Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.
Введение……………………………………………………………….………... 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……….. 5
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни………………………………………….......
5
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................
8
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………....... 12
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………........ 15
1.3.2. Искоренение вредных привычек………………………………………... 16
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………....... 20
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………...
24
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………….
25
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………….
27
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………...
29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………....... 33
2.1. Организация исследования………………………………………………... 33
2.2. Методы исследования……………………………………………………... 33
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………........ 33
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………........ 34
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………………...
35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………... 36
Выводы………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы……
Наряду
с основными компонентами пищи -
углеводами, жирами и белками - в
питании школьников необходимо предусмотреть
своевременное и полное восполнение
потребности организма в
Особым
вопросом в питании школьников является
применение при приготовлении пищи
так называемых пищевых добавок,
к которым обычно относят консерванты
(противомикробные агенты), антиоксиданты
(противоокислители), смесители, стабилизаторы
и красители. Эти вещества добавляются
в пищу, чтобы придать ей необходимую
консистенцию, вкус и запах. Но они
никогда не употребляются отдельно
и не являются составной частью пищи.
Многие из применяемых в настоящее
время пищевых добавок, такие, как
соль, уксус, желатин, перец, используются
на протяжении многих веков, они всем
известны, и их безвредность при
приготовлении пищи ни у кого не
вызывает сомнений. В то же время
многие из пищевых добавок, которые
стали применяться лишь в последнее
время в связи с развитием
промышленных технологий приготовления
пищи, часто вызывают определенные
возражения из-за опасности возникновения
болезненных и аллергических
реакций на пищу у детей (Марков В.В.,
2002). По поводу этих сомнений следует
отметить, что использование пищевых
добавок строго регламентируется, и
прежде чем получить разрешение на
использование какой-либо пищевой
добавки, каждая из них проходит тщательную
проверку в компетентных медицинских
и правительственных органах, таких,
как Всемирная организация
1.3.4.
Закаливание, как
неотъемлемый компонент
формирования ЗОЖ
Закаливание
организма - это система мероприятий,
направленная на повышение устойчивости
организма к многообразным
Проблема закаливания стала
особенно актуальной в
Одним из важнейших факторов внешней среды, в которой живет человек, является ее температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. Для этого его необходимо закаливать.
Закаливание основывается на разумном использовании естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды. Однако и физическая тренировка сама по себе является прекрасным средством, закаливающим организм.
Закаливание должно быть постепенным. На первом этапе закаливания специалисты рекомендуют; температура воды для обтирания должна быть 32 - 30° С, обливания - 33 - 32° С, обливания ног - 28 - 2б° С. Воздушные ванны можно принимать лишь в том случае, если воздух прогрелся до 22 - 20°С, купание в открытом водоеме разрешается, если температура воды не ниже 20 - 18°С. Постоянно снижая исходную температуру воды на 1° С в два дня, вы доведете её до 18 - 16° С. На этих цифрах можно остановиться
Однако при этом всегда надо помнить, что неправильное, неграмотное закаливание весьма опасно для здоровья. Поэтому, прежде чем приступать к использованию средств закаливания надо хорошо познакомиться с тем, что и как следует применять, учитывая состояние здоровья, а также индивидуальные особенности реакции на воздействие охлаждения и солнечных лучей (Соловьев М.Г., 2001).
Величайшая
польза, которую приносит закаливание
ставит его в ряд наиболее значимых
социальных явлений, возводит в ранг
важной государственной задачи (Лукьяненко
В.П., 2003).
1.3.5.
Оптимальный режим
двигательной активности,
важное условие
формирования ЗОЖ
В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (Тихвинский С. Б., Воронцов И. М., 2001). Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка.
По данным Всемирной
В
тоже время последние исследования
в области медицины, физиологии,
физической культуры подтверждают, что
большинство школьников не поддерживают
оптимального двигательного режима
на должном уровне. По литературным
данным только 40 % двигательной активности
реализуется через уроки
Гиподинамия
вызывает и микрофункциональную
перестройку структур организма. Недостаточная
двигательная активность способствует
формированию функциональных систем организма
с пониженными резервными возможностями.
Изменения, которые происходят в
растущем организме, - это своего рода
адаптационная перестройка
Необходимо
учесть, что дети большую часть
своего времени проводят в школе,
поэтому и основная профилактика
недостатка двигательной активности должна
реализовываться через средства
физической культуры в режиме учебного
дня. Именно физическая нагрузка в
нормативных для каждого возраста
пределах является фактором, обладающим
защитными действиями против различного
рода неблагоприятных влияний (Антропова
М.В., 2003). В связи с этим, укрепление
здоровья занимающихся включено в число
основных функций, возлагаемых на физическое
воспитание. Задача, стоящая перед
педагогами, заключается в том, чтобы
обеспечить как можно большему числу
детей, а в идеале - всем, возможности для
укрепления здоровья средствами физической
культуры (Нилуашев С., 2003).
1.3.6.
Знания, как неотделимый
компонент формирования
ЗОЖ
В последние время большинство ученых, работающих в области ЗОЖ выделяют в основополагающий компонент формирования ЗОЖ специальные знания, психологические установки и мотивации, корорые являются стержнем личной физической культуры (Решетнева Г.А., Лубышева Л.И., 2002, Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2002, Лукьяненко В.П., 2001 и др.).
Личная физическая культура – это часть культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния (Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2000, Лубышева Л.И., 1992). То есть личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности (Леоньтьев А.М., 1975, Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А., 1997, Лубышева Л.А., 1992).
Естественно
когда ребенку задаются просто нормативы,
это не является для него деятельностью,
потому что ее стержнем служит потребностно-мотивационный
компонент. Потребности же в движении,
физическом совершенствовании, сохранении
и укреплении здоровья основываются
на специальных знаниях о
Мотивацию
следует различать как
Именно
этот образовательный компонент, на
наш взгляд, и лежит в основе
обучения, привития и формирования
у подрастающего поколения
1.4.
Роль физических
упражнений в формировании
ЗОЖ и укреплении
здоровья школьников
Значительная роль физических упражнений в сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследования, которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С, 2003).
Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстаполярную системы. Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990, Солодков А.С., Симоненко Н.П., Чусляева Е.Е., 1997, Солодков А.С., Есина Е.М., 2002).