Проектирование рабочего места оператора с учетом эргономических требований

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Эргономика - научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, связанной с использованием машин. Эргономическое проектирование предусматривает оптимальное распределение функций между машинами и человеком, оптимальную организацию рабочего места с учетом антропометрических, биомеханических и психофизиологических требований, соответствие технических средств данным требованиям и обеспечение оптимальных значений факторов внешней среды на рабочем месте.
Объектом исследования эргономики является система человек (оператор) – машина (техническое средство) (СЧМ). Это физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как главное, решающее звено.

В данной работе нам предстоит разработать рабочее место оператора – директор по маркетингу, которое будет соответствовать всем эргономическим требованиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Проектирование рабочей среды………………………………………………… 4
1.1 Проектирование микроклимата ……………………………………………….4
1.2. Проектирование безопасной воздушной среды …………………………….7
1.3. Освещенность …………………………………………………………………..8
1.4 Проектирование шумовой среды …………………………………………….10
1.5 Проектирование вибрационной среды ………………………………………13
2. Проектирование рабочего места ………………………………………………14
2.1. Проектирование средств отображения информации………………………. 14
2.2. Проектирование органов управления ………………………………………20
2.3. Элементы рабочего места …………………………………………………….23
3. Инженерно-психологическая оценка деятельности оператора…………….. 25
4. Оптимальный режим труда и отдыха …………………………………………26
4.1. Определения внутрисменного режима труда и отдыха ……………………27
4.2 Проектирование недельного режима труда и отдыха…………………….. 29
4.3. Проектирование годового режима труда и отдыха ……………………….30
5. Профессиональный отбор ………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список используемой литературы ……………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_Li-direktor_po_marketingu.docx

— 105.79 Кб (Скачать)

При проектировании вибрационного климата учитываем  требования ГОСТ 12.1.012-90.

На рабочем  месте директора по маркетингу  вибрации не наблюдается.

 

2. Проектирование  рабочего места

2.1. Проектирование  СОИ

СОИ- Средства отображения информации предназначены  для предъявления оператору данных, характеризующих объект управлении, ход технологического процесса, энергетические ресурсы, состояние средств автоматизации и т.д.

Основные  характеристики СОИ:

1. Инженерно-технические  (объем, форма, качество, своевременность  и значимость отображаемой информации)

2. Инженерно-психологические  (яркость и контрастность изображения,  разрешающая способность, точность  воспроизведения информации, размеры  символов и т.д.)

3. Конструктивно-  технические (потребляемая мощность, надежность функционирования и  т.д.)

4. Технико-  экономические (затраты на проектирование  и эксплуатацию СОИ)

Для директора  по маркетингу СОИ являются: экран  монитора, документация, макеты, проекты.

Классификация СОИ:

- По назначению информации все СОИ являются контрольными;

- По уровню динамичности: экран монитора- динамический; документация, макеты и проекты – статические;

- По числу операторов – индивидуальный;

- По степени обобщения информации все виды СОИ являются интегральными;

- По форме представления информации экран монитора- сигнальный, остальные средства отображения информации могут быть в виде графиков, таблиц, рисунков;

- По конструктивному исполнению: плазменные, бумажные.

  Требования, предъявляемые при проектировании СОИ:

1. Плотность  информации – количество единиц  информации, полученных за определенный  промежуток времени: информационная  загрузка человека

                                              (2)

      где - интенсивность поступающего потока информации,

            - интенсивность переработки информации оператором.

    Оптимальная информационная нагрузка соответствует  =0,75.

      Органы чувств воспринимают ограниченное  количество информации, определяемое  пропускной способностью человека:

                                                    (3)

где n -  число правильно указанных символов,

       N  -  длина алфавита (набор символов),

       Тот  -  время отображения информации.

Для оператора – директора по маркетингу: С = 97 ∙ log21120 / 0,03 = 32657 символов / час.

Таким образом мы экспериментальным путем определили пропускную способность оператора, она составляет 32657 символов в час.

2. Расположение  информационного поля

Информационное  поле- пространство, из которого человек  получает информацию и которая ограничивается вертикальной и горизонтальной плоскостью видимости.

    Информационное  поле определяется зоной видимости  в вертикальной и горизонтальной плоскостях в зависимости от поворота глаз, головы, головы и глаз (рис 1). Различают оптимальную зону, соответствующую пространству, ограниченному углом в 30 о в горизонтальной и вертикальной плоскостях (по 15 о вниз и вверх от оптимальной линии взора) и допустимую - ограниченную углами: при повороте глаз – 70 о в горизонтальной и 60 о в вертикальной плоскости. СОИ должны располагаться в оптимальной зоне информационного поля.

    Информационное  поле директора по маркетингу должно соответствовать требованиям угла обзора в вертикальной (±15°; ± 20-40°) и  горизонтальной (±15°; ±35°) плоскостях, как показано на рисунке 1.

 
 
 
 
 

а)

б) 

    

 

3. Расстояние  от оператора до СОИ 

Для операторов, работающих с экраном монитора, оптимальным  расстоянием является 500-700 мм.

Более точно его можно рассчитать по формуле

Lопт = Lпов / 2 ∙ tg αпов / 2,          (4)

где Lпов – ширина дисплея, 55см

       αпов – угол поворота головы и глаз, 70°

Lопт = 55/ 2 ∙ 0,7 = 39,3 см.

Учитывая  расчетное значение принимаем для  директора по маркетингу расстояние до СОИ 650 мм.

4. Размер  символа и дальность считывания

                 
                 
                 
        I        
            II    
                 
                 
              III  
                   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I – зона считывания без ошибок;

    II – зона считывания с ошибками;

    III – считывание невозможно.

    Согласно  представленному графику высота символа в зоне считывания без  ошибок колеблется от 2 до 18 мм. В качестве ориентира высоту символа можем  принять 8-10 мм.

5. Размер символа:

                                                      (5)

    где L – расстояние от оператора до СОИ,

     - угол наблюдения, .

    Данная  формула показывает не высоту, а  возможности размещения знаков в  вертикальной плоскости.

    Примем  высоту знака исходя из следующих  требований:

Таблица 6. Зависимость высоты знака от расстояния до глаз оператора

Расстояние  от глаз, м Размер  символа, мм
Важные  надписи Обычные надписи
0,7 2,5 – 5 1,2 – 4
1 3,3 – 6,6 1,5 – 4,5
2 6,6 – 12 3,3 – 10
6 22 – 43 11,6 – 33
 

При расстоянии до экрана монитора 65 см для важных надписей высота знака должна составлять 2,5 – 5 мм, а для обычных надписей 1,2- 4 мм.

6. Общие эргономические  требования к СОИ

Согласно эргономическим требованиям:

- яркость знака  для обратного контраста должна  составлять 10 – 100 кд/м2 ;

- внешняя освещенность  экрана 100 – 500 Лк ;

- угловой размер  знака 16 – 60' 

 

    Угловой размер знака:

                                          (6)

    где  h – высота символа, мм;

           L - расстояние от человека до СОИ, L=65.

    Для важных надписей:

 

      Для обычных надписей:

 

7. Цветовое кодирование

Цветовое кодирование  – это распределение информации на смысловые группы при помощи использования  цвета.

Для построения цветных экранов мониторов используют трехкомпонентную модель цветового  восприятия.

Таблица 7. Функциональные значения цвета для кодирования

Цвет Смысловое значение
Безопасность  людей или оборудования Состояние процесса Состояние оборудования
Красный

Мигающий

Опасность Критическое состояние Неисправность

Авария

Желтый Повышенное  внимание Переходное (изменение  условий или состояние, предшествующее изменению условий) Переходное (изменение  условий или состояние, предшествующее изменению условий)
Зеленый Безопасность Нормальное Нормальное
Синий Специальное (может иметь любое значение, кроме  функционального для красного, желтого  и зеленого цветов)
Белый, серый Для обозначения  стандартной ситуации
 

В помещении, где  находится директор по маркетингу присутствует цветовое кодирование.

2.2. Проектирование  органов управления

Органы  управления – средства труда, при  помощи которых ведется управление объектом или процессом. Органами управления для директора по маркетингу будут являться: телефон, клавиатура, мышь (пульт управления), документы, макеты, канцелярские принадлежности.

 
 
 
 

Таблица 8. Классификация органов управления

Признак Классификация
По  назначению - ручные 
По  времени и частоте использования -постоянные (клавиатура, мышь);

- периодические  (телефон, документы, макеты, канцелярские  принадлежности);

По  степени важности -основные (пульт  управления, клавиатура, документы,  канцелярские принадлежности);

-вспомогательные  (телефон);

По  характеру управляющего действия -вращательные (документация);

-поступательные (телефон, клавиатура);

- смешанные (канцелярские  принадлежности, мышь)

Конструктивное  использование - клавиши, кнопки (для ввода и вывода информации);
 

    Параметры выбора органов управления:

  1. Антропометрические требования позволяют обеспечить информационные, физические, слуховые связи оператора и оборудования. Позволяют оптимально  разместить рабочее место в производственном помещении, учитывают степень подвижности оператора и наличия пространства для ног.

Свободное пространство: М=А+3σ,      (7)

Зона  досягаемости: М`=А - 3σ ,     (8)

где А  – антропометрический признак, см,

      σ – среднеквадратическое отклонение, которое требуется для определения  свободного пространства и зоны  досягаемости,

     3 – коэффициент отклонения, удовлетворяет  99% операторов.

Информация о работе Проектирование рабочего места оператора с учетом эргономических требований