Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………... 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……….. 5
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни………………………………………….......
5
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................
8
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………....... 12
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………........ 15
1.3.2. Искоренение вредных привычек………………………………………... 16
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………....... 20
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………...
24
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………….
25
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………….
27
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………...
29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………....... 33
2.1. Организация исследования………………………………………………... 33
2.2. Методы исследования……………………………………………………... 33
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………........ 33
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………........ 34
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………………...
35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………... 36
Выводы………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-коваленко (Восстановлен).docx

— 74.46 Кб (Скачать)

      1.2. Современные проблемы  формирования здоровья  и здорового образа  жизни школьников 

      Вот уже на протяжении целого десятилетия  в нашей стране складывается тревожное  положение с состоянием здоровья детей и подростков. По данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков министерства здравоохранения РФ на период с 2006 по 2009 год 43 % учащихся страдали различными хроническими заболеваниями; 63 % - имели нарушения осанки; 18 % старшеклассников – повышенное давление. Эти цифры с каждым годом растут. Об этом свидетельствует постоянно сокращающийся набор в вооруженные силы России призывников в связи с состоянием здоровья. Как отмечают последние исследования около 30 % детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз (Дубровский В.И., 2001).

      Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое  значение принадлежит образу жизни: 50 – 52 % здоровья определяется здоровым образом жизни и только 10 – 15 % зависит от здравоохранения.

     Проблема  формирования ЗОЖ и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы  современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной  научными знаниями о природе и  человеке, готовой к созидательной  творческой деятельности и нравственному  поведению. Ведущими задачами школы  в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье детей. Все  это согласуется с основными  направлениями проекта реформы  общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы (Трещева О.Л., 2003).

     В свою очередь, здоровьетворящая среда  обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья и  ЗОЖ всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное  место в культуре здоровья и формировании ЗОЖ занимают ценностно-мотивационные  установки, а также знания, умения, навыки  сохранения и укрепления здоровья, организации ЗОЖ (Павлова  И.В., 2001).

     В настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные  образовательные и оздоровительные  программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации  ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в  сфере, как общеобразовательной  учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.

     Однако  до сих пор не разрешено имеющееся  в науке и практике противоречие между насущной потребностью в формировании и обучении здоровому образу жизни  учащихся и отсутствием целостной  теории и технологии ЗОЖ (Айзман Р.И., 2000). Данное противоречие обусловлено  в первую очередь отсутствием  единого понимания здоровья человека, рассмотрением его в целостности.

     Новый методологический подход к определению  сущности понятия здоровья и принципов  ЗОЖ впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной  и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др. Содержательная характеристика категории здоровья может быть получена при глубоком анализе его компонентов.

     Рассматривая  здоровье человека как многокомпонентную  модель, нельзя не остановиться на его  определении, данном ВОЗ, в котором "здоровье - это состояние полного  физического, духовного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезни или дефектов". Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.

     В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в  виде четырехкомпонентной модели, в  которой выделены взаимосвязи различных  его компонентов и представлена их иерархия.

     По  данным Трещевой О.Л. духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

     Физический  компонент характеризуется уровнем  физического развития, степенью саморегуляции  органов и систем, наличием резервных  возможностей организма.

     Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально - волевой сферой.

     Социальный  компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в  обществе, наличием предпосылок для  всесторонней и долговременной активности в социуме.

     Данное  выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно  и позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний  разных проявлений функционирования целостного организма, с другой - более полно  охарактеризовать различные стороны  жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального  стиля жизни. При этом, рассматривая взаимосвязь различных компонентов  здоровья с учетом возрастных особенностей, сенситивных периодов биологического и социального развития, следует  отметить, что на разных возрастных этапах развития человека степень взаимовлияния компонентов здоровья и иерархия его уровней могут меняться. Именно учет данных взаимовлияний, наследственных и средовых факторов, индивидуальных особенностей развития человека должен лежать в основе обучения и формирования ЗОЖ. 

     1.3. Здоровый образ  жизни, его основные  компоненты 

     Человеческий  организм  функционирует по законам  саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное  влияние. К ним, прежде всего, следует  отнести: нарушение гигиенических  требований режима дня, режима питания, учебного и рабочего процесса, недостатки калорийности питания, неблагоприятные  экологические факторы, вредные  привычки, отягченная или неблагополучная  наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения. Как уже отмечалось   выше сохранение и укрепление здоровья людей только на 50 % определяют независящие  от человека причины, такие как экология (20 %), здравоохранение и медицина (10 %) и наследственность (20 %). Остальные 50 % состояния здоровья напрямую зависят  от образа жизни человека и режима его двигательной активности (30 %) (Лукьяненко В.П., 2003).

      Здоровый  образ жизни  – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей, позволяющий человеку долгие годы трудится в полную меру своих способностей, избавляющий  его от болезней и недомоганий, дарящий  бодрость, силу и энергию, без которых  нет полнокровной радости бытия (Коростелев Н.Б., 1999).

       Здоровый  образ жизни – это процесс  соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений  в  повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной  и профессиональной деятельности (Лукьяненко В.П., 2003)

      Здоровый  образ жизни представляет собой  режим ограничений в соответствии с оптимальным режимом физических нагрузок, то есть для успешного  решения проблемы сохранения здоровья необходимо на ряду с правильно организованной двигательной активностью систематически выполнять и другие заповеди его  укрепления: правильно дышать, правильно  пить, правильно есть, правильно  расслабляться, правильно беречься, правильно думать (Брехман И.И., 2000). Как сказал известный американский писатель Марк Твен: «Единственный  способ сохранить здоровье – есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится».  Поэтому следование  основным нормам организации здорового образа жизни  является неотъемлемым составляющим  сохранения и укрепления здорового  генофонда нашей страны (Дубровский В.И., 2001).

       Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и  склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья. Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий  индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его  учебной, профессиональной и бытовой  деятельностью (Лукьяненко В.П.,2003).

      К основным компонентам здорового  образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда  и отдыха, отношение к вредным привычкам.

 

      

 

        
 

        
 
 

  Рис 1.3.1. Основные компоненты здорового образа жизни.

     На  современном этапе развития нашего общества многие ученые выделяют и  другие компоненты ЗОЖ. Так, Дуркин П.К., Лебедева М.П. выделяют в своих работах потребностно-мотивационный компонент. Потребность в движениях, в физическом совершенствовании, в сохранении и укреплении здоровья – вот психологические основы мотивации формирования здорового образа жизни.

       По  мимо этих основных компонентов в  системе формирования ЗОЖ многими  учеными выделяется еще и образовательный  компонент как учащихся, так и  учителей и родителей, котором  можно  выделить следующие основные знания:

  • о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
  • о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
  • о целенаправленном   применении  разнообразных форм физической культуры;
  • о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
  • об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
  • активная пропаганде  по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

     Именно  этот образовательный компонент, на наш взгляд, и лежит в основе обучения, привития  и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.

     Таковы  основные слагаемые ЗОЖ. Однако весь парадокс в том, что для очень  многих людей они ещё не стали  руководством к практическим действиям. Внедрение их в повседневную жизнь  людей требует комплексного подхода, кропотливой целенаправленной деятельности со стороны многих государственных  учреждений и организаций. Поэтому  оно предполагает, прежде всего, активную деятельность в этом направлении  самого человека.  Следование нормам и принципам ЗОЖ  -  долг  каждого разумного человека Сознательное отношение  к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной  отличительной чертой культурной, цивилизованной личности. 

        1.3.1. Плодотворный труд 

         Плодотворный труд – развитие  и формирование основных умений  и навыков трудовой деятельности  и реализация их в процессе  жизни является главным составляющим  здоровья человека (Марков В.В., 2001).

     Стремительный прогресс производственных технологий,  снижение доли физического труда в быту, значительное интеллектуальное,  эмоциональное и психологическое напряжение рабочей деятельности в условиях резкого снижения физической активности, этого главного у предшествующих поколений регулятора состояния и функций организма человека, обнаружили со всей остротой дефицит физической культуры большинства населения (.Бальсевич В.К,  2000).

Информация о работе Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы