Логика. Задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Решение задач.

Работа содержит 1 файл

ЛогикаКонтр2009.docx

— 205.21 Кб (Скачать)

Логика - как  система классификации и оценок. Её предметом являются законы  и  формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек  познает окружающий его мир.

      Познание  как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального  познания. От лат. cлова ratio – «разум, рациональное познание – познание с помощью разума, мышления».

      Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

      Ощущение  – это отражение отдельных  чувственно воспринимаемых свойств  предметов их цвета, формы, запаха, вкуса…

      Представление – это сохранившийся в сознании человека чувственный образ предмета, который воспринимался ранее.

      1.Мышление  отражает действительность в  обобщенных образах. В отличии  от чувственного познания мышление  абстрагируется. От лат. cлова abstraction – «отвлечение».

      2.Мышление  процесс опосредованного отражения  действительности.

      Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным.

      3.Мышление  неразрывно связано с языком.

      4.Мышление  – это процесс активного отражения  действительности.

      Основные  формы мышления – понятие, суждение и умозаключение.

      Мышление  человека подчинено логическим законам, или законам мышления. Необходимо различать истинность мысли и  логическую правильность рассуждения.

Закон мышления, или логический закон, - это необходимая  существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых  нельзя отразить логику вещей.

      Человек оценивает свое состояние, как счастье –  как, установленную  для себя, наивысшую  степень психологический  комфортности в данный момент времени, посредством  эмоциональных, психических, эстетических, экономических  и других оценочных  показателей в  себе.

      Суждение  – это форма мышления, в которой  утверждается или отрицается связь  между предметом и его признаком, отношения между предметами или  факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.  
 
 
 
 

    2.Законы логики

Логика –  наука о мышлении. От греч. слова  logos – «мысль, слово, разум, закономерность».

Логика  – есть разумное бытие. Бытие –  определяет сознание.

Логика - как  система классификации и оценок. Её предметом являются законы  и  формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек  познает окружающий его мир.

      Познание  как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального  познания. От лат. cлова ratio – «разум, рациональное познание – познание с помощью разума, мышления».

      Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

      Ощущение  – это отражение отдельных  чувственно воспринимаемых свойств  предметов их цвета, формы, запаха, вкуса…

      Представление – это сохранившийся в сознании человека чувственный образ предмета, который воспринимался ранее.

      1.Мышление  отражает действительность в  обобщенных образах. В отличии  от чувственного познания мышление  абстрагируется. От лат. cлова abstraction – «отвлечение».

      2.Мышление  процесс опосредованного отражения  действительности.

      Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным.

      3.Мышление  неразрывно связано с языком.

      4.Мышление  – это процесс активного отражения  действительности.

      Основные  формы мышления – понятие, суждение и умозаключение.

      Мышление  человека подчинено логическим законам, или законам мышления. Необходимо различать истинность мысли и  логическую правильность рассуждения.

Закон мышления, или логический закон, - это необходимая  существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых  нельзя отразить логику вещей.

      Человек оценивает свое состояние, как счастье –  как, установленную  для себя, наивысшую  степень психологический  комфортности в данный момент времени, посредством  эмоциональных, психических, эстетических, экономических  и других оценочных  показателей в  себе.

      Суждение  – это форма мышления, в которой  утверждается или отрицается связь  между предметом и его признаком, отношения между предметами или  факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

    Среди множества  логических законов логика выделяет четыре основных,

выражающих коренные свойства логического мышления –  его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Они действуют в любых рассуждениях. Наряду с основными логика изучает законы двойного отрицания, контрапозиции, де Моргана и другие, которые также действую  мышлении.

      Закон тождества. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное содержание. Это коренное свойство мышления – его определенность – выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где а, где под а понимается любая мысль). Закон тождества выражен формулой p→p (если p, то p), где p – любое высказывание, → - знак импликации (если…, то…). Из закона тождества следует: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные. Нарушение этого требования в процессе рассуждения приводит к разным выражением одной и той же мысли в языке, и зачастую это приводит к подмене понятия.

      Закон непротиворечия. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно. Этот закон формулируется следующим образом: неверно, что а и не-а (не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую). Он выражается формулой ˥(p˄˥p) (неверно, что p и не- p одновременно истинны). Под p понимается любое высказывание, под ˥p – отрицание высказывания p, знак ˥ перед всей формулой – отрицание двух высказываний, соединенных знаком конъюнкции. Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений. Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что непоследовательность в мыслях ведет к непоследовательности в поступках.

      Закон исключения третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется так: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть b, либо не-b.

Противоречащим (контрадикторным) называется суждение, в одно  из которых что-либо утверждается (или отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом – отрицается (утверждается) о некоторой част этого множества.Эт суждения не могут быть одновременно ни ложными, ни истинными, если одно их ложно, то другое истинно. И наоборот. Этот закон можно записать с помощью дизъюнкции: p˅˥p, где p – любое высказывание, ˥p – отрицание высказывания p.   

      Закон достаточного основания. Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны ее обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности.

      Требование  доказанности, обоснованности мысли  выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание а.

      Достаточным основанием какой-либо мысли может  быть любая другая, уже проверенная  и установленная мысль, из которой  с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а будет основанием для b, а b – следствием этого основания.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Логика  и наука

Сократ  470 до н.э. — 399 до н.э.

      Один из наиболее известных миру афинян, Сократ, родился в семье каменотеса по имени Софроникс, мать его, Фенарета, согласно Платону, была повивальной бабкой. Почти всю жизнь свою Сократ прожил в родном городе и, когда на суде ему предложили изгнание или казнь, выбрал второе. Был женат на женщине, значительно младше его, именем Ксантиппа. Имел от нее троих сыновей. 
     Остается неясным способ, которым Сократ зарабатывал себе на жизнь, так как он отрицал и порицал практику оплаты за преподавание. Согласно некоторым источникам, он, по традициям того времени, перенял профессию своего отца и выполнял различные каменотесные работы, в том числе - изготовление статуй. 
В некоторых диалогах Платона упоминается также и военной службе Сократа. Так, там говорится, что Сократ участвовал в кампаниях афинской армии в Потидее, Амфиполисе и Делиуме. Согласно источникам он был доблестным и отважным воином, хорошо проявившим себя в боях. 
     Несмотря на свою огромную преданность родному городу, Сократ нещадно критиковал современные ему афинские политику и общество. Платон называл Сократа оводом государства, объясняя это тем, что, как овод заставляет лошадь действовать, так и Сократ жалит общество, побуждая к дальнейшему развитию. Вера Сократа в добродетель, его почитание правды и глубокая, иногда парадоксальная, мудрость его размышлений - все это вызывало различные чувства среди его сограждан, и, наряду с друзьями, заработало ему немало врагов. Последние и вызвали пожилого уже человека в суд, обвинив его в том, что "он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество". В результате, Сократ был осужден и приговорен к смерти, которую принял, выпив настойку болиголова. 

      Плато́н (др.-греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины - 348 или 347 до н. э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя - Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής). Платон - прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».

Учение о познании

Всё, доступное  познанию, Платон в VI книге «Государства»  делит на два рода: постигаемое  ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и  отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют понимать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум  позволяют узреть истину.

          Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. До н.э. Ее основателем является др.греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. орудия познания«), Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключения третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогическое) мышление. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики – логики предиката. Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.). Логика стоиков – основа другого направления математической логики – логики высказываний.

      Среди других античных мыслителей, развивающих  и комментирующих логическое учение Аристотеля следует назвать Галена, Порфирия, Боэция. Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его учение для объяснения религиозной догматики.

      Фома  Аквинский  (1225-1274 гг.), Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226, замок Роккасекка близ Акуино, Южная Италия, – 7.3.1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец (с 1244). Учился в Неаполитанском университете (1239–44), затем у Альберта Великого в Парижском (1245–48) и Кельнском (1248–1252) университетах. С 1257 доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В 1323 причислен к лику святых католической церкви, в 1567 признан пятым "учителем церкви". 
  В основных монументальных трудах "Сумма теологии" (около 3 тыс. статей, не окончена) и "Сумма против язычников" подведены итоги теологическо-рационалистических поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в формах здравого смысла. Культуру здравого смысла, упорядочение "естественного" рассудка, над которым надстраивается ярус "сверхъестественные" догмы, Фома Аквинский вслед за Альбертом Великим нашел у Аристотеля. Задача, которую ставит себе Фома Аквинский, – это упорядочение множества в единство, а не просто созерцание единства, отрешенного от всякой множественности; он как бы стремится вывести бытие бога из бытия вещей. В этом мышление Фома Аквинский отличается от абстрактного умозрения ранней схоластики (
Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм и Августина. В рубриках "Суммы теологии" одни и те же схемы мысли накладываются на бесконечную пестроту конкретных вопросов – от пяти доказательств бытия бога до определения границ допустимого и недопустимого в финансовой деятельности и т.п.

Информация о работе Логика. Задачи