Интерпретация библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер» В. А. Жуковского

Автор: Марина Шкарова, 10 Августа 2010 в 19:26, дипломная работа

Описание работы

В результате исследования: описана христианская основа поэзии В.А. Жуковского; проанализированы поэмы «Аббадона» и «Агасфер» с позиции реализации в них библейского сюжета о падшем ангеле; выявлены особенности изображения образа Демона в поэмах В.А. Жуковского; прослежены эволюцию взглядов В.А. Жуковского на тему богопредательства от «Аббадоны» к «Агасферу»; описаны пути создания образа падшего ангела в творчестве Жуковского.

Содержание

Введение 5
Библейский миф о «падшем ангеле» в творческом осмыслении
писателей разных литературных эпох 9
1.1. Эволюция образа Демона в европейской литературе XVIII-XIX вв. 9
1.2. Образ Демона в творчестве русских поэтов XIX века 20
2. Демоническая тема в поэме В. А. Жуковского «Аббадона» 34
2.1. Поэма «Аббадона» в контексте христианских взглядов
В. А. Жуковского 34
2.2. Образ «падшего ангела» в поэме «Аббадона» 47
3. Поэма «Агасфер» как духовное завещание В. А. Жуковского 56
3.1. Образ Вечного Жида в сознании русских романтиков 56
3.2. Христианский аспект духовных исканий Агасфера 63
Заключение 75
Список использованных источников 78

Работа содержит 1 файл

документ.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

     ... Участи моей

     Страшнее  не было, и нет, и быть

     Не  может на земле. Богообидчик,

     Проклятию преданный, лишенный смерти

     И в смерти жизни...

     Агасфер жаждет, ищет разрешения от земных уз:

     О, как я плакал, как вопил, как дико

     Роптал, как злобствовал, как проклинал,

     Как ненавидел жизнь, как страстно

     Невнемлющую смерть любил! [2, т. 7, с.452].

     Он  был наказан неслыханно, но казнь  пересоздала его душу, воспитала  «в училище страданий несказанных»; «он Бога угадал страданьем». Не вдруг достался ему этот мир, лишь

     По  долгой, несказанной

     Борьбе  с неукротимым сердцем, после

       Несчетных переходов от падений,

     Ввергающих  в отчаянье, к победам,

     Вновь воскрешающим, по многих, в крепкий

     Металл  кующих душу, испытаньях

     Я начал чувствовать в себе тот  мир,

     Который, всю объемля душу, в ней

     Покорного терпенья тишину

     Неизглаголанную водворяет. [2, т. 7, с.560].

     ………………………………….

     На  потребу мне одно:

     Покорность  и пред Господом всей воли

     Уничтожение. О, сколько силы,

     Какая сладость в этом слове сердца:

     «Твое, а не мое да будет!» В нем  сердца

     Вся человеческая жизнь; в нем наша

     Свобода, наша мудрость, наши все

     Надежды… [2, т. 7, с.565].

     … … случай исчезает

     Из  нашей жизни; мы своей судьбы

     Властители, понеже власть Тому

     Над нею предали смиренно, кто

     Один  всесилен, все за нас, для нас

     И нами строит, нам во благо. [2, т. 7, с.572].

     В душе Агасфера возрождается некое подобие  любви к людям. И его безнаградная любовь есть не что иное, как любовь к Источнику любви, к Тому, кто первый излюбил его, любовь милосердная, смиренная, терпеливая; мир человеческий исчез для него перед природой, «Господней книгой, – Где буква каждая благовестит Его Евангелие».

       «10 (22) апреля 1852 года, за два дня до смерти, Василий Андреевич сказал находившемуся возле него священнику Базарову, что в поэме «Агасфер» он описал последние годы своей жизни. Сколько надо было пережить человеку, чтобы он обратился к одному из самых мрачных мифов древности!» [21, с.211].

     Жуковский знал, что пишет свое последнее, или, во всяком случае, одно из последних произведений. В этом последнем обращении к людям он говорил о страданиях. Поэма Жуковского – апофеоз страданий. Они описаны с потрясающей силой, это нечеловеческие муки, им нет конца.

     «Агасфер» – это выстраданная поэма, настоящий символ веры Жуковского, полное выражение его личности.

     Однако, вопреки первоначальному замыслу, в поэму врывается жизнеутверждающая  тема, ибо вечная жизнь, данная Агасферу на вечные страдания, есть победа над  смертью. Жизнь, как бы тяжела она  ни была, есть жизнь.

     Самые сильные страницы – муки Агасфера. Гибнут города, рушатся древние храмы, исчезают с лица земли народы. В день, когда был разрушен Иерусалим, Агасфер был погребен под развалинами города, но сбылось древнее пророчество – он воскрес. Это было неописуемо мучительное влияние.

     ... жар болезни, 

     И неистерпимая работа жизни,

     Развалины разрушенного тела

     Восстановляющей, при страшной муке

       И голода и жажды...

     .... .... вся душа

     Была  задавлена и трепетала

     Тем трепетом отчаянным, какой

     Насквозь  пронзает заживо зарытых

     В могилу. Но меня моя могила

     Не  удержала; я из-под обломков,

     Меня  погребших, вышел снова жив

     И невредим, разбив меня на смерть.

     Меня, ожившего, они извергли.

     Как скверну, из своей громады. [2, т. 7, с.578].

     Привычнее считать, что могила не удержала Христа. Его воскресение – победа жизни над смертью, Бога над Сатаной – есть величайшая надежда, поданная Новым Заветом человечеству… Бессмертие Агасфера, человека падшего, дурная бесконечность его пребывания на земле, оказывается, худшая кара, какая только может быть уготована смертному!

     Агасфер, этот вечный странник, вернувшись в  Иерусалим, полон благоговения перед  Господом, он удивляется всему созданному им, он преклоняется перед тем местом, где был врыт крест, на котором  был распят Христос.

     И новые тогда я небеса.

     И землю новую узрел,и град

     Святой, от бога нисходящий, новый

     Ерусалим, как чистая невеста,

     Сияющий увидел. [2, т. 7, с.581].

     Агасфер прозрел, он примирился с миром и  людьми, он понял, что это было вовсе  не наказание, а долгий путь к добру, к вере в людей, в любовь, в добро.

     Поэма, хотя в ней (вместе с полным стихотворным изложением «Апокалипсиса») больше двух с половиной тысяч строк, фрагментарна, во многих местах написана лишь начерно, – поэт работал спешно, даже лихорадочно, в полной тьме и в присутствии посторонних людей — помощников. Болезнь продолжалась.

     В.А. Жуковский пронизывает свою поэму глубоким религиозным чувством, одновременно размышляя о вечных вопросах жизни и смерти, одиночества, любви и милосердия, дружбы и всепрощения.

     Очарования  непосредственного, прелести слова, образа, звука в «Агасфере» мало. Замысел  же и дух возвышены. Не столь на него надо смотреть как на искусство  – скорее это форма бытия самого Жуковского. В торжественном тоне гимн, предсмертное пение и хвала Богу.

     В своей творческой деятельности В. А. Жуковский дважды обращался к  мифу о падшем ангеле. Первой попыткой осмысления «демонической» темы была поэма «Аббадона». Во второй раз  поэт затронул тему богопредательства  перед самой смертью, когда человек  дает оценку всей своей прожитой жизни.

     Судьбы  Аббадоны и Агасфера очень похожи – они наказаны Богом и обречены на одиночество и бессмертие. В  отличие от Аббадоны Агасфер долгое время живет в злобе, проклиная  всех и каждого, прежде чем возлюбить  ближнего, а главное – Бога. Аббадона же с первых страниц поэмы раскаивается в своем безумстве, но дорога в прежнюю жизнь уже закрыта, он навсегда изгнан из рая.

     «Агасфер» рассматривается как духовное завещание В.А.Жуковского. В этой поэме поэт раскрывает тему христианского смирения и великой божьей милости. Произведение осталось незавершенным, но автор дает надежду своему герою, и можно предположить, что на Агасфера еще снизойдет божья благодать, и он найдет покой в загробном мире.

     Агасфер незаметно для читателя превращается в самого Жуковского, в великого поэта, пронизавшего   своим   сознанием   толщу   веков, ныне подводящего итог своей жизни и своему творчеству. В этой последней поэме Жуковский сконцентрировал характерные мотивы своего творчества. Образ легендарного   Агасфера   Жуковский      рисует   по-своему,   символически изображая его судьбу как пробуждение подлинной любви к жизни и к людям, – то есть нравственного, истинно человеческого начала. Возрождение Агасфера трактуется как прозрение духовного слепца, дающее возможность увидеть добро в человеке и божественную красоту в природе и искусстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Поэзия  Василия Андреевича Жуковского –  большого и оригинального поэта XIX века – открыла новый век  в отечественной литературе, стала, по выражению В.С. Соловьева «началом истинно человеческой поэзии в России» [68, т. 1, с.347].

      Своеобразие творчества первого русского романтика  проистекает из его взгляда на жизнь и человеческую судьбу. Выросший в доме отца, где мать – турчанка служила ключницей, Жуковский с детства ощущал двойственность своего положения. Но вопреки всем превратностям судьбы, он воспитал и сохранил в себе душевную отзывчивость и доброту, открытость, высокую способность к сопереживанию и самоотречению. И помогла ему в этом прежде всего вера в Бога, в торжество божественной справедливости, убеждение в том, что «вера, самый возвышенный, самый свободный и самобытный акт души человеческой; вера – дитя скорби» [1, с.409].

      На  поэзии Жуковского лежит отблеск  высокой человечности. Его гуманность исходит из уважения к достоинству каждой личности, покоится на признании ее самоценности и духовного богатства. Согласно библейским заповедям, Жуковский любит человека, сострадает ему в горе и несчастье, радуется его победам и верит в добрые начала души. По мнению В. Г. Белинского, творения Жуковского – это «целый период нравственного развития нашего общества» [23, т. 1, с.219]

      Изучив  творчество В. А. Жуковского, мы пришли к выводу о том, что жизненная  позиция зачинателя русского романтизма отчетливо проявляется в его творчестве. Создавая сложный мир чувств и переживаний лирического героя, поэт выстраивает концепцию человеческого бытия, твердо следуя христианской морали. Его герой в мире «минутный странник», сознательно готовит себя к загробной жизни, выбирая путь постоянного нравственного совершенствования. Очищая душу страданием, воспоминаниями о лучших людях, помощь бедным, отречением от земных наслаждений, размышлениями о смысле существования, он не ропщет на судьбу, а надеется на лучшую, вечную жизнь на небесах.

     Эволюция  христианских взглядов поэта отразилась в его ранней и поздней интерпретации библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер», в которых он начертал путь христианина: от страданий, горечи утрат и земных скорбей к утешению в Боге, избавлению от печали и совершенной радости, вечному соединению в царстве вечного мира.

     Смерть  для поэта – переход от бытия в пределах падшего мира в пакибытие, возвращения из странствия в чуждых странах в небесное отечество, в котором ожидают истомленного путника любящие его. Смерть – как дверь в блаженство, как начало истинной жизни и нескончаемой радости. И поэтому Аббадона и Агасфер за совершенные грехи получают самое страшное наказание – бессмертие. 

     Истинному бессмертию противопоставляется бессмертие мнимое на земле. Невозможность умереть осознается как неизбывный ужас. Агасфер долгое время скитается в безверии, его преображение начинается в момент мученической кончины на арене римского цирка св. Игнатия Богоносца. Св. мученик своим последним взглядом его «усвоил» «небесам». Возрождение Агасфера трактуется как прозрение духовного слепца, дающее возможность увидеть добро в человеке и божественную красоту в природе и искусстве.

     Испытывающий  жестокие муки совести Серафим Аббадона раскаивается в своем безумстве. Автор показывает его нам в самом начале своего «воскрешения». Он страстно и напряженно ищет путей к спасению, ждет милости Божьей. Но это невозможно: дорога назад закрыта, герой изгнан из рая навсегда. Аббадона находит путь к воскрешению в образе Агасфера. Глазами своих героев Жуковский хотел изобразить всю историю человечества христианской эры.

Информация о работе Интерпретация библейского мифа о падшем ангеле в поэмах «Аббадона» и «Агасфер» В. А. Жуковского