Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

     Сезонные  запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

     Объем запаса будет зависеть от специфической  роли материального запаса в отрасли. Так, предприятие, выпускающее железнодорожные локомотивы, не будет создавать запас дизельных двигателей, так как вся продукция в этой отрасли производится строго под заказ. В швейной промышленности запасы готовой продукции минимальны, а средства вкладываются в незавершенное производство – полуфабрикаты, которые заготавливаются для быстрой реакции на изменение потребностей рынка.

     По  времени запасы подразделяются на:

  • максимальный желательный уровень запаса;
  • пороговый уровень;
  • текущий уровень;
  • страховой уровень.

     Максимальный  желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

     Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.

     Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

     Страховой запас (гарантийный или резервный) предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Тема 4.2. Цели создания запасов

     Запасы  материальных ресурсов и готовой продукции создаются для достижения разнообразных целей. Наиболее типичными целями создания запасов являются:

  • страхование сбоев в поставках;

     Запасы  создаются на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и  неудовлетворительного качества продукции.

  • защита от повышения закупочных цен;

     Защита  от повышения закупочных цен с  помощью дополнительных запасов  возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции.

  • экономия на оптовых скидках;

     Экономия  на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.

  • экономия на транспортировке;

     Экономия  на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.

  • повышение эффективности производства;

     Запасы  незавершенного производства могут  привести к снижению себестоимости  производства в связи с ликвидацией  простоев оборудования; Запасы материальных ресурсов и незавершенного производства позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования; обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;

     Запасы  готовой продукции позволяют  не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства. Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования. Запасы готовой продукции позволяют создавать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса. Запасы материальных ресурсов позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок. Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют поддерживать неожиданный рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.

     Наравне с общепринятыми целями создания запасов существуют объективные факторы повышения уровня запасов. Остановимся на некоторых из них:

  • низкое качество закупаемых товаров;

     Низкое  качество закупаемых товаров – одна из причин роста уровня запасов в компании. Легче заказать на 10% больше товаров, чем пытаться установить причину низкого качества поставляемого товара. Для многих предприятий заказывать больше, чем требуется, стало обычной практикой защиты от получения некачественных товаров.

  • ненадежность поставок;

     Надежность  поставок также подталкивает предприятие  к созданию страховых (резервных) запасов  для компенсации возможных сбоев  в поставках.

  • увеличение времени обработки и выполнения заказа на поставку;

     Увеличение  времени выполнения заказа, очевидно, требует создания большего запаса различных видов товарно-материальных ценностей для поддержания потребления на время поставки. Сокращение времени между подачей заказа и приемкой поступившей поставки – одна из наиболее важных целей логистики и современного бизнеса в целом.

  • неточное прогнозирование спроса (потребления);

     Неточное  прогнозирование спроса (потребности) – объективная особенность процесса управления запасами в условиях динамичного  развивающегося рынка. Неопределенность предполагаемого спроса требует создания повышенного уровня запаса для удовлетворения возможного потребления.

  • увеличение расстояний поставки;

     Увеличение  расстояний поставки - черта нового времени. Большие расстояния между  поставщиками и покупателями часто  приводят к повышению уровня запасов, которые компенсируют неопределенность, возникающую при длительной транспортировке.

  • неэффективное производство.

     Неэффективное производство требует содержать  запасы, сверх необходимых объемов  для компенсации брака или  потерь на производстве. Одним из показателей неэффективности производственной системы является большой объем запасов незаконченного производства у каждого рабочего места. К увеличению запасов в производстве приводят также длительные циклы производства.

     Запасы  представляют собой буфер между производством и потреблением. Они свидетельствуют о конфликте интересов между поставщиком (производителем) и потребителем. Запас сглаживает, но не ликвидирует конфликт. Примеры возможных действий для ликвидации конфликтных ситуаций:

  • низкое качество закупаемых товаров может быть преодолено выбором поставщика, обеспечивающего требуемый уровень товаров, или (в случае невозможности перейти к другим поставщикам) участием в мероприятиях, направленных на повышение качества его продукции;
  • ненадежность поставок, по аналогии с предыдущим пунктом, может быть преодолена выбором поставщика, обеспечивающего требуемый уровень качества товаров, или (в случае невозможности перейти к другим поставщикам) участием в мероприятиях, направленных на повышение качества производства, совершенствование процесса упаковки и транспортировки;
  • увеличение времени выполнения заказа требует не столько создания запасов незавершенного производства, сколько совершенствования бизнес-процессов в компании;
  • неточное прогнозирование спроса (потребления) хотя и не может быть полностью преодолено, но снижено за счет совершенствования работы аналитической службы и службы маркетинга;
  • увеличение расстояний доставки, безусловно, повышает риск транспортировки, но совершенствование управления логистическими рисками – один из вариантов решения проблемы, помимо повышения уровня запасов;
  • неэффективное производство – имеется арсенал средств повышения эффективности за счет совершенствования техники, технологии и организации производства, реинжиниринга бизнес-процессов и т.п.

Тема 4.3. Управление запасами

     В настоящее время значительно  выросли требования рынка к параметрам изделий, прежде всего, к их качеству. Произошло это в связи с  преобладанием предложения над  спросом, наличием избыточных производственных мощностей. Успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил производство, так что экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается путем:

  • снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;
  • сокращения времени поставок;
  • четкого соблюдения сроков поставок;
  • увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;
  • повышения качества изделия;
  • увеличения производительности.

     В последние годы произошло заметное усовершенствование производственных методов, что позволило снизить расходы. Дальнейшее снижение издержек может быть реализовано за счет рационализации процессов, обеспечивающих производство. Прежде всего, это относится к оптимизации запасов. Решения, принимаемые руководством предприятия, касаются каждого отдельного вида товара. Для этого используется метод АВС.

     Как показывает зарубежный опыт, в промышленно  развитых странах эффективное время  обработки детали составляет не более 20% от времени производственного цикла. Это указывает на длительное нахождение детали в производстве в полуготовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Есть основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10% росту оборота.

     Логистика запасов занимает ключевое место  в логистической системе как  отдельной организации, так и  экономики в целом. Обеспечение  единого и непрерывного процесса снабжения всех стадий производственного процесса необходимыми запасами в оптимальном количестве и заданного качества – важнейшая гарантия эффективного функционирования организаций и экономики регионов.

     Логистика принесла в управление запасами новый  взгляд на сам запас – запас стал объектом управления. Логистика – сначала как практическая деятельность, а затем и как наука – выявила новый объект управления – поток товарно-материальных ценностей. Запас стали рассматривать как форму существования материального потока или часть материального потока, который имеет свои границы в пространстве и во времени.

     Традиционный  подход к управлению запасами рассматривал запас как локальное явление. Если пользоваться терминологией логистики, то традиционный подход замыкался на отдельном звене логистической системы, игнорировал взаимодействие звеньев на всем пути движения материального потока.

     При логистическом подходе  к управлению запасами инструментарий работы с запасами может остаться прежним, но должен принципиально измениться взгляд на сам запас. Запас как форма существования материального потока не может рассматриваться изолированно в рамках отдельного звена (подразделения). Необходима увязка всех звеньев цепи материального потока, связанного, кроме того, с соответствующими информационными и финансовыми потоками.

     Реализация  основной цели логистики запасов  достигается решением следующих  задач:

  • учет текущего уровня запасов;
  • определение размера резервного (страхового) запаса;
  • расчет размера запаса;
  • определение интервала времени между заказами.

     Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления:

  • система управления запасами с фиксированным размером заказа;
  • система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа

     Основополагающий  параметр системы – размер заказа, который строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. В связи с этим первой задачей является определение размера заказа. Размер заказа может определяться частными организационными соображениями: удобством транспортировки, возможностью загрузки складских помещений. Между тем в такой системе объем закупки должен быть не только рациональным, но и оптимальным. Оптимальность определяется совокупностью следующих критериев:

  • используемая площадь складских помещений;
  • издержки на хранение запасов;
  • затраты на поставку продукции.

     Все эти критерии взаимосвязаны и  экономия одних затрат приводит к  увеличению других, например, при экономии затрат на хранение вырастут затраты на поставку продукции и т.п. Минимизация затрат на хранении в случае, если время поставки продолжительное, бессмысленна, т.к. спрос испытывает колебания, это приведет к невозможности непрерывного обслуживания потребителей, что противоречит цели функционирования логистической системы управления запасами. Необходимо определить оптимальный размер заказа без потери качества обслуживания.

Информация о работе Лекции по "Логистике"