Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 10:58, реферат
Рассмотрим построение триадной кривой, которую впервые исследовал в 1904 году шведский математик Хельге фон Кох (рисунок 1.1.1).
Возьмем прямолинейный отрезок длины 1. Назовем его затравкой. Разобьем затравку на три равные части длиной в 1/3, отбросим среднюю часть, и заменим ее ломаной из двух звеньев длиной 1/3 таким образом, чтобы средняя часть оказалась основанием равностороннего треугольника со стороной 1/3. Мы получили ломаную, состоящую из четырех звеньев с общей длиной 4/3 – так называемое первое поколение.
Для того чтобы перейти к следующему поколению кривой Коха, надо у каждого звена аналогично отбросить и заменить среднюю часть.
Соответственно, длина второго поколения будет равна 16/9, третьего – 64/27 и так далее.
Если продолжить этот процесс до бесконечности, то в результате получится триадная кривая Коха.
Глава 1 Исторические предпосылки фрактальной логики
1.1 Математические “монстры” - примеры и проблемы
1.2 Логические парадоксы – примеры и проблемы
1.3 “Монстры” и парадоксы – неслучайные совпадения.
1.4 Исторический очерк фрактальной геометрии
1.5 Принцип дополнительности фрактальной геометрии
1.6 Парадоксы как фракталы. Фрактальная логика: обратная связь как модель “монстров” и парадоксов
1.7 Парадокс лжеца: логический формализм через понятие обратной связи.
Глава 2 Логические ряды и логические фракталы
2.1 Определение логического ряда. Виды рядов.
2.2 Процедуры генерации логических рядов с помощью обратных связей. Прямая и обратная задача генерации логического ряда.
2.3 Операции с логическими рядами
2.4 Кортежи, масштабы и инварианты логических рядов. Самоподобие. Определение регулярного логического фрактала.
2.5 Формализм масштабного преобразования. Определение преобразованных логических фракталов.
2.6 Монады. Монадология.
2.7 Тезис о построении логического фрактала через два типа обратных связей
2.8 Количественные характеристики логических фракталов
Послесловие: проблемы и задачи фрактальной логики
Эта точка зрения учитывает наличие принципиально неформализованного опыта, нелокально распределенного в социальных сетях. Опыт связан с интуицией, в частности с представлениями человека о том, что можно принимать в качестве решения.
Представления фиксируются в виде паттернов – образов сложной синергетической системы и описываются в виде динамики параметров порядка системы.
Возвращаясь к фрактальной логике можно сказать, что структура паттернов может быть описана фракталами.
Образование значения суждения:
возможная метафора локализации
Возможная метафора образования значения суждения предстает как процесс перехода с микро уровня – уровня хаотических, фрактальных ассоциаций на макро уровень – уровень локального и фиксированного понятия. Без парадоксальных фрактальных перескоков на микроуровне, понятие – как локальный макрофеномен, было бы невозможным.
Необходимость рассмотрения макро и микроуровней заставляет вводить наблюдателя и техники наблюдения постоянно меняющихся живых систем.
С этой точки зрения проблема остановки является проблемой только тогда, когда машина не видит разницы между макро и микро масштабами рассмотрения, не вводит наблюдателя в систему…
На проблеме остановки мы остановим[36] поток наших фантазий начатый в начале этого раздела, и постараемся наметить проблемы и задачи, которые можно исследовать в будущем фрактальной логикой. Их можно условно разделить на "внешние" и "внутренние".
К внутренним проблемам можно отнести уточнение понятия логического фрактала, введение новых типов логических фракталов, новых типов масштабных преобразований и обратных связей, развитие техник решения прямых и обратных задач.
Важной внутренней проблемой является проблема соответствия и дополнительности фрактальной логики и других логик, исследование наблюдаемости логических фракталов, построение фрактальных версий логики предикатов.
К внешним проблемам можно отнести задачи интерпретации фрактальной логики.
Их можно разделить на две части – философские и научные.
К научным задачам можно отнести создание моделей шифровки и дешифровки информации (затравка и масштабные преобразования могут выступать в качестве кода и ключей), развитие биологических моделей морфогенеза, ковариантной и инвариантной редупликации, развитие методов обработки временных рядов различной природы (затравка может быть интерпретирована как временной ряд).
Интересной видится интерпретация идей фрактальной логики для построения феноменологических концепций восприятия. В частности, Дж. Гибсон[37] развивал идеи встроенности зрительного восприятия в различные масштабы рассмотрения.
Важными философскими задачами являются исследования эпистемологического статуса фрактальной логики, решение проблем соответствия и дополнительности фрактальных логик и классических логик.
Можно так же сказать, что фрактальная логика может стать важным ресурсом для развития концептуальных идей теории автопоэзиса и философии самоорганизации – синергетики.
Тема отдельного исследования – фрактальная логика как ресурс сетевого мышления, осмысление познавательных практик сети с помощью представлений о фракталах.
В серии статей[38] я попытался показать специфику социокультурного феномена сети, который я обозначил как "фрактальный нарратив" – нарратив аморфного, слабо структурированного, но тем не менее очень сложного и креативного сетевого мышления – мышления сетью, мышления в сети, общения и общества как сетевого процесса с фрактальными структурами.
Общество, мышление, сеть – очень сложные объекты, к изучению которых наука только ищет концепции и подходы. Объекты, находящиеся в стадии хаотического становления.
Есть надежда, что метафоры, аналогии и модели фрактальной логики смогут приблизить нас к их пониманию.
В заключение честно признаюсь, в том, что мне самому многое непонятно во фракталах и фрактальной логике.
Но если моя книжка возбудила мышление читателя и спровоцировала у читателя рассмотрение проблем и вопросов в ней изложенных, то она достигла своей цели.
11
[1] Рисунок взят из книги: С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, А.Б. Потапов Синергетика – новые направления. М., 1989
[2] Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: это бесконечная гирлянда. – Самара, «Бахрах-М», 2001
[3] И. Лакатос Бесконечный регресс и обоснования математики. // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., "Логос", 1996
[4] Матурана Умберто, Варела Франциско. Древо познания. Перевод с англ. Ю.А. Данилова. – М.: Програсс-Традиция, 2001
[5] В качестве примера можно привести книгу: F. Varela The Third Culture. Simon&Schuster, 1995.
[6] Mandelbrot B. The Fractal Geometry of Nature. Freeman, San-Francisco.1977
[7] Mandelbrot B. The Fractal Geometry of Nature. Freeman, San-Francisco.1977 р.4
[8] Ю.А. Данилов В.В. Кадомцев Что такое синергетика? // www.synergetic.ru
[9] Статья была опубликована в сборнике «Социокультурная философия математики». Текст статьи есть на на моей ИНТЕРНЕТ странице www.iph.ras.ru/~vtar
[10] Тарасенко В.В. Логико-методологические аспекты концепции фрактала. Дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1998. Автореферат находится на моей ИНТЕРНЕТ странице www.iph.ras.ru/~vtar
[11] Полани М. Личностное знание. М., Прогресс, 1985
[12] Меськов В.С. Очерки по логике квантовой механики. М., 1986. с.34
[13] Н.И. Кондаков Логический словарь-справочник. М., Наука, 1975 с. 515
[14] Зельдович Я.Б., Соколов Д.Д. Фрактали, подобие, промежуточная асимптотика //УФН, т.146 № 3.
[15] Mandelbrot B. The Fractal Geometry of Nature. Freeman, San-Francisco.1977 р.4
[16] Peitgen H.-O., Juergens H., Saupe D. Chaos and Fractals. New Frontiers of Science. Spr.-Verl. 1992. страниица 17
[17] Зенкин А.А. Ошибка Георга Кантора // Вопросы философии, 2000 №2, стр. 165-168, Зенкин А.А. Новый подход к анализу проблемы парадоксов // Вопросы философии", 2000, №10, стр. 79-90)
[18] Определение кортежа и его видов – см. 2.4
[19] Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара. «Бахрах-М», 2001 с.113
[20] Г. Николис, И. Пригожин Познание сложного. Введение. М., Мир, 1990 с. 212 – 223
[21] Г. Николис, И. Пригожин Познание сложного. Введение. М., Мир, 1990 с. 221
[22] Е. Федер. Фракталы. М., Мир, 1991
[23] Кортасар Х. Слюни дьявола: Рассказы, пьеса. СПб, Азбука-Классика, 2001 с.211
[24] Roger Penrose The Emperor's New Mind : Concerning Computers, Minds, and the Laws of Physics. Penguin Book 1987
[25] . Допустим, требуется написать программу А, которая бы по любому подаваемому ей на вход тексту программы В, определяла бы, остановится ли когда-нибудь программа В в процессе своей работы или зациклится. Если программа B зациклится во время своей работы, то программа A должна начать работу, выдать сообщение о зацикливании В и закончить свою работу. Тюринг в 1936 году показал, что написать программу А невозможно.
[26] Фуко М. Рождение клиники. М., Смысл. 1998
[27] Жиль Делез. Логика смысла. М., Академия, 1995
[28] Валерий Подорога Феноменология Телаю Введение в философскую антропологию. М., Ad Marginem, 1995
[29] Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М., 2000 с. 15-19
[30] Герхард Шефер "Зигзаг" как метод обучения, или может ли из сумбура возникнуть порядок? // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., Прогресс-Традиция 2000
[31] А.Р. Лурия Об историческом развитии познавательных процессов. М., Наука, 1974
[32] Познание как фрактальное блуждание в мире.// Что значит знать? Сборник научных статей. СПб.: Университетская книга., 1999
[33] Матурана Умберто, Варела Франциско. Древо познания. М., Прогресс-традиция. 2001 с. 66-67, 160-161.
[34] Аршинов В.И., Свирский Я.И. Синергетическое движение в языке // Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994
[35] Герман Хакен Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к деятельности мозга, поведению и когнитивной деятельности. М., ПЕР СЭ, 2001
[36] Проблему остановки можно обойти, если "прокручивать" цикл конечное число раз. При достижении функции определенного значения цикл самоуничтожается вне зависимости от того, зациклился алгоритм или нет. Есть аналогия остановки и во фракталах – ясно, что природный фрактал будет "бесконечен" лишь на определенном масштабном интервале. Природа периодически останавливает масштабные преобразования, переход на качественно новый масштабный интервал.
[37] Дж. Гибсон Экологический подход к зрительному восприятию. – М., 1988г., с.34
[38] Человек Кликающий (Глобальная компьютерная сеть как философская проблема). // Журнал “Планета ИНТЕРНЕТ” №4(6) 1997 с.62; Парадигмы управления в информационно-коммуникативной культуре// Сборник Синергетика и социальное управление. М., Изд-во РАГС, 1998. - 325 с., ; Вариации на темы Маршала Маклуэна, Тимоти Лири и Бенуа Мандельброта//www.zhurnal.ru; Человек Кликающий: фрактальные нарративы// Международные чтения по теории, истории и философии культуры. Выпуск шестой. Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. СпБ, “Эйдос”, 1998; Антропология ИНТЕРНЕТ: самоорганизация "Человека кликающего"// Общественные науки и современность, #5, 2000