЭМЗ"
нет адаптивного планирования ЖЦТ
применительно к услугам
- излишние запасы запчастей;
- неправильную стратегию в области ценовой политики;
- преждевременное сворачивание
программ по возможной
Таким образом, напрашивается вывод о несовпадении кривых жизненного цикла товара и цикла сервисных услуг.
Пик роста товара наступает через 2-3 года, а жизненный цикл сопутствующих этому товару услуг продлевается до 15 лет.
До 70% доходов от продажи сервисных услуг западных компаний, приходится на последние два этапа. Данный феномен можно объяснить следующими причинами:
- совокупный эффект увеличения цен на сервисные услуги;
- возможная модернизация оборудования, осуществляемая по достаточно высоким ценам;
- предоставление дополнительных
видов услуг по мере
"Supperrior" и другие
западные компании, работающие на
рынке нефтегазового
Также на рост доходов и соответственно прибыли на этих этапах влияют следующие факторы:
- рост затрат на покупку запчастей;
- рост затрат на ремонт
с увеличением возраста
- рост цен на предоставляемые
услуги в связи с
Иными словами, к тому времени, когда жизненный цикл товара будет находиться на этапе упадка, жизненный цикл услуг будет только входить в этап быстрого роста. Таким образом, сначала предприятие получает прибыль непосредственно от продажи самого товара, а затем (при умелом управлении) от продажи сопутствующих ему услуг.
Получению прибыли на этих этапах могут помешать следующие причины:
1) Высокий уровень поломок
в конце экономической жизни
оборудования (особенно это касается
механического и
2) Рост уровня заработной
платы работников сервиса при
отсутствии роста цен на
3) Плохое управление системой
распределения запчастей.
4) Неправильное местоположение сети сервис-центров.
5) Потери, вызванные небрежностями
в работе сотрудников
Как известно, обслуживание является частью маркетингового проекта. Нельзя выпускать продукцию, пока не продумано и не отработано ее обслуживание. Следует отметить, что стремление сочетать задачи сбыта и послепродажного обслуживания с начала разработки изделия характерно не только для производителей высокотехнологичной продукции.
Сотрудничество на начальной стадии проектирования сводит в единое целое технику, производство, маркетинг и обслуживание. Прежде чем дать добро на разработку изделия, каждая из этих функциональных служб обязана удостовериться, что будущее изделие попадет в руки квалифицированных специалистов и будет обеспечено необходимыми ресурсами. Естественно, что инженеру проще конструировать изделие, не думая о его обслуживании; если он не заглядывает далеко вперед, ему это кажется еще и дешевле.
Отличия иностранных производителей в том, что все вопросы, связанные с сервисом, они решают на этапе проектирования оборудования, заранее просчитывая и планируя прибыль от сервиса, а ОАО "КрЭМЗ" не имея опыта в данном вопросе, начинает заниматься вопросами сервисной логистики, как правило, уже после продажи оборудования.
Таким образом, планирование
политики сервиса должно осуществляться
параллельно с разработкой
Если планирование предложения услуг влечет за собой выявление потребностей в приспособлении изделия к целям и ограничениям сервиса, то при разработке продукции также выявляются специфические потребности в техническом обслуживании. То есть в идеале регулирование предложения услуг должно быть неразрывно связано с регулированием предложения товара в реальном исполнении. Согласованное регулирование взаимосвязанных процессов разработки этих различных сторон предложения, осуществляемое с учетом трех предложенных параметров (технологического, нематериального и временного), и обеспечивает создание требуемого товара. Все эти параметры учитываются конкурентами ОАО "КрЭМЗ" и, наоборот, не учитываются на самом предприятии.
Информация о работе Логистическая система обеспечения сервисного обслуживания