Проектирование рабочего места оператора с учетом эргономических требований

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Эргономика - научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, связанной с использованием машин. Эргономическое проектирование предусматривает оптимальное распределение функций между машинами и человеком, оптимальную организацию рабочего места с учетом антропометрических, биомеханических и психофизиологических требований, соответствие технических средств данным требованиям и обеспечение оптимальных значений факторов внешней среды на рабочем месте.
Объектом исследования эргономики является система человек (оператор) – машина (техническое средство) (СЧМ). Это физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как главное, решающее звено.

В данной работе нам предстоит разработать рабочее место оператора – директор по маркетингу, которое будет соответствовать всем эргономическим требованиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Проектирование рабочей среды………………………………………………… 4
1.1 Проектирование микроклимата ……………………………………………….4
1.2. Проектирование безопасной воздушной среды …………………………….7
1.3. Освещенность …………………………………………………………………..8
1.4 Проектирование шумовой среды …………………………………………….10
1.5 Проектирование вибрационной среды ………………………………………13
2. Проектирование рабочего места ………………………………………………14
2.1. Проектирование средств отображения информации………………………. 14
2.2. Проектирование органов управления ………………………………………20
2.3. Элементы рабочего места …………………………………………………….23
3. Инженерно-психологическая оценка деятельности оператора…………….. 25
4. Оптимальный режим труда и отдыха …………………………………………26
4.1. Определения внутрисменного режима труда и отдыха ……………………27
4.2 Проектирование недельного режима труда и отдыха…………………….. 29
4.3. Проектирование годового режима труда и отдыха ……………………….30
5. Профессиональный отбор ………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список используемой литературы ……………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_Li-direktor_po_marketingu.docx

— 105.79 Кб (Скачать)

Таблица 9. Антропометрические данные для рабочего места сидя

Измеряемая величина Мужчина Женщина
А, см σ, см А, см σ, см
Длина тела 130,9

(176,6)

4,3

(5,2)

121,1

(164,2)

4,5

(4,8)

Высота  локтя 65,4 3,3 60,5 3,5
Высота  колена 50,6 2,4 46,7 2,4
Длина вытянутой руки 87,8 2,4 85,4 2,9
Высота  вытянутой руки 141,7 3,4 138,3 3,5
Длина предплечья 36,4 1,8 33,4 2
Длина вытянутой ноги 104,2 4,8 94,8 3,7
  1. Согласно требованиям органы управления должны равномерно располагаться между левой и правой рукой.

Правая  рука: мышь, канцелярские принадлежности.

Левая рука: документы, макеты, оргтехника.

Клавиатура  располагается между обеими руками.

  1. Расположение органов управления по зонам досягаемости.

В зоне 1 располагаются очень часто используемые предметы: клавиатура, мышь. В зоне 2 располагают наиболее часто используемые 1-2 раза в час и важные органы управления:  документы, макеты, телефон. В зоне 3 располагают редко используемые 1 – 2 раза за смену и менее важные органы управления: оргтехника.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Требования  к сопротивлению ОУ

    Чем важнее орган управления тем сопротивление  выше, у часто используемых органов  управления – сопротивление ниже.

Сопротивление кнопок на клавиатуре, мыши, телефоне и  др.технике равно усилию приложенного к кнопкам и клавишам пальца.

2.3. Элементы  рабочего места

    Основными элементами рабочего места директора  по маркетингу являются: стол, рабочее  кресло.

    Рабочий стол необходим для размещения рабочего оборудования и  должен соответствовать  требованиям ГОСТ 12.2.032-78 и ГОСТ 50923-96 «Рабочее место оператора. Общие  эргономические требования».

    Рабочий стол должен быть безопасным, иметь  закругленные углы,  конструкция  должна быть прочной и устойчивой, иметь возможность размещения кабельных  коммуникаций  и удобства технического обслуживания оборудования.

    Стол  должен иметь следующие параметры: столешница должна регулироваться по высоте (для работ с клавиатурой  и дисплеем 630- 680 мм),ширина – 1150мм, глубина 750мм.

    Рабочее кресло (стул)  директора по маркетингу должно соответствовать требованию ГОСТ 21889-76 «Кресло оператора. Общие эргономические требования».  Рабочее кресло должно обеспечивать длительное поддержание основной рабочей позы в процессе трудовой деятельности, должно создавать условия для поддержания корпуса человека в физиологически рациональном положении с сохранением естественных  изгибов позвоночника.

Стул  должен быть подъемно – поворотным и иметь колесики; регулируемым по высоте (400 – 550 мм);  с углами наклона  сиденья - 7° и спинки 15°; обязательно  должен иметь подлокотники.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Инженерно-психологическая  оценка деятельности оператора

Инженерно-психологическая  оценка (ИПО) – это проверка соответствия основных показателей функционирования СЧМ заданным в техническом задании  требованиям.

Объект  ИПО:

- показатели  функционирования СЧМ, 

- рабочее  место оператора,

- операторская  деятельность,

- степень  профессиональной подготовки,

- факторы  рабочей среды.

Цель  ИПО- проверка соответствия существующих показателей заданным, определение недостатков, разработка предложений по их устранению.

На всех этапах жизненного цикла СЧМ инженерно – психологическая оценка позволяет своевременно устранить недостатки и выбрать наиболее оптимальный вариант.

Структура ИПО

 

Таблица 10 Содержание инженерно-психологической оценки

Вопросы, решаемые ИПО стадии  разработки Показатели  оценки
техническое задание техническое предложение технический проект конструкторские документы
1. Оценка  вариантов распределения функций  между оператором и машиной + + + + уровень автоматизации - низкий
2. Оценка  соответствия алгоритма работы  возможностям оператора     + + логическая  сложность – высокая,

стереотипность- низкая,

напряженность - средняя

3. Оценка  загруженности оператора и напряженность  его труда     + + информационная  загрузка - низкая
4. Оценка  режима труда и отдыха       + время врабатываемости  – 2 часа

время устойчивой работы – 3 часа

5. Оценка  системы психофизиологического  отбора       + профессиональные  и физиологические критерии:

владение  пультом управления, умение пользоваться программами на ПК, физиологическое  здоровье

6. Оценка  методов обучения и тренировок         время обучения – 5 лет
7. Разработка  рекомендаций и повышение качества + + + + мотивация, повышение  квалификации, тренинги
 

4. Проектирование  оптимального режима труда и  отдыха

Работоспособность – способность к психофизиологическому действию, которое заключается в превращении одного вида энергии в другой, в преобразовании объекта одного вида в другой, в перефразировании словесного материала и т.д.

 
 
 
 

Изменение работоспособности в течение  рабочей смены

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Предел  работоспособности – это предел способности к психофизиологическому  действию, которое зависит от типа нервной системы, общего здоровья, мотивации  деятельности, условия рабочей среды  и т.д.

Режимом труда и отдыха является посменное  чередование управляющих воздействий  и периодических расслаблений с  целью поддержания работоспособности  на заданном уровне.

Нам предстоит  разработать внутрисменный, недельный  и годовой режимы труда и отдыха.

4.1. Определение внутрисменного режима труда и отдыха

Внутрисменный режим заключается в определении  длительности смены и длительности перерывов внутри смены.

Длительность  смены и перерывов зависит  от сложности выполняемой работы, от психофизиологических способностей человека, от монотонности и других факторов.

Внутрисменный режим проектируется на основе графиков изменения работоспособности в  течение суток.

Оптимальная длительность смены для директора  по маркетингу составит 8 часов, так  как данный оператор выполняет задания, не требующие высокого уровня двигательных навыков.

ТК РФ устанавливает нормальную продолжительность  рабочей недели – 40 часов. Для работников 16 – 18 лет – 24 часа, для инвалидов  – 35 часов.

Продолжительность смены в ночное время сокращается  на 1 час. К работе в ночное время  не допускаются беременные женщины  и работники до 18 лет.

Методика  проектирования внутрисменного режима включает в себя:

1. Определение  категории работ по тяжести

2. Разработку  и внедрение мероприятий по  нормализации условий труда

3. Изучение  показателей динамики работоспособности  группы рабочих

4. Определение  достоверных физиологических показателей  работоспособности

5. Определение  достоверных показателей расхода  энергии

6. Расчет  требуемой продолжительности компенсирующего  отдыха

7. Распределение  общей продолжительности отдыха  по часам рабочего времени

8. Внедрение  режима и проверка его эффективности.

 

Таблица 11 Нормы компенсирующего отдыха для директора по маркетингу

Факторы Характеристика  факторов Время на компенсирующий отдых
Физические  усилия незначительные 1- 2 %
Нервное напряжение незначительное 1 – 2 %
Темп  работы умеренный 1 %
Монотонность незначительная 1%
Итого   6% - 29 мин
 

Согласно  расчетному времени на компенсирующий отдых рекомендуется распределить регламентирующий перерыв – 29 минут  следующим образом.

Таблица 12 Распределение регламентирующего перерыва

Продолжительность перерыва Часы  смены
1 2 3 4 5 6 7 8
29 мин - - 10 - обед - 9 10
 

Информация о работе Проектирование рабочего места оператора с учетом эргономических требований