Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:59, лекция
Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
нужный товар
необходимого качества
в необходимом количестве доставлен
в нужное время
1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ
1.1. Объект, предмет, основные понятия и задачи логистики
Логистика - интегрированная система активного управления материальными потоками на основе применения современных информационных технологий и оптимизационных экономических решений, рассматривающая в единстве материалопотоки между хозяйствующими субъектами и внутри них и направленная на достижение высоких конечных результатов деятельности.
Целью логистики является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Поставка материалов, сырья, готовой продукции точно в срок оказывает благоприятное влияние на функционирование всей экономической системы, позволяет существенно сократить материальные запасы и затраты по их формированию и содержанию, общие издержки производства и обращения. Логистика, как и маркетинг, исходит из интересов потребителя.
Цель логистической деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность.
Поскольку логистический подход требует введения нового объекта изучения (потока), приведем его определение. Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Поток характеризуется следующими параметрами: начальная и конечная точки, скорость, время, траектория, длина пути, интенсивность. Интенсивность потока - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.
Логистика может иметь дело с многообразными потоками -материальными, транспортными, финансовыми, энергетическими, информационными, людскими. Наиболее часто в логистике приходится иметь дело с материальными потоками.
Материальный поток - совокупность грузов, деталей, товарно-материальных ценностей, рассматриваемая в процессе приложения к ней ряда логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций.
Материальный поток
характеризуется такими процессами, как
транспортировка, погрузочно-разгрузочные
операции, обработка продукции,
складирование и хранение.
Предметом изучения логистики является оптимизация материальных и соответствующих им финансовых, информационных потоков, сопровождающих производственно-коммерческую деятельность. Осуществляется системная оптимизация с позиции единого целого, т.е. минимизации затрат во всей логистической системе, а не в отдельном блоке.
Логистическая система включает такие укрупненные блоки, как снабжение (закупка) с транспортным обеспечением (доставка продукции предприятиям), производство, сбыт продукции с транспортным обеспечением (доставка продукции потребителям). В соответствии с этим выделяются следующие функциональные области логистики: логистика, связанная с заготовкой или закупкой продукции (логистика закупок, или заготовительная логистика); производственная логистика; логистика, специализирующаяся на сбыте, реализации продукции (распределительная логистика).
Производственная логистика - область логистики, охватывающая процессы движения материалопотоков внутри предприятия (фирмы).
Термин коммерческая логистика означает не только сферу-использования (коммерческая деятельность по закупке сырья и материалов, сбыт готовой продукции), но и прагматическую цель, заключающуюся в снижении издержек, увеличении прибыли, повышении конкурентоспособности организации (фирмы).
С точки зрения обработки материального потока можно выделить следующие области в логистике: запасы, транспортировка продукции, складирование, складская обработка и информационное обеспечение материального потока (табл.1).
Таблица 1. Основные задачи логистики, решаемые в различных областях
№ п/п |
Область логистики |
Основные задачи |
1 |
Запасы |
Планирование, формирование и содержание необходимых материальных запасов |
2 |
Транспортировка продукции |
Выбор вида транспорта, транспортного средства, планирование и мониторинг доставки продукции |
3 |
Складирование и складская обработка |
Выбор варианта размещения склада, управление складской переработкой, упаковка |
4 |
Информационное обеспечение |
Сбор данных о движении материальных потоков |
Логистическая цепь - совокупность логистических звеньев, через которые проходит движение материального потока, с выделением следующих главных звеньев: поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции вплоть до места ее потребления.
рабочих и служащих; б) расходы на социальные нужды рабочих и служащих.
К основным статьям издержек на содержание запасов и складов относятся также суммы оплаты заемных средств и потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование запасов, строительство складских помещений и их оснащение соответствующим оборудованием.
1.3.2. Системы оперативного снабжения
В последние десятилетия разработан ряд систем снабжения, ориентированных на конкретную потребность производства:
система Канбан (карточка) - метод управления поставками в условиях поточного производства, разработанный в Японии и учитывающий потребность, которая исходит из конечного монтажа;
система планирования производственных ресурсов МРП (MRP) -метод снабжения, охватывающий 3 уровня: на первом уровне осуществляется программное планирование, на втором - распределение материалов, на третьем - управление закупками (т.е. фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система);
система "Точно в срок" - метод снабжения, с помощью которого в результате частых ("дробных") поставок резко сокращаются накопленные запасы;
система запросов - метод снабжения, при котором с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения;
система прогнозных показателей - система, при которой спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствие со спросом;
система электронно-информационной коммуникации клиента и поставщика - метод снабжения, при котором запрос поступает в виде заказа, а данные о поставке и транспортировке уточняются в прямом межкомпьютерном общении.
Наиболее перспективным и характерным способом оперативного снабжения является система "Точно в срок". Она возникла в середине 50-х годов в Японии и получила сначала там широкое распространение, а затем в Европе и США. Суть оперативного снабжения заключается в закупке по долгосрочному контракту и поставке предметов снабжения, минуя промежуточные склады, прямо на производственные линии в сроки, максимально приближенные к моменту потребления, при их жестком соблюдении. Наибольшее распространение метод поставок "Точно в срок" получил в машиностроении при сборочном производстве.
1.3.3. Сопоставление традиционной и оперативной систем
снабжения
В традиционном снабжении закупка осуществляется большими партиями с менее частыми поставками, а в оперативном — мелкими партиями и частыми поставками.
При оценке поставщика традиционно уделялось внимание качеству товара, организации поставки и цене (при этом допускалось до 2% брака). В оперативной системе при прочих равных условиях брак должен быть сведен к минимуму. Лучшие японские поставщики имеют 0,003% брака от партии, что и позволяет им вводить в действие оперативные системы снабжения.
Главная цель переговоров и заключения контракта в традиционном снабжении — минимально возможная цена, а в оперативном снабжении — высокая частота поставок, их точность, надежность при приемлемой цене поставляемых товаров.
Выбор поставщика традиционно был основан на множестве источников для гарантии от неопределенности поступлений, а в оперативном снабжении чаще всего практикуется взаимодействие с единственным источником поставки данной продукции.
Приемочный контроль традиционно организует покупатель, он же несет за него ответственность. В новой системе счетный и приемочный контроль сокращены (а в идеале ликвидированы вовсе).
Традиционной целью выбора способа транспортировки было обеспечение низкой цены на транспорт и надежности вывоза, при этом график вывоза составлял поставщик. В новой системе обращается внимание как на вывоз, так и ввоз грузов; график поставок составляет покупатель.
Традиционный подход декларирует "жесткое" определение технической характеристики изделия с учетом того, что покупатель требует строгого выполнения изделия по чертежам и схемам, соответствующим техническому заданию. Поставщик не имеет свободы выбора и не вправе изменять задания. Напротив, в оперативной системе подход более гибкий, покупатель ориентируется на эксплуатационные показатели, проект изделия отодвинут на второй план, нововведения поставщика поощряются.
Оформление документов — процедура, требующая много времени и согласований при традиционном подходе, когда изменение даты и размера поставки влекут за собой новый заказ на поставку. При оперативной системе документации меньше, время и размер поставок согласуются по каналам современной связи.
Условия на упаковку товара также меняются. Согласно традиционному подходу упаковка каждого вида деталей и их нумерация обычно производятся при отсутствии четкой характеристики содержания товара. В новых же условиях для упаковки используются стандартные контейнеры небольшого размера, которые содержат точное количество материала или деталей и их точные эксплуатационные -характеристики.
1.4. Анализ, определение
потребности и расчеты
В процессе планирования закупок необходимо определить:
какие материалы требуются;
количество материалов,
которые понадобятся для
время, когда они понадобятся;
возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
требуемые площади складских помещений;
издержки обращения в результате уменьшения расходов на погрузочно-разгрузочные операции и хранение на складах у посредников. Применение транзитного снабжения целесообразно для больших партий поставок постоянного ассортимента крупным потребителям, а также, если продукция не требует дополнительных операций по подготовке к производственному потреблению.
На рис. 11 изображены два предприятия А и В, выпускающие одинаковые товары. Каждый из распределительных центров (№ 1 или № 2) может выбирать поставщика с более выгодными для себя условиями поставки. Каждое из предприятий А или В может выбирать различные каналы распределения. Например, от предприятия А товар может попасть к конечному потребителю по одному из следующих маршрутов: № 8 (транзитная форма); 1 -6; 1 -7-5; 3-5 (складская форма). При выборе транзитной формы первоначальная стоимость товара возрастет лишь на сумму расходов, связанных с доставкой, так как посредники не участвуют в товародвижении. Но потребитель будет вынужден закупать у поставщика сразу большое количество товара, что вряд ли ему удобно.
Недостатком маршрута 1-6, является то, что посредник, расположенный в месте сосредоточения производства, как правило, закупает и продает только большие партии однородного товара и не формирует широкого ассортимента. Широкий торговый ассортимент формирует оптовик, расположенный в месте сосредоточения потребления (распределительный центр № 2). Канал товародвижения 1-7-5 обеспечивает наибольший сервис потребителю, но при этом включает двух посредников, что приводит к увеличению стоимости товара.
Оптимизация канала распределения возможна лишь при наличии на товарном рынке большого количества посредников - предприятий, осуществляющих функцию опта. В Японии на 1000 чел. населения приходится 3,4 оптовых предприятия, в США - 1,9, в странах СНГ - 0,05*.
Правовое обеспечение экономической деятельности должно облегчать
•Данные на начало 90-х годов. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Уч. пособие / Под. ред. А.В. Зырянова. Екатеринбург, 1995.
формирование и реализацию хозяйственных связей, через информационные сети - делать возможным быстрый обмен информацией, финансовая система - обеспечивать быстрое прохождение финансовых средств. Правительством Российской Федерации ведется целенаправленная работа по формированию инфраструктуры товарного рынка, особое внимание уделяется формированию следующих подсистем: торговых посредников и складского хозяйства; тароупаковочнои индустрии; финансово-кредитной системы; транспортного обеспечения; нормативно-правового обеспечения.