Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа
Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.
Введение……………………………………………………………….………... 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……….. 5
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни………………………………………….......
5
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................
8
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………....... 12
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………........ 15
1.3.2. Искоренение вредных привычек………………………………………... 16
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………....... 20
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………...
24
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………….
25
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………….
27
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………...
29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………....... 33
2.1. Организация исследования………………………………………………... 33
2.2. Методы исследования……………………………………………………... 33
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………........ 33
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………........ 34
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………………...
35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………... 36
Выводы………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы……
В
последние годы в организации
жизни детей в
Современный
труд не преследует цели физического
развития человека и тем более
не гарантирует ему необходимую
физическую нагрузку. Эту задачу выполняет
Физическая культура с её разнообразнейшим
арсеналом средств и методов физического
воздействия на человека. Выбор их диктуется
не только физической структурой его профессиональной
деятельности, но и, прежде всего, тем количеством
энергии, которое он тратит в течение
суток.
1.3.2.
Искоренение вредных
привычек
Искоренение вредных привычек (табакокурение, алкоголизм, наркомания) – одно из основных условий формирования ЗОЖ подрастающего поколения. По данным Холодова Ж.К. курение ограничивает доступ крови к основным системам жизнеобеспечения организма. К токсичным ядам, которые выделяются сигаретой, относятся: полоний-210, бензоперин, 40 опасных канцерогенов и алкалоиды, среди которых главный яд – никотин. При этом все эти канцерогены табака развивают различные заболевания дыхательной системы, наиболее страшным из которых является рак легких (Лукьяненко В.П., 2003). Они стимулируют развитие атеросклероза, стенокардии, ишемической болезни, развивают гипертонию, способствуют развитию тромбов сосудов. Вызывают заболевания пищеварительной системы, разрушительно действуют на печень, вызывая интоксикацию всего организма. При этом отрицательное влияние табакокурения отражается и на психических процессах памяти, внимания, мышления ( Дубровский В.И.,2001).
Другим пороком, препятствующим формированию здорового стиля жизни, является алкоголизм, оказывающее разностороннее отрицательное воздействие на организм человека. В первую очередь страдает центральная нервная система, нарушается деятельность коры больших полушарий, а затем спинного и глубоких отделов головного мозга. Употребление алкоголя извращает различные виды обмена: белкового, углеводного, жирового (Марков В.В., 2001).
Постоянная
алкоголизация организма
Употребление
алкоголя взрослыми обуславливает
напряженную психологическую
Необходимо
также знать, что алкоголь способствует
всевозможным аллергическим явлениям.
Аллергия – это состояние повышенной
чувствительности организма к самым
различным веществам
Алкоголь не только отрицательно влияет на здоровья самого пьющего, но и сказывается на его потомстве. В этом, пожалуй, заключён самый страшный грех, самая главная беда, которую приносит алкоголь, влияя на генетический код здоровья людей, на наследственность, приводя к дебилизму и смертности новорождённых. Он как ничто другое, обладает способностью превращать индивидуума в существо более низкого порядка (в животное состояние). В результате очень часто он становится крайне опасным для общества, а пьянство алкоголизм превратились в крупномасштабное социальное зло (Виноградов П.А., 2000).
Наркомания - это самый опасный недуг человечества. Наркотики парализуют и убивают психику человека, делают его безвольным. Причем привыкание к наркотикам происходит очень быстро. Человек становится рабом наркотиков и способен сделать все, чтобы получить нужную ему дозу. В первую очередь подвергается сильному воздействию центральная нервная система и психика человека, а затем и все остальные жизненно важные органы. Постепенно человек деградирует как личность. Установлено, что средняя продолжительность жизни наркомана составляет около 25 лет (Лукьяненко В.П., 2003). Особенно важно подчеркнуть, что наркомания трудноизлечима, а порой вообще не поддаётся даже высоко профессиональному специализированному лечению.
Причины наркомании:
На современном этапе развития нашего общество еще одним вредным пороком стало переедание, последствием чего является ожирение. Ожирением считается превышение нормального веса, вызванное чрезмерным отложением жира (Лукьяненко В.П., 2003).
Проблема ожирения в
Вопросы влияния вредных
На сегодняшний день средства
массовой информации, рекламные
плакаты, личный пример
1.3.3.
Рациональное питание
Рациональное питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.
Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма (Волков Н.И., 2002).
Напряженная
умственная деятельность связана со
значительными затратами
Надо отметить, что рациональное питание школьников не сводится только к "дробному" употреблению углеводов. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков, витаминов и микроэлементов в нужных количествах и в правильных пропорциях.
Помимо
простых сахаров, к которым относится
глюкоза, с пищей в организм поступают
также и сложные формы
Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. Но жиры используются не только в энергетических целях, они также являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов А, D, E, K (Дубровский В.И., 2003).
Другой
важный компонент пищи - белки. На их
долю в суточном рационе школьников
обычно приходится не более 10-12% от общего
количества энергии, получаемой из пищи.
Но основное назначение белков не сводится
к удовлетворению энергетических потребностей.
Белки - это основной строительных материал
нашего организма, необходимый для
роста и поддержания