Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………... 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……….. 5
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни………………………………………….......
5
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................
8
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………....... 12
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………........ 15
1.3.2. Искоренение вредных привычек………………………………………... 16
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………....... 20
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………...
24
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………….
25
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………….
27
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………...
29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………....... 33
2.1. Организация исследования………………………………………………... 33
2.2. Методы исследования……………………………………………………... 33
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………........ 33
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………........ 34
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………………...
35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………... 36
Выводы………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-коваленко (Восстановлен).docx

— 74.46 Кб (Скачать)

Таблица 2

Среднестатистические  результаты оценки адаптационных  возможностей школьников.

Процентное  соотношение ЧСС до и после  нагрузки Уровни  тренированности сердечно-сосудистой системы
высокий средний удовлетворит. неудовлетвор.
19 % 42 % 27 % 12 %
 

     Как видно из таблицы 2 всего 19 % испытуемых высокую степень адаптации к  физическим нагрузкам. При этом у 39 % школьников наблюдаются нарушения тренировочного процесса, что может служить показателем наличия у них различного рода заболеваний.

       Результаты нашего исследования  подтверждают мнения современных  авторов о  том, что в современном  обществе наблюдается тенденция  потери здоровья школьников (Гущина  С.В., 2002, Бадалов О.Ю., Козловский  И.З., Бахтинов О.П., 2002). Учебно-воспитательный  процесс с большим объемом  нагрузки, особенно в области  сенсорного и умственного развития  неблагоприятно сказывается на  состоянии здоровья детей. При  этом отмечается некоторая диспропорция  между увеличением умственной  нагрузки, которую ребенок получает  в результате большого потока  информации, и недостаточной двигательной  активностью школьников (Солодков  А.С., Есина Е.М., 1999).  Влиянии школьной  гиподинамии на  детей всех  возрастных групп способствует  увеличению числа заболеваний,  снижению порога иммунобиологического  барьера, росту простудных заболеваний  и тем самым снижению качества  образования. 

     Поэтому первостепенная задача, стоящая перед  учителями физической культуры и  педагогами, заключается  в том, чтобы  обеспечить как  можно большему числу  детей, а в идеале - всем, возможности  для укрепления здоровья средствами физической культуры (Нилуашев С.,2003). 

 

        ВЫВОДЫ 

  1. Результаты  нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о  том, что  изучение  особенностей формирования основ здорового образа жизни  в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в  связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.
  2. Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни школьников среднего возраста играют потребностно-мотивационная сфера, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.
  3. Наши исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на сохранение и укрепление здоровья. Данные о низкой заинтересованности учащихся  в занятиях физической культурой и спортом подтверждаются средними (42 %) адаптационными возможностями большинства школьников.
 
 
 

 

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. – 2003, № 3. – 28 – 36с.
  2. Баладанов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П. Актуальные проблемы сохранения, укрепления  и приумножения здоровья школьников. // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с. 172 – 174.
  3. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. –   103с.
  4. Беляев Н.Г., Суворов О.В. Характеристика физического развития современных школьников. // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: изд-во СГУ, 2001. – с. 30 – 31.
  5. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с.177 – 179.
  6. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. – М.: Флинта; Retorika., 2001. – с.1-35.
  7. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры – 2002, № 8. – с. 2 – 5.
  8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М: ГЦОЛИФК, 2002. - 120 с.
  9. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней . – М.: Академия, 2003. – 320с.
  10. Нилуашев С. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. – 2003. - №3. – С. –2-4.
  11. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры. - Ставрополь, СГУ, 2001. - 111с.
  12. Солодков А.С. Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга. // Физическая культура: воспитание, оьразование тренировка. – 2003, № 1 – 2 , с. 12 – 15.
  13. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 2001. - 270 с.
  14. Терещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. – 2001, № 2. – с. 8 – 12.

 

      Приложение 1

     Анкета  «Будем здоровы!»

     Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение  формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей  жизни. Вам будет предложено три  варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам  необходимо выбрать один ответ, который  наиболее полно отражает ваш образ  жизни. Долго не задумываетесь, здесь  нет правильных и неправильных ответов. 

  1. Как известно, нормальный режим питания  это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник  и скромный ужин. А какой режим  питания у вас?
  1. Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;
  1. Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;
  2. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.
 
  1. Регулярно ли вы делаете зарядку?
  1. Да, это для меня необходимость;
  1. Иногда делаю;
  2. Нет, не делаю вовсе.
 
  1. Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного  отдыха (походов и  занятий спортом)?
  1. Регулярно (как минимум два раза в месяц);
  1. Иногда (2 – 3 раза в пол года);
  2. Никогда или очень редко.
 
  1. Хорошо  ли вы спите?
  1. Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;
  1. Не всегда, бывает я часто просыпаюсь;
  2. Просыпаюсь почти каждую ночь.
 
  1. Часто ли вы болеете?
  1. Очень редко (не чаще 1 раза в год);
  1. Болею 3 – 4 раза в год;
  2. Болею очень часто (чаще 5 раз в год).
 
  1. Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?
  1. Нет;
  1. Затрудняюсь ответить;
  2. Да.
 

7) Соблюдаете ли  вы правильный  режим дня?

  1. Да, стараюсь всегда его соблюдать;
  2. Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;
  3. Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.
 
  1. Часто ли вы устаете после  уроков?
  1. Почти никогда не устаю;
  1. Иногда устаю очень сильно;
  2. Да, почти всегда сильно устаю.
 
  1. Доставляет  ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?
  1. Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;
  1. Он вас, в общем-то, устраивает;
  2. Вы ходите на него без особой охоты.
 
  1. Занимаетесь ли вы каким-либо видом  спорта?
  1. Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;
  1. Периодически посещаю спортивные секции;
  2. Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.
 
  1. Курите  ли вы?
  1. Нет, я никогда не пробовал;
  1. Да, но лишь изредка;
  2. Да, курю постоянно.
 
 
  1. Употребляете  ли вы спиртное?
  1. Нет, даже пиво;
  1. Иногда бывает;
  2. Выпиваю довольно часто.
 
  1. Пьете ли вы кофе?
  1. Очень редко, в основном предпочитаю чай;
  1. Пью не больше одной чашки в день;
  2. Пью его очень много.

     Анонимность диагностики гарантирована.

     Благодарим  за участие!

Информация о работе Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы