Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………... 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……….. 5
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни………………………………………….......
5
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................
8
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………....... 12
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………........ 15
1.3.2. Искоренение вредных привычек………………………………………... 16
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………....... 20
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………...
24
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………….
25
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………….
27
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………...
29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………....... 33
2.1. Организация исследования………………………………………………... 33
2.2. Методы исследования……………………………………………………... 33
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………........ 33
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………........ 34
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………………...
35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………... 36
Выводы………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-коваленко (Восстановлен).docx

— 74.46 Кб (Скачать)

     В последние годы в организации  жизни детей в общеобразовательных  учреждениях наблюдается тенденция  к значительному увеличению учебно-воспитательной работы. Умственный труд вытесняет постепенно физический. Большой объем сенсорной и интеллектуальной информации не всегда, получается, пройти во время школьных занятий. Зачастую дети приходя из школы не идут гулять, отдыхать и заниматься спортом, а выполняют домашние задания, которые с каждым годом обучения в школе увеличиваются. Следовательно, наблюдается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую школьник получает в результате большого потока сенсорной информации, и недостаточной двигательной активностью. (Солодков А.С., Есина Е.М., 2001).

     Современный труд не преследует цели физического  развития человека и тем более  не гарантирует ему необходимую  физическую нагрузку. Эту задачу выполняет  Физическая культура с её разнообразнейшим арсеналом средств и методов физического воздействия на человека. Выбор их диктуется не только физической структурой его профессиональной деятельности, но и, прежде всего, тем количеством энергии,  которое он тратит в течение суток. 

       1.3.2.  Искоренение вредных  привычек 

     Искоренение вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) – одно из основных условий  формирования ЗОЖ подрастающего  поколения. По данным Холодова Ж.К. курение ограничивает доступ крови к основным системам жизнеобеспечения организма.  К токсичным ядам, которые выделяются сигаретой, относятся: полоний-210, бензоперин, 40 опасных канцерогенов и алкалоиды, среди которых главный яд – никотин. При этом все эти канцерогены табака развивают различные заболевания дыхательной системы, наиболее страшным из которых является рак легких (Лукьяненко В.П., 2003).  Они стимулируют развитие атеросклероза, стенокардии, ишемической болезни, развивают гипертонию, способствуют развитию тромбов сосудов. Вызывают заболевания пищеварительной системы, разрушительно действуют на печень, вызывая интоксикацию всего организма. При этом отрицательное влияние табакокурения отражается и на психических процессах памяти, внимания, мышления ( Дубровский В.И.,2001).

     Другим  пороком, препятствующим формированию здорового стиля жизни, является алкоголизм, оказывающее разностороннее отрицательное воздействие на организм человека. В  первую очередь страдает центральная нервная система,  нарушается деятельность коры больших  полушарий, а затем спинного и  глубоких отделов  головного мозга. Употребление алкоголя извращает различные виды обмена: белкового,  углеводного, жирового (Марков В.В., 2001).

      Постоянная  алкоголизация организма усиливает  патологические процессы,  происходящие в сердечно-сосудистой системе,  и играет определенную роль в возникновении  таких болезней, как гипертония и  ишемическая болезнь сердца. Поражаются также желудочно-кишечный тракт,  органы дыхания и печень. В результате продолжительность жизни   алкоголиков на 15 – 30 лет меньше средней продолжительности, не употребляющих спиртного.

      Употребление  алкоголя взрослыми обуславливает  напряженную психологическую обстановку в семье,  отрицательно влияет на эмоциональную сферу детей, ведет  к их безнадзорности.

     Необходимо  также знать, что алкоголь способствует всевозможным аллергическим явлениям. Аллергия – это состояние повышенной чувствительности организма к самым  различным веществам окружающего  человека мира.  Спиртное усиливает, как бы подстёгивает течение аллергических  заболеваний, нарушая нормальную проницаемость  биологических мембран в организме  человека, которые становятся легко  проходимыми для вредных веществ (Лукьяненко В.П., 2003).

     Алкоголь  не только отрицательно влияет на здоровья самого пьющего,  но и сказывается  на его потомстве. В этом, пожалуй, заключён самый страшный грех, самая  главная беда, которую приносит алкоголь, влияя на генетический код здоровья людей, на наследственность, приводя к дебилизму и смертности новорождённых. Он как ничто другое, обладает способностью превращать индивидуума в существо более низкого порядка (в животное состояние). В результате  очень часто он становится крайне опасным для общества, а пьянство алкоголизм превратились в крупномасштабное социальное зло (Виноградов П.А., 2000).

       Наркомания  -  это самый опасный недуг  человечества. Наркотики парализуют и убивают психику человека, делают его безвольным. Причем привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Человек становится рабом наркотиков  и способен сделать все, чтобы  получить нужную ему дозу. В первую очередь подвергается сильному воздействию  центральная нервная система  и психика человека, а затем  и все остальные жизненно важные органы. Постепенно человек деградирует как личность.  Установлено, что средняя продолжительность жизни наркомана составляет около 25 лет (Лукьяненко В.П., 2003). Особенно важно подчеркнуть, что наркомания трудноизлечима, а порой вообще не поддаётся даже высоко профессиональному специализированному лечению.

       Причины наркомании:

  • гедонизм, то есть гипертрофированное желание получить удовольствие.
  • невежество родителей и их детей.
  • неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный  досуг молодых  людей.
  • отсутствие доверия,  эмоциональных связей между детьми и их  родителями. 

      На  современном этапе развития нашего общество еще одним вредным пороком  стало переедание, последствием чего является ожирение. Ожирением считается превышение  нормального веса, вызванное чрезмерным отложением жира (Лукьяненко В.П., 2003).

         Проблема ожирения в результате  своей исключительно широкой  распространённости в наши дни  становится актуальной как никогда, так как лишний вес приводит к многим  хроническим заболеваниям жёлчного пузыря, диабетам, гипертонии, ранним атеросклерозам, стенокардии, инфарктам миокарда.. При этом ожирение  всё чаще становится причиной  пониженной  работоспособности и инвалидности, источником многих жизненных затруднений, в том числе морально-этического и экономического характера (Макаров В.В., 2001). Ожирение может возникнуть по разным причинам, но главными из них – это избыточное питания и недостаточная двигательная активность. Гормональные нарушения сравнительно редко бывают основной причиной ожирения. При этом за последние 10 лет число школьников с ожирением выросло в 3,4 раза, соответственно увеличилось число детей со сниженным иммунитетом и нарушениями осанки  (Бадалов О.Ю., Козловский  И.З., Бахтинов О.П., 2002).

       Вопросы влияния вредных привычек  на состояние здоровья детей  особенно важны сегодня, ведь  именно социальные аспекты неблагополучия  в подростковой среде вызывают  особую тревогу. По данным Жулиной Г.В. возраст приобщение подростков к курению у мальчиков составляет 10 – 11 лет, у девочек 13 – 14. В старших классах курит примерно 37 % юношей и 10 % девушек.

       На сегодняшний день средства  массовой информации, рекламные  плакаты, личный пример взрослого  населения и недостаток знаний  о влиянии вредных привычек  на организм, особенно ребенка,  значительно укорачивают жизнь  подрастающего поколения, ведут  к деградации нации и ее  медленному умиранию. По мнению  врачей и ученых из всех  причин преждевременной смерти, включая болезни, наследственность, экологию, природные катаклизмы  и несчастные случаи, вредные  привычки занимают ведущее место,  и именно этот фактор является  наиболее управляемым со стороны  самого человека (Лукьяненко В.П.2003). 
 
 

     1.3.3. Рациональное питание 

      Рациональное  питание – важное слагаемое здорового  образа жизни.  Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма,  способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

       Освоение  школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький  человек, приобщающийся к общей  системе знаний, не только выполняет  тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого  он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности  его организма (Волков Н.И., 2002).

     Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет около 2 % от общей массы тела и потребляет примерно 20  % всей энергии, расходуемой организмом в покое. При  этом пополнение  запаса питательными веществами мозга происходит за счет расщепления глюкозы на АТФ и криотинфосфаты.  Понижение содержания глюкозы и кислорода в артериальной крови ниже определенного уровня ведет к уменьшению интенсивности клеточного дыхания и нарушению мозговых функций. Это может стать одной из причин снижения умственной работоспособности и ухудшения восприятия учебного материала учащимися при неправильной организации рабочего дня и питания в школе. Чтобы предотвратить подобное нежелательное развитие событий, следует перейти к "дробному" приему углеводов, распределяя большую часть их суточной дозы на промежуточные приемы пищи в течение школьного дня (это могут быть фруктовые или специально приготовленные углеводные напитки, чай, кофе, различные булочки, печенье, конфеты и т.п.), что обеспечит постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будет стимулировать повышенную умственную активность школьников (Волков Н.И., 2002).

     Надо  отметить, что рациональное питание  школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание  должно обеспечить поступление в  организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов  и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях.

     Помимо  простых сахаров, к которым относится  глюкоза, с пищей в организм поступают  также и сложные формы углеводов, такие, как крахмал, декстрины, клетчатка  и т.п. Общее количество углеводов, необходимых школьникам в течение  одного дня, составляет от 300 до 400 г, или  в среднем около 10 г углеводов  на 1 кг веса тела. Относительная доля углеводов в общих энергозатратах организма, обеспечиваемых за счет продуктов  питания, достигает у школьников 60-65% (Волков Н.И., 2002).

     Второй  по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих  суточных затрат энергии.  Но жиры используются не только в энергетических целях, они  также являются необходимым элементом  при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов А, D, E, K (Дубровский В.И., 2003).

     Другой  важный компонент пищи - белки. На их долю в суточном рационе школьников обычно приходится не более 10-12% от общего количества энергии, получаемой из пищи.  Но основное назначение белков не сводится к удовлетворению энергетических потребностей. Белки - это основной строительных материал нашего организма, необходимый для  роста и поддержания структурной  целостности важнейших органов  и тканей. Белки - это полимерные соединения, состоящие из различных  аминокислот. В состав белков человеческого  организма входят 24 аминокислоты, которые  подразделяются на две группы - заменимые  и незаменимые. При правильном питании  школьники должны получать весь набор  незаменимых аминокислот, так как  их недостаток в пище ведет к ослаблению важнейших функций организма и развитию болезненных состояний (Марков В.В., 2001). Чтобы обеспечить поступление аминокислот в необходимых количествах и оптимальных соотношениях, пища школьника должна быть разнообразной и содержать белки как животного, так и растительного происхождения. Основными источниками белка в питании человека являются мясо, молоко, яйца, рыба, а также фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи. Белки животного происхождения более полезны для растущего организма школьников, так как их аминокислотный состав в большей мере отвечает его метаболическим требованиям. Средняя дневная потребность в белках составляет у школьников около 1,1 г белка на 1 кг веса тела (Волков Н.И., 2002). Следует отметить, что из-за различий в метаболической активности и функциях отдельных аминокислот обеспечить их оптимальные соотношения в пище довольно трудно. К тому же само по себе содержание какой-либо аминокислоты в пищевых продуктах еще не означает, что после пищеварения, всасывания и усвоения аминокислот в тканях достигаемой концентрации данной аминокислоты будет достаточно для удовлетворения метаболических потребностей организма. Из-за этого в питании лиц, испытывающих интенсивные физические и умственные нагрузки, широко применяются различные белковые препараты и аминокислотные смеси, в которых соблюдены оптимальные соотношения всех необходимых аминокислот (Виноградов П.А., 2000).

Информация о работе Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы