Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………... 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……….. 5
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни………………………………………….......
5
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................
8
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………....... 12
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………........ 15
1.3.2. Искоренение вредных привычек………………………………………... 16
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………....... 20
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………...
24
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………….
25
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………….
27
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………...
29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………....... 33
2.1. Организация исследования………………………………………………... 33
2.2. Методы исследования……………………………………………………... 33
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………........ 33
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………........ 34
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………………...
35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………... 36
Выводы………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-коваленко (Восстановлен).docx

— 74.46 Кб (Скачать)

     Наряду  с основными компонентами пищи - углеводами, жирами и белками - в  питании школьников необходимо предусмотреть  своевременное и полное восполнение  потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде. У школьников из-за высокой  умственной активности и роста организма  потребности в витаминах и  микроэлементах заметно увеличены. Недостаток витаминов в пище может  привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при  котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в  строго определенных количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же нежелательно, как и их недостаток в пище (Волков Н.И., 2002).

     Особым  вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты (противомикробные агенты), антиоксиданты (противоокислители), смесители, стабилизаторы  и красители. Эти вещества добавляются  в пищу, чтобы придать ей необходимую  консистенцию, вкус и запах. Но они  никогда не употребляются отдельно и не являются составной частью пищи. Многие из применяемых в настоящее  время пищевых добавок, такие, как  соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при  приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время  многие из пищевых добавок, которые  стали применяться лишь в последнее  время в связи с развитием  промышленных технологий приготовления  пищи, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения  болезненных и аллергических  реакций на пищу у детей (Марков В.В., 2002). По поводу этих сомнений следует  отметить, что использование пищевых  добавок строго регламентируется, и  прежде чем получить разрешение на использование какой-либо пищевой  добавки, каждая из них проходит тщательную проверку в компетентных медицинских  и правительственных органах, таких, как Всемирная организация здравоохранения, Комитет по сельскому хозяйству  и продовольствию Европейского Союза  и пр. Проведенные к настоящему времени исследования  показывают, что аллергические реакции на допущенные к употреблению пищевые  добавки крайне редки (не более одного случая на тысячу), и, как правило, они  не превышают числа случаев болезненных  реакций на обычные продукты питания (Волков Н.И., 2002). Это следует иметь  в виду при организации питания  учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему  в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных  школьных завтраков, а также специальных  продуктов и напитков, которые  соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека. Надо помнить, что правильное питание наших детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личностей - это, прежде всего, путь к здоровью нации и залог эффективного усвоения каждым новым поколением школьников накопленных знаний.  

     1.3.4. Закаливание, как  неотъемлемый компонент  формирования  ЗОЖ 

       Закаливание организма  -  это система мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к многообразным влияниям внешней среды.  В его основе лежит  формирование способности  организма быстро и без вреда  для здоровья приспосабливаться  к неблагоприятным воздействиям метеорологических  факторов. Оно позволяет избежать многих болезней,  продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую работоспособность. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2-4 раза, а в отдельных случаях полностью исключают. Закаливание также оказывает общеукрепляющее действия на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

         Проблема закаливания  стала  особенно актуальной в настоящее  время, в условиях возросшего  комфорта жилищ, роста материального  благополучия, сопровождающихся недостаточным  общением с природой, её естественными  факторами, оказывающими тренирующее  воздействие на организм человека.  В результате заметно снижаются  защитные силы организма. Особенно  отрицательно это сказывается   на детском здоровье. Поэтому   закаливающие процедуры должны  быть обязательной составной  частью режима дня школьника,  как наиболее доступное средство  укрепления здоровья (Лукьяненко В.П., 2003).

      Одним из важнейших факторов внешней среды, в которой живет человек,  является ее температура.  Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних  температурах. Для этого его необходимо закаливать.

      Закаливание основывается на разумном использовании  естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды. Однако и физическая тренировка сама по себе является прекрасным средством, закаливающим организм.

     Закаливание должно быть постепенным. На первом этапе  закаливания  специалисты рекомендуют; температура воды для обтирания должна быть 32 - 30° С, обливания - 33 - 32° С, обливания ног - 28 - 2б° С. Воздушные ванны можно принимать лишь в том случае, если воздух прогрелся до 22 - 20°С, купание в открытом водоеме разрешается,  если температура воды не ниже 20 - 18°С. Постоянно снижая исходную температуру воды на 1° С в два дня, вы доведете её до 18 - 16° С. На этих цифрах можно остановиться

      Однако  при этом всегда надо помнить, что  неправильное, неграмотное закаливание  весьма опасно для здоровья. Поэтому, прежде чем приступать к использованию  средств закаливания надо хорошо познакомиться с тем,  что и  как следует  применять, учитывая состояние здоровья, а также  индивидуальные особенности реакции  на воздействие  охлаждения и солнечных лучей (Соловьев М.Г., 2001).

       Величайшая  польза, которую приносит закаливание  ставит его в ряд наиболее значимых социальных явлений, возводит в ранг важной государственной задачи (Лукьяненко В.П., 2003). 

     1.3.5.  Оптимальный режим  двигательной  активности, важное условие  формирования ЗОЖ 

     В жизни ребенка двигательная деятельность является фактором  активной биологической  стимуляции, фактором совершенствования  механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (Тихвинский С. Б., Воронцов И. М., 2001). Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности детского организма, влияет на формирование психофизического статуса ребенка.

       По данным Всемирной организации  здравоохранения каждый ребенок  на пути своего развития должен  совершать в младшем школьном  возрасте 12 – 13 тысяч локомоций,  в среднем школьном возрасте 14 – 15 тысяч, а в старшем до 17 – 17 тысяч соответственно (Марков  В.В., 2001). 

     В тоже время последние исследования в области медицины, физиологии, физической культуры подтверждают, что  большинство школьников не поддерживают оптимального двигательного режима на должном уровне.  По литературным данным только 40 % двигательной активности реализуется через уроки физической культуры и спортивные секции, а  остальные 60 школьник реализовывает  самостоятельно, через проведение активного  отдыха после школы и в выходные дни. Однако как показали исследования Бадалова О.Ю., Козловского И.З., Бахтина  О.П. (2002) большинство школьников проводят выходные дни, лежа у телевизора. При  этом по мере взросления  дефицит  движений наблюдается чаще у девочек, чем у мальчиков. Такое положение  во многом обуславливает снижение состояния  здоровья современных учащихся, развития и прогрессирования хронических  заболеваний, таких как ожирение, нарушение зрения, нарушение осанки, сердечно-сосудистых заболеваний и  т.д. Следует отметить, что при  влиянии школьной гиподинамии у  детей не отмечается отставания в  росте, и в половом созревании. Они даже обгоняют своих сверстников. Но данная группа детей, как правило, имеет низкие показатели физической подготовленности и особенно мышечной силы.

     Гиподинамия вызывает и микрофункциональную  перестройку структур организма. Недостаточная  двигательная активность способствует формированию функциональных систем организма  с пониженными резервными возможностями. Изменения, которые происходят в  растущем организме, - это своего рода адаптационная перестройка систем. Гиподинамия способствует не только снижению энергетических запасов и  падению скорости синтеза АТФ  за счет ослабления процессов окислительного фосфорилирования, но и делает организм неспособным противостоять любому повреждающему фактору (Беляев Н.Г., 2001).

     Необходимо  учесть, что дети большую часть  своего времени проводят в школе, поэтому и основная профилактика недостатка двигательной активности должна реализовываться через средства физической культуры в режиме учебного дня. Именно физическая нагрузка в  нормативных для  каждого возраста  пределах  является фактором, обладающим защитными действиями против различного  рода  неблагоприятных влияний (Антропова М.В., 2003).  В связи с этим, укрепление здоровья занимающихся включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание.  Задача, стоящая перед педагогами, заключается в том, чтобы обеспечить как можно большему числу детей, а в идеале - всем, возможности для укрепления здоровья средствами физической культуры (Нилуашев С., 2003). 

     1.3.6. Знания, как неотделимый  компонент формирования  ЗОЖ 

     В последние время большинство  ученых, работающих в области ЗОЖ  выделяют в основополагающий компонент  формирования ЗОЖ специальные знания, психологические установки и  мотивации, корорые являются стержнем личной физической культуры (Решетнева  Г.А., Лубышева Л.И., 2002, Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2002, Лукьяненко В.П., 2001 и др.).

     Личная  физическая культура – это часть  культуры личности, основу специфического содержания которой составляет рациональной использование человеком одного или нескольких видов физкультурной деятельности в качестве фактора оптимизации своего физического и духовного состояния (Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2000, Лубышева Л.И., 1992). То есть личная физическая культура воспитывается и проявляется в физкультурно-спортивной деятельности (Леоньтьев  А.М., 1975, Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А., 1997, Лубышева Л.А., 1992).

     Естественно когда ребенку задаются просто нормативы, это не является для него деятельностью, потому что ее стержнем служит потребностно-мотивационный  компонент. Потребности же в движении, физическом совершенствовании, сохранении и укреплении здоровья основываются на специальных знаниях о положительном  влиянии движения на эти составляющие. Знания  - вот психологическая  основа мотивации занятий физической культурой и спортом (Дуркин К.П., 2005). 

     Мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю – по отношению  к ребенку, школьнику, студенту и  человеку вообще (Дуркин П.К., Лебедева М.П., 2002). Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом  формируется в результате внутренней мотивации, которая формируется  тогда, когда внешние мотивы и  цели соответствуют возможностям занимающегося, и когда он понимает субъективную ответственность за их реализацию. При этом успешная реализация таких  целей и мотивов вызывает у  школьника желание заниматься, а, следовательно, формирует внутреннюю мотивацию и интерес.  Появление  этих мотиваций позволяет школьнику  включаться в процесс познания и  формирования у него индивидуальной философии здоровья  (Решетнева  Г.А., Лубышева Л.И., 2002). По данным Лукьяненко В.П. (2000), Трещева О.Л. (2003) Абаскалова Н.П. (2000), Соловьев Г.М., Прокопенко Т.И. (2001) в формировании индивидуальной философии здоровья  можно выделить следующие основные знания:

  • о влиянии наследственности на индивидуальном развитии человека;
  • о роли семейного воспитания и уклада на формирование образа жизни будущего поколения;
  • о целенаправленном   применении  разнообразных форм физической культуры;
  • о целенаправленном освоении гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
  • об использовании естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
  • активная пропаганде  по внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

     Именно  этот образовательный компонент, на наш взгляд, и лежит в основе обучения, привития  и формирования у подрастающего поколения основных принципов, форм и факторов ЗОЖ.  

     1.4. Роль физических  упражнений в формировании  ЗОЖ и укреплении  здоровья школьников 

       Значительная  роль физических упражнений в сохранении и укреплении здоровья подрастающего  поколения, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследования, которые свидетельствуют, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С, 2003).

     Физические  упражнения  благоприятно воздействует  на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют  пирамидную и экстаполярную системы. Дети, школьного возраста, имеющие  большой объем движений в течение  дня, характеризуются средним и  высоким уровнем физического  развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990, Солодков А.С., Симоненко Н.П., Чусляева Е.Е., 1997, Солодков А.С.,  Есина Е.М., 2002).

Информация о работе Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы