Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".
Установление
длительного стратегического
Оценка предложений при выборе поставщика
Процедура получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков может быть организована различными способами. Наиболее распространенными среди них являются конкурсные торги и письменные переговоры.
Конкурсные торги (тендеры) – распространенная форма поиска поставщиков. Торги проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель получает наилучшего во всех отношениях поставщика.
Проведение тендера включает следующие этапы:
Организация конкурсных торгов – сложная процедура, включающая работу тендерного комитета, который составляет отчет об оценке тендерных предложений.
Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем. В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано двумя способами. Первый – инициатива вступления в переговоры исходит от продавца. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения – оферты. В отличие от конкурсных торгов, где формы предложений строго определены, оферты могут иметь различную форму и содержание. Обычно они включают следующие реквизиты:
Оферты могут быть твердыми и свободными. Твердая оферта направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Если покупатель принимает предложение, то он направляет продавцу подтверждение о принятии предложения (акцептование оферты). Обычно твердые оферты высылаются традиционным партнерам. Свободная оферта высылается неограниченному количеству потенциальных покупателей и обычно содержит рекламно-информационные материалы.
При
втором способе организации письменных
переговоров инициатива вступления
в переговоры исходит от покупателя. Он
рассылает потенциальным поставщикам
коммерческий запрос, целью которого является
получение оферты.
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА
Тема
3.1. Понятие производственной
логистики.
Цели производственной
логистики
Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Как известно, общественное производство подразделяется на материальное и нематериальное. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства.
Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих материальные услуги (хранение, упаковка и т.п.). Характерная черта объектов изучения в производственной логистике – территориальная компактность.
Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями.
Логистические
системы, рассматриваемые
На
макроуровне
На
микроуровне
Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
Традиционная концепция организации производства предполагает:
Традиционная
концепция была наиболее приемлема
при существовании рынка
Главной логистической целью управления производством является обеспечение своевременной и полной поставки продукции в соответствии с хозяйственными договорами при минимизации затрат на достижение этой цели.
Целью второго уровня является минимизация затрат на производство за счет организации непрерывной загрузки производственных участков при максимально возможной непрерывности движения предметов труда в производстве.
Третий уровень целей должен быть направлен на повышение эффективности процессов производства (принципы эффективной организации производства).
Четвертый уровень целей – обеспечение функционирования системы, сохранения ее гибкости и адаптивности в заданных параметрах. Для достижения этой цели используется прогнозирование, анализ, планирование, регулирование, учет и контроль.
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства
Эффективная
организация производства основана
на реализации основных (базовых) и противоположных
им принципов организации производства.
Базовые принципы | Принципы, противоположные базовым |
специализация | диверсификация |
параллельность | последовательность |
пропорциональность | резервирование |
стандартизация | универсализация |
непрерывность | прерывность |
надежность | гибкость |
ритмичность | аритмичность |
автоматичность | самоорганизация |
Реализация базовых принципов организации производства приводит лишь к повышению организованности функционирования предприятия при относительно стабильных воздействиях внешней среды. Тогда как реализация базовых и противоположных им принципов повышает внутреннюю гибкость производства, т.е. способность оперативно, с минимальными затратами, адаптироваться к изменениям производственной программы, условий на рынке, норм государственного регулирования. В итоге формируется динамичная организационная структура предприятия.
Основным
логистическим принципом
Принцип специализации основан на ограничении разнообразия элементов производственного процесса за счет сокращения разновидностей трудовых действий, с помощью которых происходит преобразование предметов труда в готовый продукт. Различают предметную и технологическую специализацию. Предметная специализация предполагает закрепление за каждым производственным подразделением или рабочим местом изготовление определенных видов полуфабрикатов или готового продукта. А технологическая специализация – выполнение работ по определенной технологии. Предметная специализация на уровне предприятия находит свое выражение в выпуске продукции конкретной номенклатуры, а на уровне цехов и участков - в выпуске полуфабрикатов определенного вида. Специализация способствует росту производительности труда за счет доведения до автоматизма трудовых движений рабочих, а также способствует оптимальному использованию оборудования, так как сводит к минимуму затраты на его переналадку. Специализация предполагает унификацию изделий и типизацию технологических процессов, при этом создаются наиболее благоприятные условия для механизации и автоматизации производства. В конечном итоге специализация оказывает существенное влияние на улучшение технико-экономических показателей деятельности предприятий.
Параллельность – принцип рациональной организации производственных процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени. Принцип параллельности может осуществляться по отношению к одной операции производственного процесса за счет введения на операции фронта работ, отличного от единицы. Например, в полиграфическом производстве, если в печатном цехе предприятия имеется три однотипные печатные машины, то при изготовлении объемного книжного издания процесс печатания будет производиться сразу на трех машинах, что приведет к сокращению продолжительности конкретной операции. Возможность осуществлять принцип параллельности по отношению к одной операции представляется при организации производственного процесса на крупных предприятиях. Но чаще принцип параллельности рассматривают применительно к двум смежным операциям, Принцип параллельности по отношению к смежным операциям одной производственной стадии производственного процесса имеет широкое распространение на предприятиях всех типов производства.