Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:12, научная работа
Целью исследования является поиск педагогических технологий и условий формирования здорового образа жизни в семейном воспитании.
Проблема исследования: определить, каковы психолого-педагогические условия, позволяющие формировать здоровый образ жизни в семье.
Объект исследования: роль семьи в условиях развития современного общества.
Роль
семьи в формировании здорового
образа жизни
научно-исследовательская работа студентки:
курса, факультета психологии
по специальности «социальная работа»
научный
руководитель:
2010
Актуальность исследования определяется рядом причин психолого-педагогического порядка. Здоровье - важнейший фактор работоспособности и развития организма человека, особенно ребенка.
Понятие
здоровья трактуется в наше время более
широко, нежели отсутствие заболеваний.
Это состояние полного физического, психического
и социального благополучия. К сожалению,
в настоящее время в России в просветительской
и практической работе наблюдаются негативные
тенденции в формировании физического,
психического, духовного и нравственного
здоровья. И в связи с этим возникает необходимость
совершенствовать эту деятельность как
в школе, так и в семье. Значимую роль при
этом будет иметь сформированность глубоких,
прочных знаний о здоровом образе жизни
и здоровье вообще у учащихся, их родителей,
учителей. В ряду основных гуманистических
категорий в педагогике по праву как ключевой
термин сегодня выделяется - здоровый
образ жизни.
Целью
исследования является поиск педагогических
технологий и условий формирования здорового
образа жизни в семейном воспитании.
Проблема
исследования: определить, каковы
психолого-педагогические условия, позволяющие
формировать здоровый образ жизни в семье.
Объект
исследования: роль семьи в условиях
развития современного общества.
Предметом исследования являются особенности формирования здорового образа жизни в семье.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если:
В соответствии
с целью, объектом, предметом и гипотезой
обозначены следующие задачи
исследования:
Методологической
основой исследования явились: аксиологический
подход, в рамках которого человек признается
как наивысшая ценность общества; культурологический
подход к проблемам общества и процессам
его развития, системообразующая роль
культуры в обществе; системный подход
к исследованию; общие закономерности
психолого-физиологического развития
детей школьного возраста в семьях.
Практическая
значимость исследования заключается
в том, что научные выводы могут использоваться
в семейном воспитании с целью повышения
основ медицинских знаний родителей, уровня
их готовности к организации формирования
здорового образа жизни собственных детей.
Теоретическая
значимость исследования
заключается в следующем:
выявлены и теоретически обоснованы приемы
нейтрализации вредных привычек у детей
и родителей в семейном воспитании;
Понятие о здоровом образе жизни
Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни.
Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины”.
По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью системы здравоохранения
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
·Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
·Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
·Нравственное
здоровье определяется теми моральными
принципами, которые являются основой
социальной жизни человека, т.е. жизни
в определенном человеческом обществе.
Отличительными признаками нравственного
здоровья человека являются, прежде всего,
сознательное отношение к труду, овладение
сокровищами культуры, активное неприятие
нравов и привычек, противоречащих нормальному
образу жизни. Физически и психически
здоровый человек может быть нравственным
уродом, если он пренебрегает нормами
морали. Поэтому социальное здоровье считается
высшей мерой человеческого здоровья.
Нравственно здоровым людям присущ ряд
общечеловеческих качеств, которые и делают
их настоящими гражданами.
Роль
семьи в формировании
здорового образа
жизни.
Общеизвестно,
что большую часть жизни
Еще в детстве формируется образ жизни ребенка под воздействием образа жизни его родителей и знакомых. Образ жизни каждого члена семьи связан общими особенностями и в значительной мере зависит от особенностей образа жизни каждого из них. Семейные отношения — по существу полигон для примерки и отработки человеческих отношений, именно семья дает универсальный опыт человеческого общения, если конечно к этому опыту относиться осознанно и ответственно.
Семья — это фундамент, на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья, так и губительным.
Роль семьи в воспитании общепризнанна. Семья – это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно народившуюся личность. В семье возникают первые элементы межличностного общения. От семьи зависит, найдут ли возможность развиться положительные задатки растущей личности и будут ли заторможены отрицательные наследственные особенности.
Семья – одна из наиболее древних социальных общностей. Она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации.
Общая крыша, общая фамилия, родственная близость без духовной близости ничто! Творить себя и другого человека по законам добра, красоты и совести это особый вид творчества. Духовное богатство творца проявляется в естественной потребности видеться друг с другом, общаться, интересоваться всем, что происходит в жизни каждого члена семьи. Внутреннее чувство есть родные, готовые тебя понять, посочувствовать, разделить с тобой радость и горе. Семьи способные преодолеть невзгоды и именуются благополучными.
Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в каждом члене семьи все самое лучшее, развить и отдать на общее благо — самое главное назначение семьи! Добрые примеры всех членов семьи, их духовная связь определяют «Семья». Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху.
Образ жизни в семье — это зависимая от социально-экономических условий сложившаяся система видов жизнедеятельности и отношений родителей, детей и других родственников, проявляющаяся в виде социальной, трудовой, физической и репродуктивной активности. Недооценка условий и образа жизни семьи, определяющих здоровье каждого человека, каждого школьника ведет к социальной дезадаптации и психологической неустойчивости, это является фактором риска скрытого развития болезней.
Семья — это малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами. В определении именно отношения получили пальму первенства, а хозяйство ушло на второй план. Сердечное и духовное богатство определяет благополучие семьи.
Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье, поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб.
Для
семьи дети — главная ценность. Главное
достоинство семьи, как и личности, преодоление
внешних и внутренних препятствий на пути
к гармоническому слиянию желаний всех
членов.
Формирование
здорового образа
жизни в семье.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.
Здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большее значение, чем воспитанию девочек. Родителями мальчиков в возрасте 6 – 7 лет значимость их физической готовности ставится на первое или второе место, в то время как родители девочек этого возраста физвоспитание ставят на седьмое – восьмое место.
Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнять лишь любимые упражнения, например ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничиться только такой двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом – задача педагога.
В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («мостик через речку»); перешагивание через корни, бревно; перелезание через бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышения (пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перепрыгивание препятствий с места и с разбега. С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе: с дошкольниками старшей группы – до 1,5 минуты, в подготовительной группе – до 2 минут. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая их в коленях), приставным шагом боком и др. Все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их положительные эмоции.
Информация о работе Роль семьи в формировании здорового образа жизни