Проектирование рабочего места оператора с учетом эргономических требований

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Эргономика - научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, связанной с использованием машин. Эргономическое проектирование предусматривает оптимальное распределение функций между машинами и человеком, оптимальную организацию рабочего места с учетом антропометрических, биомеханических и психофизиологических требований, соответствие технических средств данным требованиям и обеспечение оптимальных значений факторов внешней среды на рабочем месте.
Объектом исследования эргономики является система человек (оператор) – машина (техническое средство) (СЧМ). Это физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как главное, решающее звено.

В данной работе нам предстоит разработать рабочее место оператора – директор по маркетингу, которое будет соответствовать всем эргономическим требованиям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Проектирование рабочей среды………………………………………………… 4
1.1 Проектирование микроклимата ……………………………………………….4
1.2. Проектирование безопасной воздушной среды …………………………….7
1.3. Освещенность …………………………………………………………………..8
1.4 Проектирование шумовой среды …………………………………………….10
1.5 Проектирование вибрационной среды ………………………………………13
2. Проектирование рабочего места ………………………………………………14
2.1. Проектирование средств отображения информации………………………. 14
2.2. Проектирование органов управления ………………………………………20
2.3. Элементы рабочего места …………………………………………………….23
3. Инженерно-психологическая оценка деятельности оператора…………….. 25
4. Оптимальный режим труда и отдыха …………………………………………26
4.1. Определения внутрисменного режима труда и отдыха ……………………27
4.2 Проектирование недельного режима труда и отдыха…………………….. 29
4.3. Проектирование годового режима труда и отдыха ……………………….30
5. Профессиональный отбор ………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………………34
Список используемой литературы ……………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_Li-direktor_po_marketingu.docx

— 105.79 Кб (Скачать)

4.2 Проектирование  недельного режима труда и  отдыха

Проектирование  недельного режима заключается в  определении количества смен и количества выходных дней.

График  изменения работоспособности в  течение недели

 
 
 
 
 
 
 
 
 

І –  фаза врабатываемости

ІІ –  фаза устойчивой работоспособности

ІІІ –  фаза снижения работоспособности

ІV – фаза восстановления работоспособности.

Графики сменности работы разрабатываются  в расчете на 1 год. Выходные дни  могут устанавливаться по скользящему  графику. Перевод рабочего в другую смену может осуществляться не более 1 раза в неделю. Продолжительность  внерабочего времени должна быть равна двойной продолжительности  рабочего дня.

Оптимальный недельный режим труда и отдыха для директора по маркетингу будет следующий: 5 рабочих дней и 2 выходных дня.

4.3 Проектирование  годового режима труда и отдыха

Проектирование  годового режима заключается в определении  длительности отпуска, минимальная  длительность которого составляет 28 рабочих  дней и по желанию работодателя может  быть разбита на 2 части. Отпуск может  быть увеличен на 7-14 рабочих дней. Проектирование годового режима ведется на основе изменения работоспособности человека в течение года.

 
 
 
 
 
 
 
 

      - время отпуска.

Биологически  приятным является летнее время годового отпуска. В это время достигается  максимальный эффект для здоровья. Максимальная работоспособность оператора  наступает через 2-3 месяца после  отпуска.

Для директора  по маркетингу рекомендуемая продолжительность  отпуска составляет 28 дней, разделенная  на 2 части по 14 дней каждая. Рекомендуемое  время отпуска: март, конец июля - начало августа или же конец ноября – наяало декабря.

 

5. Проектирование  профессионального отбора оператора

Профессиональный  отбор является этапом профессиональной подготовки.

Профессиональным  отбором называют научно обоснованный допуск людей к какому-либо виду деятельности, который направлен на выявление лиц не соответствующих по своим психофизиологическим свойствам и профессиональным способностям требованиям специальности.

Профессиональный  отбор проверяет:

- Знания  по предмету деятельности

- Способность  к обучению

- Психофизиологические  особенности человека

- Способности  человека к данному виду деятельности.

Этапы профотбора:

І этап – отбор по медицинским показателям. Цель этапа: исключить лица, которые  по состоянию здоровья не могут выполнять  данную работу.

ІІ этап – отбор по профессиональным критериям, знаниям, способностям в данном виде деятельности. Цель: исключение лиц  профессионально непригодных к  данному виду деятельности.

ІІІ этап – периодический контроль. Включает в себя объем І и ІІ этапов, реализуется при помощи периодических  медицинских осмотров и периодических  проверок знаний. Периодичность определяется спецификой деятельности. Цель этапа: определение правильности І и ІІ этапов.

Профотбор для директора по маркетингу:

І Этап – Предварительный медицинский  осмотр

Данный  вид медосмотра является предварительным, так как предшествует началу выполнения трудовых функций. Без прохождения  потенциальным работником данного  вида осмотра и предоставления соответствующих  документов по его результатам работодатель не вправе допускать такого работника  к выполнению трудовых функций (статья 76 Трудового кодекса РФ, далее  по тексту – ТК РФ).

Обязанности, которые исполняет директор по маркетингу, не относятся к тяжелым работам  и к работам в условиях вредных  и опасных производственных факторов. Поэтому на данном этапе профотбора необходимо пройти стандартный медицинский  осмотр, то есть посетить следующих  врачей: терапевт, окулист, лор, хирург, невропатолог. Также необходим будет  результат флюорографии.

На этом этапе необходимо исключить лица, который по состоянию здоровья не имеют возможности выполнять  требуемую работу.

На практике же медицинское освидетельствование  на данную должность требуется только в том случае если это предусмотрено корпоративной политикой корпорации.

ІІ этап профотбора на должность директора по маркетингу.

Второй  этап проходит в виде собеседования.

Собеседование на должность директора по маркетингу может включать в себя 3 этапа:

1. Презентация  компании, которая предоставляет  работу

2. Самопрезентация  кандидата на должность. Кандидат  демонстрирует компетентность в  данном виде деятельности, презентует  портфолио, прошлые проекты, рекламные  кампании, программы по продвижению  продукции и т.д.

3. Очное  собеседование с сотрудниками  компании.

В случае, если кандидат на 80% подходит на данную должность, работодатель может провести профессиональное тестирование, которое состоит из двух частей: тестирование в области знаний и умений и психологическое тестирование.

Личностные  качества, которые необходимы для  работы директора по маркетингу:

- Высокие коммуникативные навыки: Умение вести переговоры, презентации, аргументировать и убеждать;

- Лидерские качества: Умение «заразить» идеей, взять на себя ответственность, обеспечить ресурсами и проконтролировать;

- Понимание коммерческих принципов: Умение рассматривать задачи в терминах издержек и прибылей, стоимости привлечения и удержания клиента;

- Стратегическое мышление: Способность оценить, какое значение будут иметь проблемы, события или деятельность, и к каким последствиям они приведут;

- Организованность и способность к планированию: Умение определять планы действий, графики и контролировать их соблюдение;

- Ответственность: Умение доводить дело до конца;

- Инициативность

- Доброжелательность

 - Ориентированность на результат.

 ІІІ этап – контрольный этап.

Определяет правильность отбора первых двух этапов. Выявляются слабые стороны работника.

Компетентность  директора по маркетингу на контрольном  этапе проверяется на основе проделанной  работы, успешности рекламных кампаний, успешности проектов, спроса на продукцию компании.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Мы разработали  рабочее место директора по маркетингу, которое соответствует всем эргономическим требованиям. Эргономические показатели рассматривали в соответствии нормативно-правовыми документами по охране труда. В работе мы выполнили проектирование рабочей среды (микроклимат, воздушная среда, освещенность, шум, вибрация), проектирование рабочего места директора по маркетингу (средства отображения информации, органы управления, элементы рабочего места), а также провели инженерно-психологическую оценку оператора директор по маркетингу.

Мы рассмотрели  систему профессионального отбора на должность директора по маркетингу.

Мы разрешили  основную задачу инженерной психологии – это разработка оптимальных  средств и методов решения  противоречий между технологическими процессами и техникой и профессиональной деятельностью человека.

По окончанию  работы мы разработали рабочее место  директора по маркетингу, которое  соответствует всем эргономическим требованиям.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Основы инженерной психологии. Учебник для технических ВУЗов./Б.А. Душнов, В.Ф.Ломов и др.
  2. СанПиН 2.2.4.548-96  « Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений ».
  3. Р 2.2.2006 – 05 – «Руководство по оценке условий труда по гигиеническим параметрам. Критерии и классификация условий труда».
  4. ГОСТ 12.1.003 – 90 ССБТ « Шум. Общие требования безопасности  ».
  5. СНиП 23 - 05 – 95 « Естественное и искусственное освещение ».
  6. ГОСТ 12.1. 005 – 88 « Общие санитарно – гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ».
  7. ГОСТ 21.88. 99 « Система Человек - Машина. Кресло оператора. Общие эргономические требования ».
  8. ГОСТ Р 50923 – 96 «Рабочее место оператора. Общие эргономические  требования и требования к производственной среде».

Информация о работе Проектирование рабочего места оператора с учетом эргономических требований