Лекции по "Логистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:56, лекция

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Логистика".

Работа содержит 1 файл

Логистика.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

     4. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам.

     5. Поиск компетентных поставщиков и развитие стратегических отношений с ними. Успех деятельности отдела закупок в конечном итоге определяет надежность поставщиков. Деятельность поставщика оказывает большое влияние на производительность, качество и конкурентоспособность компании–покупателя. При выборе поставщика необходимо проводить тщательный поиск и анализ возможных поставщиков, причем анализ желательно проводить по нескольким критериям, например, по качеству предлагаемой продукции, возможности своевременной доставки, цене, сервису и т.д. Также важным критерием является оценка риска при осуществлении закупок.

     6. Повышение конкурентоспособности компании. Основные задачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Толчком к проведению исследования может стать интерес к определению размеров затрат, изменений в собственной программе дистрибьюции, внедрению достижений технического прогресса, повышению доли фирмы на рынке, конкуренции, надежности поставщиков, объему предложения будущем и т.д.

     Безусловно, цели управления закупками различаются  в зависимости от специализации фирмы (промышленная, торговая, сервисная). Основной целью логистического менеджмента закупок, например, в производственной компании является надежное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения производственного графика. Производственный график при этом должен быть сформирован в соответствии с маркетинговой и логистической стратегией фирмы на рынке продаж готовой продукции.

Тема 2.3. Планирование закупок

     Логистика снабжения, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов и комплектующих с рынка закупок до складов предприятия. Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продукта, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:

     При планировании закупок необходимо определить:

  • ассортимент и объем требуемых ресурсов;
  • график поставок и объемы партий;
  • возможности потенциальных поставщиков;
  • требуемые площади складских помещений;
  • издержки на закупки;
  • возможность организации самостоятельного производства требуемых материалов (это актуально не только для производственных предприятий, любая компания рассматривает вопрос о том, обеспечить ли потребность в услугах, например, в услугах клининга, самостоятельно, либо закупить данную услугу, воспользоваться аутсорсингом).

     Отправной точкой в закупочной деятельности является определение потребности в материальных ресурсах. Необходимую информацию для определения объемов закупки обеспечивают данные, предоставляемые отделом производства промышленной компании или службой продаж торгового предприятия. Они дают представление о расходовании материалов в производстве или фактическом рыночном спросе на товарную продукцию.

     В системе учета расхода материальных ресурсов или готовой продукции  могут использоваться разнообразные  средства (базы данных) складского учета. Эти средства учета могут быть объединены в систему, содержащую подкаталоги по каждому из возможных поставщиков и данные о продвижении их товаров на рынке. Могут быть так же разделы, содержащие сведения об имеющемся опыте работы с каждым поставщиком: обо всех ранее заключенных сделках, срывах поставок, другие доступные сведения о нестандартных ситуациях и т.п.

     Для определения потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции  используются ряд методов прогнозирования. Чаще всего применяются экономико-математические методы (методы экстраполяции динамических рядов фактических значений расхода (спроса) материальных ресурсов). Общим недостатком этих методов является ограниченность возможности наблюдения за расходом (спросом) конкретного вида материальных ресурсов или товарной позиции. При этом другие факторы, которые могут оказать существенное влияние на будущую потребность, не учитываются. Данное обстоятельство послужило причиной применения для прогнозирования (планирования) потребности в материальных ресурсах и готовой продукции методов многофакторных корреляционно – регрессионных моделей.

     Прогнозирование потребности в  материальных ресурсах для производства продукции чаще всего  основано на нормативном  подходе, т.е. расчете удельных норм расхода материальных ресурсов: на одну позицию, единицу веса, длины, определенный объем выпуска готовой продукции и т.п. Сами удельные нормы расхода материальных ресурсов рассчитываются на основе технологии производства. Для расчета норм расхода материальных ресурсов в каждой отрасли промышленности имеется соответствующее нормативно-методическое обеспечение.

     Особенностью  планирования снабжения  производственных предприятий  является прогнозирование потребности в запасных частях на ремонтно-эксплуатационные нужды технических средств и оборудования и горюче-смазочных материалах. Расчет потребности и последующего объема закупок запасных частей может быть основан как на прогнозе их фактического расхода, так и на удельных нормах расхода. При использовании нормативного подхода приходится учитывать большое число факторов, определяющих надежность исходной техники, особенности технологического процесса ее обслуживания и ремонта, условия и режимы эксплуатации, и многое другое.

     Для определения количества требуемых  материалов и периодичности их поступления  необходима информация об использовании материалов в предыдущие периоды. Также необходим производственный план, составленный исходя из прогнозируемого спроса на продукцию. Составляется график поставок материалов, планируются объемы поставляемых партий с учетом объема текущего запаса.

Тема 2.4. Выбор метода закупок

     Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, состава комплектующих. У каждого метода есть преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать, чтобы сэкономить время и сократить издержки. Наиболее распространенные методы закупок:

     Закупка товара одной партией. Поставка товара большой партией за один раз. Преимуществами такого метода являются: более низкая стоимость единицы закупаемой продукции, низкие транспортные расходы, простота документального оформления, гарантия от сбоев в поставках, возможная экономия от повышения цен. Недостатки: большая потребность в складских площадях, замедление оборачиваемости капитала.

     Регулярные  закупки мелкими  партиями. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления партий, экономия складских помещений. Недостатки: высокая вероятность сбоев в поставках.

     Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товара, но имеет свои особенности. Договор с поставщиком заключается на длительный срок (чаще всего на один год), в договоре указывается общий объем ресурсов, которые планируют в течение данного периода закупить. По мере необходимости покупатель заказывает нужное количество товаров и оплачивает только поставленный объем продукции. Преимущества данного метода: процедура выбора поставщика осуществляется лишь раз в год, у покупателя отсутствуют твердые обязательства по покупке определенного количества товаров, ускоряется оборот капитала.

     Ежемесячные  (еженедельные, ежедневные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод используется в тех случаях, когда закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на хранение, своевременность поставок.

     Закупка товара с немедленной  поставкой. Данный метод используется при закупках редко используемых товаров, потребность в которых сложно спланировать и невозможно получить их в необходимом количестве в необходимое время.

Метод снабжения «точно в срок»

     Наиболее  перспективным и характерным  способом оперативного снабжения является система "точно в срок", метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы. Она возникла в середине 1950-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.

Решение задачи «сделать или купить»

     Задача  «сделать или купить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.

     Вне зависимости от ситуации во внешней  среде, на самих предприятиях могут  действовать факторы, обуславливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:

  • потребность в комплектующем изделии не велика;
  • отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
  • отсутствуют кадры необходимой квалификации.

     Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

  • потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
  • комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Тема  2.5. Выбор поставщика

     Когда потребности в материальных ресурсах и метод закупок определены, наступает следующий важный этап – выбор поставщиков. Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из–за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Решение о выборе поставщика должно быть обусловлено способностью поставщика удовлетворять критериям качества, объема поставки, условий доставки, цены и обслуживания.

     Возможны  два направления выбора поставщика:

     1. Выбор поставщика из числа  компаний, которые уже были поставщиками  компании (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний, об их возможностях.

     2. Выбор нового поставщика в  результате поиска и анализа  интересующего рынка: рынка, с которым фирма уже работает, или совершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифицировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более значительная эффективность.

     В соответствии с общим алгоритмом выбора поставщика первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие основные источники информации:

  • неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
  • отраслевые каталоги;
  • интернет – сайты;
  • рекламные материалы;
  • банки и финансовые институты официальных органов;
  • ежегодные отраслевые выставки и ярмарки;
  • собственные исследования;
  • специализированные информационные агентства и исследовательские организации.

     Существует  несколько распространенных методов  выбора поставщика:

  • затратно-коэффициентный;
  • метод доминирующих характеристик;
  • метод категорий предпочтения;
  • рейтинговая оценка факторов.

     Затратно-коэффициентный метод иногда называют методом миссий. Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений. Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы, при этом учитываются логистические риски. Затем из набора вариантов выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

Информация о работе Лекции по "Логистике"