Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".
4. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам.
5. Поиск компетентных поставщиков и развитие стратегических отношений с ними. Успех деятельности отдела закупок в конечном итоге определяет надежность поставщиков. Деятельность поставщика оказывает большое влияние на производительность, качество и конкурентоспособность компании–покупателя. При выборе поставщика необходимо проводить тщательный поиск и анализ возможных поставщиков, причем анализ желательно проводить по нескольким критериям, например, по качеству предлагаемой продукции, возможности своевременной доставки, цене, сервису и т.д. Также важным критерием является оценка риска при осуществлении закупок.
6. Повышение конкурентоспособности компании. Основные задачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Толчком к проведению исследования может стать интерес к определению размеров затрат, изменений в собственной программе дистрибьюции, внедрению достижений технического прогресса, повышению доли фирмы на рынке, конкуренции, надежности поставщиков, объему предложения будущем и т.д.
Безусловно, цели управления закупками различаются в зависимости от специализации фирмы (промышленная, торговая, сервисная). Основной целью логистического менеджмента закупок, например, в производственной компании является надежное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного графика. Производственный график при этом должен быть сформирован в соответствии с маркетинговой и логистической стратегией фирмы на рынке продаж готовой продукции.
Тема 2.3. Планирование закупок
Логистика снабжения, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов и комплектующих с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
При планировании закупок необходимо определить:
Отправной точкой в закупочной деятельности является определение потребности в материальных ресурсах. Необходимую информацию для определения объемов закупки обеспечивают данные, предоставляемые отделом производства промышленной компании или службой продаж торгового предприятия. Они дают представление о расходовании материалов в производстве или фактическом рыночном спросе на товарную продукцию.
В
системе учета расхода
Для
определения потребности на основе
фактического расхода (спроса) продукции
используются ряд методов прогнозирования.
Чаще всего применяются экономико-
Прогнозирование потребности в материальных ресурсах для производства продукции чаще всего основано на нормативном подходе, т.е. расчете удельных норм расхода материальных ресурсов: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска готовой продукции и т.п. Сами удельные нормы расхода материальных ресурсов рассчитываются на основе технологии производства. Для расчета норм расхода материальных ресурсов в каждой отрасли промышленности имеется соответствующее нормативно-методическое обеспечение.
Особенностью планирования снабжения производственных предприятий является прогнозирование потребности в запасных частях на ремонтно-эксплуатационные нужды технических средств и оборудования и горюче-смазочных материалах. Расчет потребности и последующего объема закупок запасных частей может быть основан как на прогнозе их фактического расхода, так и на удельных нормах расхода. При использовании нормативного подхода приходится учитывать большое число факторов, определяющих надежность исходной техники, особенности технологического процесса ее обслуживания и ремонта, условия и режимы эксплуатации, и многое другое.
Для определения количества требуемых материалов и периодичности их поступления необходима информация об использовании материалов в предыдущие периоды. Также необходим производственный план, составленный исходя из прогнозируемого спроса на продукцию. Составляется график поставок материалов, планируются объемы поставляемых партий с учетом объема текущего запаса.
Тема 2.4. Выбор метода закупок
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих. У каждого метода есть преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сэкономить время и сократить издержки. Наиболее распространенные методы закупок:
Закупка товара одной партией. Поставка товара большой партией за один раз. Преимуществами такого метода являются: более низкая стоимость единицы закупаемой продукции, низкие транспортные расходы, простота документального оформления, гарантия от сбоев в поставках, возможная экономия от повышения цен. Недостатки: большая потребность в складских площадях, замедление оборачиваемости капитала.
Регулярные закупки мелкими партиями. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления партий, экономия складских помещений. Недостатки: высокая вероятность сбоев в поставках.
Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товара, но имеет свои особенности. Договор с поставщиком заключается на длительный срок (чаще всего на один год), в договоре указывается общий объем ресурсов, которые планируют в течение данного периода закупить. По мере необходимости покупатель заказывает нужное количество товаров и оплачивает только поставленный объем продукции. Преимущества данного метода: процедура выбора поставщика осуществляется лишь раз в год, у покупателя отсутствуют твердые обязательства по покупке определенного количества товаров, ускоряется оборот капитала.
Ежемесячные (еженедельные, ежедневные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод используется в тех случаях, когда закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на хранение, своевременность поставок.
Закупка товара с немедленной поставкой. Данный метод используется при закупках редко используемых товаров, потребность в которых сложно спланировать и невозможно получить их в необходимом количестве в необходимое время.
Метод снабжения «точно в срок»
Наиболее перспективным и характерным способом оперативного снабжения является система "точно в срок", метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы. Она возникла в середине 1950-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.
Решение задачи «сделать или купить»
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обуславливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
Тема 2.5. Выбор поставщика
Когда потребности в материальных ресурсах и метод закупок определены, наступает следующий важный этап – выбор поставщиков. Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Решение о выборе поставщика должно быть обусловлено способностью поставщика удовлетворять критериям качества, объема поставки, условий доставки, цены и обслуживания.
Возможны два направления выбора поставщика:
1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками компании (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний, об их возможностях.
2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более значительная эффективность.
В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:
Существует несколько распространенных методов выбора поставщика:
Затратно-коэффициентный метод иногда называют методом миссий. Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений. Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы, при этом учитываются логистические риски. Затем из набора вариантов выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).