Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы. Задачи работы:
Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.
Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………... 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………. ……….. 5
1.1. Философские, психофизические и социально-психологические факторы здорового образа жизни………………………………………….......
5
1.2. Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников…………………………………………………...................
8
1.3. Здоровый образ жизни, его основные компоненты…………………....... 12
1.3.1. Плодотворный труд…………………………………………………........ 15
1.3.2. Искоренение вредных привычек………………………………………... 16
1.3.3. Рациональное питание………………………………………………....... 20
1.3.4. Закаливание, как неотъемлемый компонент формирования здорового образа жизни………………………………………………………...
24
1.3.5. Оптимальный режим двигательной активности, важное условие формирования здорового образа жизни……………………………………….
25
1.3.6. Знания, как необходимая основа формирования здорового образа жизни…………………………………………………………………………….
27
1.4. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников…………………………………...
29
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………....... 33
2.1. Организация исследования………………………………………………... 33
2.2. Методы исследования……………………………………………………... 33
2.2.1. Анализ литературных источников…………………………………........ 33
2.2.2. Анкетирование………………………………………………………........ 34
2.2.3. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………………...
35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………... 36
Выводы………………………………………………………………………….. 39
Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-коваленко (Восстановлен).docx

— 74.46 Кб (Скачать)

     Генетическая  потребность в различном уровне движений заложена в каждом ребенке  с первых дней жизни и  зависит  от типологических особенностей нервной  системы ребенка. При этом по данным Минздрава СССР, оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 – 2,5 часов в день.

     Наряду  с эти в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия  спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста.

      С учетом вышесказанного, следует отметить, что занятия физическими упражнениями необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней,  суточной  и сезонной ритмики,  возрастных особенностей, а также  климатогеографических  и социальных факторов. Во время выполнения физических  упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения  способствуют угасанию тех механизмов, которые  являются причиной  патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы  блокируется, и нарушенные  функции в результате нормализуются.  Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций (Гриненко М.Ф. 2001).

       Достижение  и поддержание  высокого уровня здоровья средствами физической культуры  возможно лишь при условии использования  всего многообразия  различных  видов упражнений и правильном их дозировании. Укрепить здоровье с помощью  физических упражнений можно, только зная, что, как и сколько надо делать. Именно этих знаний многим более всего  и не хватает.

       Прежде  всего следует помнить, что использование  физических нагрузок не должно рассматриваться  как временная компания, определённый курс лечения,  а как постоянный жизненный фактор (Лукьяненко В.П., 2003).

       Существует  и другая крайность. Многие считают, что чем больше занимаешься, тем  полезнее для здоровья и, что особенно полезны те упражнения, которые сопровождаются большими нагрузками (культуризм, марафонский  бег и т.п.) (Лукьяненко В.П., 2003).

       В действительности же  не существует линейной зависимости между величиной  нагрузки и её положительным влиянием на состояние здоровья. По мнению профессора Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых  в общем-то невелик, и в очень  большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое снижение  оздоровительного эффекта. Повышение  нагрузки выше верхней границы оптимальности  не приводит к столь же значительному  улучшению показателей здоровья, и более того,  может оказать  отрицательное воздействие на его состояние.

       Следует иметь ввиду,  что диапазон оптимальности  нагрузок в значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у разных людей  может быть  различна в зависимости  от уровня физической подготовленности, возраста, пола и др.

       Считается, что 3-5 разовые занятия в неделю (из них 2-3 на природе) с использованием дыхательной гимнастики, ходьбы, бега, ходьбы на лыжах и других упражнений с циклическим характером движений наиболее эффективно влияют на полное восстановление нарушенных функций организма и имеют общеукрепляющее свойства (Соловьев М.Г.,2003).

      Исследованиями  установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого  влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств  двухразовых  занятий в неделю совершенно не достаточно. Школьнику  должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием  от одного до двух раз в неделю, а  также желание и упорство неукоснительно выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, а так же желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение его здоровья и физического  состояния, даже если в начальной  стадии имелись нарушения жизненных  функций и заболевания (Макаров  В.В., 2001).

         При этом хочется отметить, что  высокая оздоровительная эффективность  рационального дозирования физических  нагрузок особенно проявляется  у школьников с недостаточным  уровнем развития физических качеств (Лукьяненко В.П., 2003). 

       Необходимо  всегда помнить, что для решения  оздоровительных задач в практике школьной физической культуры  главным  является  не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных  школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими  показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое  отношение должно рассматриваться  в качестве главного критерия  постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.

 

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ  И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 

     2.1. Организация исследования 

     Весь  экспериментальный материал, включенный  в данную курсовую работу, был получен на базе Черногорской школы № 13. В исследования приняли участие учащиеся 7 «А» класса. Эксперимент проводился в декабре 2011 года. В нем приняли участие 26 практически здоровых  испытуемых (17 мальчик и 9 девочек). В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.

     Было  проведено анонимное анкетирование  с целью выявления индивидуального  образа жизни учащихся и их отношения  к своему здоровью. Состав вопросов анкеты приведен в подразделе 2.2.2

     Для определения влияния физической нагрузки на организм испытуемых мы провели  исследование реакции пульса учащихся на 20 приседаний, методика проведения эксперимента представлена в подразделе 2.2.3.  

       2.2. Методы исследования 

      Выбор методов исследования определяется,  прежде всего,     конкретными  задачами научной работы.    Решение некоторых проблем    физического воспитания требует  использования в комплексе с  педагогическими и физиологических  методов исследования.  

      2.2.1. Анализ литературных  источников 

      Метод предполагал изучение литературных источников, их описание и систематизацию по проблеме исследования. Главной  задачей анализа литературных источников является определение того, что ранее  сделано другими исследователями по теме, поставленной для разработки. Изучение основных компонентов формирования здорового образа жизни и влияние на укрепление здоровья школьников физических упражнений было основной цель данной работы. По итогам изучения специальной научной литературы и документальных источников был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы. 

     2.2.2. Анкетирование 

     Анкетирование проводилось с целью определения  индивидуального стиля жизни  учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового  образа жизни (см. приложение 1).

     Оценка  индивидуального образа жизни и  отношения к своему здоровью проводилась  по 4 балльной шкале. Использование  шкалы с 3 ответами, которым присваиваются  баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ  а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.

     42 балла и выше  – высокий  уровень, на котором сформированы  все компоненты личностной культуры  бережного отношения к своему  здоровью, зрелость и активность  механизмов сохранения и укрепления  здоровья, определен общий смысл  жизни, взаимоотношений, реализуются  компоненты здорового образа  жизни.

      41 – 31 балл – средний уровень,  на котором заметны проявления  одних компонентов формирования  здорового образа жизни  и  недостаточная сформированность  других, недостаточная активность  механизмов сохранения и укрепления  своего здоровья, недостаточная  адаптация к условиям окружающей  среды, неустойчивая работоспособность.

     30 – ниже – низкий уровень,  на котором проявляется отсутствие  отдельных компонентов формирования  здорового образа жизни, потребности  в их формировании и совершенствовании,  отсутствие заботы о сохранении  и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней 

2.2.3. Определение адаптационных  возможностей организма  к физическим нагрузкам 

      Проба с приседаниями.  Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое, и после нагрузки, то есть определить процент учащения пульса.

      Методика: Подсчитать пульс в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитать пульс.

      Частоту сердечных сокращений в покое  принимают за 100%, разницу в частоте  до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления – 20 ударам. Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:

               (20-12) х 100%

      Х =             12             = 67 %.

      Увеличение  пульса после нагрузки на 25 % и менее  считается отличным, на 25-50 % – хорошим, на 50-75 % – удовлетворительным и свыше 75 % - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что  сердце совершенно не тренировано. 
 

 

        ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 

     Формирование  основ здорового образа жизни  с малых лет, бережное отношение  к своему здоровью на протяжение всей жизни является основой существования  человека. Только здоровый человек  может плодотворно трудится, и  приносить пользу обществу.

     Резкое  ухудшение здоровья учащихся во многом определяется нервозной средой обитания, дисгармонией между умственными  и физическими нагрузками на организм учащихся в современном учебно-воспитательном процессе.  По данным Гущиной С.В. (2002) каждый выпускник школы имеет 2 или 3 заболевания, которые зачастую хронические. Лишь 10 % детей, получивших среднее образование могут считаться  практически здоровыми. При этом с каждым годом объем преподаваемых  знаний увеличивается. Однако нормам и  навыкам здорового образа жизни  в школах по прежнему уделяется мало внимания. Это подтверждают и результаты проведенного нами исследования.

     Так при анализе анкеты  мы установили, что у 57 % испытуемых был установлен средний уровень оценки здорового  образа жизни (таблица 1).   Он указывает  на то, что данная группа школьников, знакома с основами здорового  образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.

     Таблица 1

Среднестатистические  результаты оценки здорового  образа жизни учащихся общеобразовательной  школы.

показатели Уровни  оценки ЗОЖ
Высокий Средний Низкий 
12 % 57 % 31 %

      При этом низкий уровень оценки здорового  образа жизни наблюдался у 31 % испытуемых, и только 12 %  школьников придерживаются основ здорового образа жизни  в процессе своего развития. Это  обстоятельство, возможно, указывает  на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового  стиля жизни, а следовательно  и недостаточно серьезного отношения  к своему здоровью, к его сохранению и укреплению.   При этом, несмотря на то, что 42 % опрошенных школьников регулярно  занимаются спортом и посещают спортивные секции, только 19 % постоянно делают зарядку. Несмотря на низкий процент  хронических заболеваний  19 % (5 человек), регулярно обращаются к врачу 62 % обследованных учащихся. При этом затрудняются ответить на вопрос о  том, страдают хроническими заболеваниями  или нет  23  % семиклассников. Отношение  у уроку физической культуры и  желание посещать его установлено  у 65 %, при этом вообще не желают посещать этот урок 12 % опрошенных. Необходимо отметить, что 35 % школьников 7 класса употребляют  спиртные напитки и 16 % курят табачные изделия. Эти данные свидетельствуют  о том, что среди учащихся 7 класса имеется большой процент школьников ведущих нездоровый образ жизни. Полученные данные в результате анкетирования  подтверждаются показателями функциональной пробы (таблица 2).

Информация о работе Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья учащихся общеобразовательной школы