Предоставление земельных участков для строительства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:37, дипломная работа

Описание работы

Характер данной работы не предполагает проведения полного анализа всего законодательства, регулирующего процесс предоставления земельных участков для строительства, не говоря уже обо всем массиве сложившейся к настоящему моменту судебной арбитражной практики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИНСТИТУТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 5
2. СПОСОБЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА 10
§ 2.1. ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ 11
§2.1.1. Предоставление земельных участков для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии 17
§2.1.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 30
§2.2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ СОГЛАСОВАНИЕМ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ 42
3. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 76
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА 83
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 85
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 87

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа на тему Предоставление земельных участков для строительства (Юрфак МГУ 2009 г).doc

— 444.00 Кб (Скачать)


Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Юридический факультет

 

 

Кафедра экологического и земельного права

 

 

 

Дипломная работа на тему:

 

«Предоставление земельных участков для строительства»

 

 

Дипломную работу выполнил студент

 

 

Научный руководитель:

 

Рецензент:

 

 

 

 

 

Дата________________

Дата защиты_________

Оценка______________

 

 

 

Москва

2009

 

 

74

 



 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1.Институт предоставления земельных участков

2. Способы предоставления земельных участков для строительства

§ 2.1. Предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов

§2.1.1. Предоставление земельных участков для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии

§2.1.2. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

§2.2. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов

3. Судебная практика по делам, связанным с предоставлением земельных участков для строительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список нормативных правовых актов

Судебная практика

Научная литература

Интернет-ресурсы

 

             

 

74

 



ВВЕДЕНИЕ

Выбор темы дипломной работы не случаен, так как актуальность проблемы предоставления земельных участков для строительства не вызывает сомнения, что можно подтвердить рядом аргументов.

Во-первых, по вопросам предоставления земельных участков для строительства сложилась обширная судебная практика, что свидетельствует о широком применении данного института земельного права;

Во-вторых, законодательство, регулирующее процесс предоставления земельных участков для строительства, а также затрагивающее данную процедуру, подвержено постоянным изменениям и дополнениям;

В-третьих, Указом президента Российской Федерации №825 от 28.06.2007г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» был утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. В качестве одного из указанных показателей было названо время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до его получения[1].

В-четвертых, динамичное развитие экономики нашей страны, и, как следствие, развитие инвестиционно-строительной сферы привело к увеличению потребности в незастроенных земельных участках, пригодных для возведения объектов жилищного, административного, промышленного и иного назначения.

Наряду с актуальностью можно выделить такую характерную черту данной темы, как неисчислимое количество источников по ней: нормативно-правовых актов, материалов судебной арбитражной практики, комментариев законодательства, научных статей и иных публикаций.

Вопросы предоставления земельных участков рассматривались в работах Попова М.В. «Приобретение публичных земель для строительства коммерческой недвижимости»[2], «Предварительное согласование места размещения объекта: некоторые практические аспекты»[3], Скловского К.И. «Некоторые вопросы применения земельного законодательства»[4], Беляевой С.В. «Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности»[5], Г.А. Волкова «Правовые проблемы предоставления земельных участков для развития застроенных территорий»[6] и комментариях к Земельному кодексу Российской Федерации[7].

Характер данной работы не предполагает проведения полного анализа всего законодательства, регулирующего процесс предоставления земельных участков для строительства, не говоря уже обо всем массиве сложившейся к настоящему моменту судебной арбитражной практики.

Можно выделить следующие цели данной работы:

1)            изучить федеральное законодательство, регулирующее процесс предоставления земельных участков для строительства;

2)            ознакомиться с работами, написанными по выбранной теме;

3)            ознакомиться с судебной практикой по данной теме и охарактеризовать круг наиболее актуальных вопросов, рассматриваемых в ней;

4)            сделать выводы о перечне видов наиболее часто встречающихся нарушений законодательства в указанной области;

5)            изучить особенности отдельных видов предоставления земельных участков для строительства;

6)            попытаться выявить недостатки в действующем законодательстве, регулирующем предоставление земельных участков для строительства.

74

 



1.                  Институт предоставления земельных участков

Под институтом права понимается группа правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах отрасли права[8].

Истоки зарождения института предоставления земельных участков О.И. Крассов находит ещё во времена феодальной раздробленности на Руси в XII - XIV веках и отмечает, что  «Россия остается одной из немногих стран, где государство продолжает регулировать процесс наделения землей юридических лиц и граждан. Это объясняется только нашими необъятными земельными ресурсами. Однако свободных земель, особенно вокруг крупных городов, практически уже не осталось. В тех странах, которые имеют небольшую территорию, землю можно получить, как правило, только на основании договора купли-продажи или аренды.

Предоставление земельных участков непосредственно связано с осуществлением таких управленческих функций, как территориальное планирование, ведение государственного земельного кадастра. Тесная взаимосвязь существует между переводом земель из одной категории в другую и предоставлением земельных участков. Данная функция в ряде случаев реализуется только в связи с изъятием земельного участка. У одного лица участок изымается, а другому – предоставляется»[9].

Согласно п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года №136-ФЗ (далее – «Земельный кодекс РФ»)[10] под земельными отношениями, понимаются отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Отношения же по предоставлению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов земельных отношений.

Предоставление земельных участков как функция управления представляет собой совокупность определенных юридически значимых действий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на наделение земельными участками юридических лиц и граждан на определенном в законе праве[11].

Действительно, земельные отношения представляют собой не только комплекс имущественных общественных отношений, но и комплекс управленческих общественных отношений. Отсюда особенность предмета земельного права: с одной стороны, земельные имущественные отношения регулируются нормами гражданского и земельного законодательства; с другой - когда земля выступает объектом управления со стороны государства, применяется административный метод регулирования[12].

Следовательно, под предметом правового регулирования предоставления прав на земельные участки можно понимать обособленную группу земельных имущественных и управленческих отношений, возникающих именно на основе земельно-правовых норм.

Так  А.Л. Корнеев отмечает, что нет необходимости включать в структуру земельного права нормы, регулирующие отношения, которые основаны на частном интересе. Нет смысла в рамках земельного права создавать теорию сделок, которая сформировалась и апробирована в гражданском праве, следует использовать разработки цивилистов в области вещных и обязательственных прав, в том числе прав на землю[13].

Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации»[14] были внесены изменения в законодательство, регулирующее земельные отношения. Федеральное законодательство приведено в соответствие с понятийным аппаратом Земельного кодекса РФ, внесены существенные изменения в гражданское законодательство.

Выше названым Федеральным законом законодатель подтвердил, что при решении земельных вопросов следует обращаться к земельному законодательству и лишь при наличии пробелов в нем можно привлекать нормы Гражданского кодекса РФ в силу однородности земельных имущественных отношений и гражданских отношений.

Следовательно, порядок предоставления прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен регулироваться нормами земельного права, и лишь в некоторых случаях применяться могут нормы гражданского права.

Касательно субъектного состава отношений по предоставлению земельных участков, то Земельный кодекс РФ определяет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29).

Таким образом, субъектом предоставления земельных участков является орган, действующий от лица государства или муниципального образования, а субъектом, которому предоставляется земельный участок – гражданин или юридическое лицо.

Следующим элементом данного института является объект.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 141-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений»[15] были внесены существенные изменения в Земельный кодекс РФ, в частности был исключен п. 2 ст. 6 (Объекты земельных отношений) Земельного кодекса РФ, а также Земельный кодекс РФ пополнился Главой I.1. Земельные участки.

Статья 11.1 Земельного кодекса РФ предлагает следующее определение земельного участка - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Как было сказано выше, признан утратившим силу п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, согласно которому земельным участком как объектом земельных отношений признавалась часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Таким образом, ранее для признания поверхности земли земельным участком требовалось описание и удостоверение его границ, то теперь есть необходимость определения границ земельного участка в установленном порядке[16].

Однако изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, существенно не затронули саму процедуру предоставления земельных участков.

Следует согласиться с мнением Бандорина Л.Е. и Трутнева Э.К., что процедура предоставления земельного участка не должна включать в себя процедуру по созданию ранее отсутствовавшего объекта - земельного участка.

Так авторы отмечают, что  «мы имеем дело с тремя отдельными и последовательными действиями:

-созданием ранее отсутствовавшего объекта - земельного участка;

-определением уполномоченного органа власти, который осуществит предоставление;

-самим предоставлением.

Соответственно, действия по предоставлению не должны включать в себя действия по созданию предмета предоставления. Однако нормы Земельного кодекса РФ противоречат вышеизложенной логике.

В п. 1 ст. 30 сказано: «предоставление земельных участков... осуществляется с проведением работ по их формированию». Пункты 4 и 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ указывают на то, что работы «по формированию земельного участка» входят в состав процедуры предоставления»[17].

Исключение норм о формировании земельных участков из института предоставления прав на земельные участки позволит унифицировать нормы, регулирующие порядок предоставления земельных участков.

Результатом унификации должна стать совокупность материальных и процессуальных норм, регулирующих все возможные случаи предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

74

 



 

2. Способы предоставления земельных участков для строительства

В соответствии с п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на семь категорий, однако, по мнению М.В.Попова, наиболее пригодными для их застройки торговыми, офисными, промышленными, складскими и иными коммерческими объектами являются земли населенных пунктом и земли промышленности и иного специального назначения.

«Однако для определения возможности строительства конкретного объекта недостаточно только отнесения данного земельного участка к землям населенных пунктов или промышленности. Для этого необходимо учесть экологические, экономические, социальные и иные факторы, обеспечить сочетание частных и общественных интересов, проверить, соответствует ли возможное размещение объекта градостроительным, экологическим, противопожарным, санитарным и иным обязательным требованиям, выяснить мнение населения на этот счет, осуществить иные мероприятия.

Информация о работе Предоставление земельных участков для строительства