Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 12:01, курсовая работа
«Просвещение» в широком значении – это приобщение народных масс к культуре, наукам, искусству. Есть более узкое историческое значение: этим термином принято называть умственное движение, которое было направлено на ликвидацию крепостничества, феодализма, его социально-экономических норм и идеологии. Деятельность сводилась к расчистке пути для нового общественно-экономического строя. Однако каким он будет, просветители представляли смутно.1
Введение____________________________________________________________3
Глава № 1__________________________________________________________10
Преемственность сатирических традиций Англии и России в эпоху Просвещения. Влияние внешних и внутренних факторов на появление различий в творчестве (национальная специфика и субъективное восприятие мира авторов)
Глава № 2__________________________________________________________22
Основные темы творчества. Проблематика английских и российских просветительских журналов 18 века.
2.1 Вопрос о характере сатиры.
2.2. Политическая позиция.
2.3. Торгово-экономические отношения.
2.4. Связь патриотизма и воспитания.
2.5. Вовлечение читателя в активную общественную деятельность.
Глава № 3___________________________________________________________26
Основные творческие средства английских и российских просветительских журналов 18 века.
3.1. Прием маски.
3.2. Использование новых жанров.
3.3. Реалистичность.
3.4. Иносказательность, но доступность языка.
Заключение_________________________________________________________32
Список использованной литературы___________________________________34
Сначала его «Трутень», а потом и другие издания привлекли к себе всю читающую публику. «Трутень» отличается от других журналов необычайным многообразием представленных в нем жанров прозаической сатиры. Помимо нравоописательных очерков и форм сатирической эпистолярии, Новиков почти в каждом номере журнала помещает рубрику пародийных «Ведомостей», печатает острые сатирические «рецепты», в которых дает портреты господ-самодуров или тщеславных пустоголовых щеголей и кокеток. Здесь он продолжает традиции пародийных курантов и юмористических лечебников XVII в. Параллельно к этим материалам в новиковском журнале публикуются мастерские мистификации, поразительные по своей жизненной достоверности и художественной выразительности, создающие ощущение подлинных документов. Таковы, например, «Копии с отписок крестьян к своему помещику» и ответная «Копия помещичьего указа крестьянам». В «Живописце» Новиков вновь помещает произведения, привлекавшие внимание читателей к одной из самых животрепещущих проблем общественной жизни России того времени — проблеме угнетенного положения русского крепостного крестьянства. Это был смелый выпад в борьбе за гуманность в отношении зависимых людей, в улучшении нравов господствующего класса. Политическая злободневность у Новикова подкреплена яркой художественной образностью и особым писательским стилем. Заслуга Новикова как издателя в том, что он сумел привлечь на свои страницы лучшие литературные умы своего времени.
После
ошеломляющего успеха «Живописца»,
с его острыми обличительными
выступлениями, вновь наблюдается
спад. Сатирический пафос критики
общественного строя и
«Сатирические журналы Н.И. Новикова», выпущенные АН в 1951, являются лучшим изданием для ознакомления с деятельностью автора. Здесь собраны все его журналы. Вступительная статья, написанная П.Н. Берковым, дает исчерпывающий комментарий к его жизни и творчеству в контексте политической ситуации его времени. А учебник Беркова считается лучшим по истории русской журналистики 18в. (М.-Л., 1952). На него ссылаются большинство авторов современных работ (например, Лебедева О.Б. «Русская литература 18в.»)
В работе В. Д. Рака «Русские литературные сборники и периодические издания второй половины 18 века» произведен поиск подлинников, оригиналов и конкретных источников русских переводов 18в. Точную библиографическую «привязку» получили более 300 книг и 950 журнальных публикаций, а также большое число мелких сочинений и анекдотов.
Разумеется, В.Д Рака интересует не чистая библиографическая справка о каждом из переводных сочинений, а то, как, почему и зачем вовлекаются в национальную литературную, культурную и общественную жизнь России разнообразные явления древних, новых и новейших зарубежных литератур. Им же было написано предисловие к книге памфлетов Свифта. «Джонатан Свифт. Памфлеты». М, 1987.
Другая книга, посвященная Свифту (Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. Критика и комментарии. 1998), являет собой нестандартный подход к анализу произведения. Тон шутлив и развлекателен. Она более анекдотична, чем собственно научна.
В книге «Русская сатира 18 в.» Ю.В. Стенник говорит о том, что мощное сатирическое направление сыграло определяющую роль в формировании передового общественного мнения эпохи, а И.З. Серман в «Русском классицизме. Поэзии. Драме. Сатире» отмечает особенный интерес с точки зрения эстетических проблем литературы русского классицизма к изучению тех своеобразных и интересных форм сатирической прозы, которые разрабатывала русская сатирическая журналистика в пору своего расцвета в 1769 – 1772 гг., и в первую очередь художественных принципов сатиры новиковских журналов,
останавливается подробнее на жанрах этих журналов.
Актуальность данного исследования видится в том, что существует большое количество работ, посвященных рассматриваемому периоду истории и выбранным авторам, однако совокупные сведения редки и мало доступны читателю. Необходим подробный анализ преемственности литературных опытов, который однако не стоит сводить только к текстологии, в то время как нуждается в уточнении социально-философский аспект. Этим мы и попробуем заняться.
Целью работы является сопоставление сатирической традиции просветительского периода в Англии и России и анализ отражения методов и приёмов творчества Свифта, Стила и Аддисона на самых востребованных российских журналах 18 века - Екатерининской «Всякой всячине» и, самое главное, журналах, издававшихся под руководством Новикова.
В соответствии с этим были определены следующие задачи.
На
протяжении всего исследования мы будем
опираться на работы выдающихся представителей
Англии и России того времени и сопоставим
творчество Свифта, Стила и Аддисона с
творчеством Екатерины II и Н.И. Новикова.
Глава № 1.
Преемственность
сатирических традиций
Англии и России в эпоху
Просвещения. Влияние
внешних и внутренних
факторов на появление
различий в творчестве (национальная
специфика и субъективное
восприятие мира авторов)
Сатирическая и нравоучительная журналистика – характерное явление для европейской литературы 18в. Журналы Стила и Аддисона переводятся на французский и немецкий языки, становятся образцом и примером для журналов американских, русских и т.д. Формы сатирико-нравоучительного исследования нравов, т.е. социальных отношений, оказываются удивительно емкими и пригодными в равной степени для всех европейских стран, при всех различиях между конституционно-монархической Англией, с одной стороны, и абсолютистской Россией – с другой.4
Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Победа буржуазии над феодальной аристократией. Народ отстранен от дележа трофеев.5
Пережив
кровавые потрясения гражданской войны
и религиозной нетерпимости, англичане
стремились к стабильности, а не
к кардинальному изменению
Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе.
Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости. Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера», в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.
На личности Свифта хотелось бы остановиться подробнее, потому что он не подпадает под классическое представление об идеологе просвещения. Он не был согласен с возникшей в противовес христианскому учению о первородном грехе концепцией природной доброты человека и вытекавшей из нее оптимистической точки зрения об устранимости пороков и недостатков как отдельных людей, так и общества в целом. Не принимал рационализма. Отверг буржуазную теорию прогресса. Остался сторонником многовекового представления о постепенном вырождении всей природы и с нею человечества, а также о круговых повторениях истории. Приложил все усилия к сохранению нынешнего порядка, потому что, каким бы плохим он ни был, он всегда будет лучше грядущего.6 Свифт остался чужд концепции свободы личности, к разработке которой приступали в его эпоху мыслители, разрушавшие феодальные представления и порядок. Он придерживался традиционной точки зрения, признававшей необходимость стабильной, жесткой социальной структуры, в которой каждый занимал бы постоянное положение, не питая мысли о его перемене.7 Однако, несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны. Он провозгласил по существу декларацию прав угнетённого народа:
«Всякое управление без согласия управляемых есть самое настоящее рабство… По законам Бога, природы, государства, а также по вашим собственным законам вы можете и должны быть такими же свободными людьми, как ваши братья в Англии».
В
1724 анонимно изданы и разошлись многотысячным
тиражом мятежные «Письма суконщика»,
призывающие к бойкоту
В конечном счёте Англия сочла за лучшее пойти на некоторые экономические уступки (1725), и с этого момента англиканский декан Свифт стал национальным героем и неофициальным лидером католической Ирландии.
Бурный скандал по всей Англии и Ирландии вызвал знаменитый памфлет Свифта «Скромное предложение», в котором он издевательски посоветовал: если мы не в состоянии прокормить детей ирландских бедняков, обрекая их на нищету и голод, давайте лучше продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.
С таким же пафосом против угнетения крестьян выступал впоследствии Новиков. Борьба против несправедливости объединяет всех сатириков.
Сатира всегда направлена на злободневные темы, поэтому писатели должны быть активно включены в общественную жизнь и иметь свою ярко выраженную точку зрения на происходящее.
Стил и Аддисон активно занимались политической деятельностью, совмещая ее с литературной. Придерживались принципа гуманизма и философской умеренности, компромисса свободомыслия с религией. Они занимались формированием морально-эстетического видения эпохи. Создатели нравственной журналистики.
Стил – основатель нового типа изданий английской периодики (еженедельное обозрение), которые (по типу изданий Свифта) адресованы образованным горожанам. Их отличает элегантно-иронический стиль. Также он является создателем газетного эссе, из которого впоследствии выросли передовая и фельетон. Политические «эссе» Стила служили пропаганде и защите взглядов партии вигов.
Первое издание - «Болтун». 1709 год. В качестве подставного редактора Стил позаимствовал персонаж у Свифта из серии памфлетов «Бумаги Бикерстафа» - основы всей нравоучительной журналистики. Обсуждение злободневных тем идет через литературно-комическую маску.
Аддисон заинтересовался проектом и послал в издание несколько своих заметок. Авторы стали сотрудничать и качество заметно возросло.
Структура «Болтуна» основывалась на одной теме. Все материалы подчинены ей. Эссе - стержень.
Издание обладало значительной популярностью и у редакторов возникло опасение, что маска быстро наскучит. Решили основать новый журнал «Зритель» - 1711 год.
Ежедневный для широкой аудитории. Придумали несколько персонажей, членов закрытого английского клуба, которые делятся своими взглядами. Тематика различна.
Все персонажи занимают позицию стороннего наблюдателя и не принимают активных действий. Философско-созерцательный подход. Тираж вырос до 14 000 экземпляров.
На этот раз инициатива принадлежала Аддисону, который видел задачу издания в том, чтобы «вывести Просвещённость из чуланов и библиотек, школ и университетов и поселить её в клобах и ассамблеях, в кофейнях и за чайными столиками». Этот модный журнал, выходивший под названием «Spectator» («Наблюдатель», «Зритель») практически ежедневно с марта 1711 по декабрь 1712 г., представлял читателям не только политические новости, литературные новинки, обзоры последних веяний в мире моды, но и серьёзные критические разборы. Издатели стремились не столько потакать вкусам публики, сколько возвышать их уровень. Перед читателями «Наблюдателя» проходили галереи модных чудаков, сопровождаемые забавными карикатурами.