Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 11:42, контрольная работа
Решение 16 задач.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
студентки 1 курса
Домашний
адрес:
Вариант-2
Гл.I
Упр. 15.2
Определите
вид отношений между
понятиями, изобразите
их с помощью круговых
схем.
Ученый,
юрист, общественный деятель.
Решение: понятия «ученый», «юрист» и «общественный деятель» являются общими, т.к. их объемы содержат более одного предмета действительности.
Рассмотрим попарно понятия, для этого каждому понятию присвоим номер:
1-2
понятия
совместимые, отношения перекрещивания
(аналогично 2-1)
Понятие
«ученый » частично входит в объем
понятия «юрист», т.к. не любой юрист является
ученым, так же как и любой ученый не является
юристом.
1-3
понятия
совместимые, отношения перекрещивания(пересечения),
(аналогично 3-1)
Понятие
«общественный деятель» частично входит
в объем понятия «ученый», т.к
не каждый общественный деятель является
ученым, и не каждый ученый является
общественным деятелем.
2-3
понятия
совместимые, отношения перекрещивания
(пересечения), (аналогично 3-2)
Упр. 17.2
Обобщите понятие.
Дезертирство.
Решение:
обобщенным понятием будет «военное преступление».
Упр. 24.2
Установите
правильность следующих
определений (в неправильных
определениях укажите,
какое правило нарушено).
Феодализм
- общественный строй, основанный на
эксплуатации.
Решение: в данном случае мы имеем дело с определением, проверим правила определения:
1. Определение ясное, т.к. смысл всех слов в определяемой части понятен.
2. Определение не имеет круг, т.к. в определяющей части «общественный строй, основанный на эксплуатации..» нет однокоренных слов с определением «феодализм».
3. Определение не построено через отрицание.
4. Определение несоразмерно, ошибка слишком узкого определения, т.к. объем понятия «феодализм» шире определяющей части «общественный строй, основанный на эксплуатации..», значит данное определение неправильное.
Упр. 28.2
Проверьте
правильность деления
понятий; в неправильном
делении укажите, какие
правила нарушены
К
ценным бумагам относятся акции
и чеки.
Решение: данное деление понятий не является дихотомическим, т.к. имеется два класса деления, но они не являются противоречащими понятиями, поэтому необходимо проверить четыре правила деления
1.деление
не полное, т.к не указаны все члены, выделенные
по данному основанию (государственные
облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные
и сберегательные сертификаты, банковские
сберегательные книжки на предъявителя,
приватизационные чеки, коносамент, акция).
Нарушено
правило соразмерности, значит деление
неправильное.
Гл.II
Упр. 4.2
В
данных атрибутивных
суждениях найдите
субъект, предикат и
связку. Определите
количество и качество
суждений, укажите, если
оно есть, кванторное
слово. Приведите схемы
суждений.
Судьи
несменяемы.
Решение: субъект суждения (S) – судьи.
Предикат суждения (Р)- несменяемые.
Связка явно не выражена.
Кванторное слово явно не выражено, подразумевается все.
Символическая
запись этого суждения:
Все
S суть Р.
Суждение
общее по количеству (кванторное слово
«все»), утвердительное по качеству (связка
«суть»).
Упр. 6.2
Дайте
объединенную классификацию
суждений, изобразите
отношения между
терминами с помощью
кругов Эйлера, установите
распределенность субъекта
и предиката.
Некоторые
выпускники МГЮА работают в адвокатуре.
Решение:
Схема суждения: Некоторые S суть P.
Суждение частноутвердительное. Отношения с помощью кругов Эйлера изображаются следующим образом:
Субъект
нераспределен. Предикат не распределен.
Упр. 11.2
Укажите
соединительные и
разделительные суждения,
в последних –
вид дизъюнкции (строгая
или нестрогая, полная
или неполная), приведите
символическую запись
суждений. Если суждение
не выражено в явной
логической форме, сформулируйте
его, используя союзы
«и» и «или».
Ценная
бумага может быть предъявительской,
ордерной и именной.
Решение: в данном сложном суждении 3 простых суждения:
Данные простые суждения соединены между собой знаком препинания «,» и союзом И, значит необходимо использовать логическую связку дизъюнкции. Дизъюнкция будет полной и строгой. Сложное суждение будет дизъюнктивным, его логическая форма имеет вид:
<a
v b v c>.
Упр. 12.2
Укажите
антецедент и консеквент
условных эквивалентных
суждений, приведите
их символическую
запись. Если суждение
не выражено в явной
логической форме, сформулируйте
его, использовав связки
«Если.., то..» и «Если,
и только если.., то..»
Мы, верно, уж поладим,
Коль
рядом сядем.
Решение: исходное суждение можно записать в явной логической форме:
Если мы сядем рядом, то поладим.
Антецедент- мы сядем рядом (p);
Консеквент- поладим(q).
Логическая
форма данного условного
Гл.III
Упр. 1.2
Сделайте
вывод путем превращения,
составьте схему
вывода. Если посылка
выражена не в явной
логической форме, преобразуйте
ее в соответствии со
схемами суждений A,
E, I, O.
Судьи
несменяемы.
Решение:
Субъект суждения (S)- судьи.
Предикат суждения (P)- несменяемы .
Логическая
форма данной посылки выглядит следующим
образом:
Все S суть P.
Это
общее утвердительное суждение, схема
его превращения в обще отрицательное
суждение:
Все S суть не P.
Ни одно S не суть
P.
В соответствии со схемой превращения получаем:
Ни один судья не является
сменяемым. Таким образом, после превращении
посылка изменилась(из общеутвердительной
в общеотрицательную).
Упр. 6.2
Проверьте
правильность обращения.
Если обращение неправильное,
сделайте правильный
вывод. Составьте
схему вывода.
Ни один студент нашей группы не является неуспевающим.
Ни один неуспевающий студент не
является студентом нашей группы.
Решение: логическая форма посылки:
Все S не суть P. (S-студенты нашей группы, P- неуспевающий), это общеотрицательноетельное суждение, отношения с помощью кругов Эйлера изображены так:
Схема обращения:
Все S не суть P
Все P не суть S
В
соответствии со схемой, правильное обращение
будет выглядеть так: Все неуспевающие,
не являются студентами нашей группы.
Следовательно обращение было сделано
правильно.
Упр. 10.2
Постройте
логический квадрат.
Опираясь на него, выведите
суждения противоположные,
противоречащие и
подчиненные данным.
Установите их истинность
или ложность.
Несовершеннолетние
не имею право голоса.
Решение:
Субъект суждения (S)- несовершеннолетние.
Предикат суждения (P)- не имеют право голоса.
Логическая форма этого суждения: Все S не суть P- это общеотрицательное суждение, Е, будем считать его истинным.
Все несовершеннолетние имею право голоса.
При истинности
Е противоположное высказывание А ложно.