Марксизм и его влияние на российскую социальную мысль

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:18, реферат

Описание работы

Марксизм - это политическое течение, утверждающего неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

Работа содержит 1 файл

реферат по социологии.docx

— 44.95 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный социально-экономический  Университет

Кафедра экономической социологии 
 
 
 

Реферат на тему:

«Марксизм и его влияние на российскую социальную мысль» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов

2011г.

Введение  

    Марксизм - это политическое течение, утверждающего неизбежность гражданской войны и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

    Марксизм  возник в конце XIX века в Европе. Это  материалистическое учение было разработано  в Англии немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

    Основой марксизма является многотомный  труд Карла Маркса "Капитал", стержнем которого является учение о прибавочной стоимости. Согласно теории Маркса, материальное производство сводится к эксплуатации труда капиталом, в ходе которой труд рабочих прилагается к принадлежащим капиталистам средствам производства, в результате чего образуется продукция, цена которой выше, чем сумма износа средств производства и стоимости оплаченной трудящимся их рабочей силы.

    Будучи  закоренелыми материалистами, создатели  и приверженцы марксизма не понимали важности частнопредпринимательской  и инженерной составляющих процесса производства. Марксисты считали капиталистов чисто паразитическим классом, а интеллигенцию - прислужниками эксплуататоров. Марксисты думали, что лишь рабочие выполняют действительно необходимую для производства товаров функцию. Таким образом, по мнению марксистов, необходимо было посредством социальной революции освободить рабочий класс от угнетения его капиталистами и полностью уничтожить частную собственность на средства производства. Практическое воплощение эти идеи нашли в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP) и на примере этого государства показали всему миру свою полную несостоятельность.

    Учение  Маркса пользовалось в Европе на стыке XIX и XX веков большой популярностью  из-за конфликтных отношений между  трудом и капиталом, царивших в то время, на начальной стадии развития капитализма. С середины XX века марксизм утратил свою притягательность, поскольку капитал пошел на социальное партнерство с рабочим классом. В наше время марксизм пользуется успехом лишь в Российской Федерации, Северной Корее и в ряде других слаборазвитых стран мира.

 

    

Этапы развития марксизма 

    Марксизм  развивается качественно определенными  этапами и его подлинное творческое обновление сочетается с борьбой  против открытого и скрытного, завуалированного пересмотра, ревизии марксизма.

    Выделяют  три основных этапа развития марксизма с середины XIX в. до конца XX в. Следующие этапы – предстоящие, уже в XXI столетии – это и четвертый, и последующие.

    Первый  этап – этап формирования и развития марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX века. Это этап классического марксизма, изначальный, связанный с беззаветной, выдающейся научной и практической деятельностью его основателей, “классиков”, как их часто называют, – Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также их соратников, окружения, друзей. Создав великие творческие разработки, они и относились к ним творчески.

    Второй  этап – этап развития марксизма прежде всего В.И.Лениным с 90-х гг. XIX века теоретически и особенно в единстве теории и практики в условиях победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 г., первых практических шагов движения по пути созидания социализма, творческого применения марксистской теории к особенностям российской практики, первого реального, труднейшего и сложнейшего, диалектического опыта строительства нового социалистического общества. Это ленинский этап развития марксизма. Этот этап охватывает примерно последнее десятилетие XIX в. – первую половину XX столетия. На него приходятся и кризисные годы насильственного сталинского упрощения и извращения марксизма, ленинского учения, марксизма-учения Ленина, замены творческого живого духа марксизма примитивной схоластикой и догматизмом.

    Революция 1917 г., во главе которой стоял В.И.Ленин, дала возможность применять теоретический марксизм к реальной практике, проверять его революционной, созидательной практикой, корректировать и дальше творчески развивать в ходе реального социалистического строительства. Теоретическая и практическая гениальность К.Маркса и Ф.Энгельса была продолжена гениальной теоретической и практической деятельностью В.И.Ленина. Марксизм второй половины XIX в. нашел своего выдающегося, великого продолжателя в первые два с половиной десятилетия ХХ в. в лице В.И.Ленина. Он своим конкретным примером показал жизненность, неисчерпаемые потенции и огромные научные, теоретико-практические возможности марксизма, развивая его в органическом единстве преемственности и новаторства. Этот творческий этап развития марксизма получил название ленинского учения. Сам же В.И.Ленин считал себя просто последователем К.Маркса и Ф.Энгельса.

      О марксизме, проявившем себя в ленинском учении, обоснованно говорят потому, что В.И.Ленин внес колоссально много творческого, новаторского, дополняющего, расширяющего и углубляющего марксизм в соответствии с требованиями времени и на основе теоретического обобщения нового, громаднейшего революционного и социалистического практического опыта. В этот период общие верные научные положения реально проявлялись в конкретной и живой диалектике общего, особенного и единичного и требовали нового научного осмысления и продвижения вперед. Вот почему В.И.Ленин писал: “Было бы величайшей ошибкой, если бы мы стали укладывать сложные, насущные, быстро развивающиеся практические задачи революции в прокрустово ложе узко-понятой “теории” вместо того, чтобы видеть в теории прежде всего и больше всего руководство к действию”.

    Своим творческим, новаторским отношением к марксизму В.И.Ленин подтвердил, что марксизм развивается вслед за изменяющимися реальными условиями бытия и сознания и опережая их, что в новой объективной и субъективной общемировой конкретно-национальной обстановке сам марксизм всегда должен быть новым, современным, и при этом обоснованно прогностически заглядывающим вперед, предвидящим будущее.

    Необходимо  отметить, что ленинский этап в  развитии марксизма, подлинный, ленинское учение вовсе не идентично и не соответствует тому “ленинскому учению” (как и “марксизму”), который в урезанном, неполном, недиалектическом, одностороннем виде преподносился И.В.Сталиным, начиная с 1924 г. (“Об основах учения Ленина”, “Вопросы ленинского учения”), в выгодном ему виде. Это как раз наиболее догматизированные, примитивные версии “марксизма” и “учения Ленина”, на многие десятилетия утвердившиеся в партийной пропаганде и общественных науках.

    Между тем втором этапе развития марксизма творческая, обогащающая марксизм мысль продолжала биться и при жизни В.И.Ленина, и вне пределов СССР, вне поля прямого диктаторского воздействия И.В.Сталина.

    Третий  этап, охватывающий вторую половину XX в., ученые определяют как этап преодоления сталинского насилия, контроля и диктата над марксизмом, ленинским учением, марксизмом-учением Ленина. Это этап усиления поисков новых толкований и видений марксизма, обычно, уходящих в сторону от марксизма, берущих лишь какую-либо его одну сторону и существенно ревизующих марксизм, нестандартных теоретических трактовок социализма и коммунизма в виде “еврокоммунизма”. В целом – этап своеобразного нового ренессанса марксизма, его творческого развития вширь и вглубь – как общей марксистской концепции, так и его воплощений и разнообразий – и в то же время усиления борьбы с попытками изнутри пересмотреть и ревизовать марксизм.

    Данный  период был трудным, противоречивым, даже драматическим и трагическим, но в целом оживляющим, качественно  усиливающим и обновляющим марксизм и коммунизм. Можно выделить четыре основные характерные черты этого периода:

  1. Во-первых, нелегким, трудным был уход от деформированного в сталинские и послесталинские времена марксизма, сведенного к мертвым формулам, лишенным живого содержания, грубо приспособленным к нуждам авторитарного, диктаторского режима. Такое неизменяющееся, буквоедское толкование марксизма получило название ортодоксального.
  2. Во-вторых, нелегко и не сразу наращивалось творческое, нормально-критическое отношение к сформулированным марксизмом положениям с целью приведения их в соответствие с новой исторической и реальной всеобщей и региональной практикой. К этому времени главным стал разрыв между сформулированной прежде марксистской теорией и новой конкретной исторической практикой, в том числе в новых странах социализма. Значительный творческий вклад в развитие, оживление, обновление марксизма внесли во второй половине XX столетия многие видные лидеры входящих в мировое коммунистическое движение зарубежных коммунистических, рабочих, а также национально-освободительных политических партий и движений.
  3. В-третьих, усиление тяги к творческому оживлению марксизма выявило, особенно в 60-80-е гг., определенное различие, дифференциацию направлений данных поисков, осуществляемых на «Востоке», прежде всего в СССР, и на «Западе» – в странах Центральной, Восточной и особенно Западной Европы. В СССР и отдельных других социалистических странах данные поиски не носили радикального характера, позиции догматизма и цитатничества были еще сильны в общем и региональном марксизме, привычное схоластическое течение в марксизме намного перевешивало творческое.
  4. В-четвертых, колоссальной драмой и трагедией для теории и практики марксизма и коммунизма в конце XX в. стала целенаправленная ликвидация в I989–I99I гг. в СССР социалистического строя, жесточайшее идеологическое и политическое вытравливание из общественной жизни, сознания и мировоззрения сотен миллионов людей научных идей марксизма и коммунизма. Эта развернутая в СССР через все средства массовой информации кампания антимарксизма, антикоммунизма, антиленинизма, антисоциализма перешла все возможные пределы лжи, фальсификации, обмана, цинизма и мракобесия. Самое поразительное и возмутительное заключалось в том, что главными организаторами и вдохновителями этой антинаучной и антигуманной кампании были бывшие виднейшие «марксисты» и «коммунисты» А.Н.Яковлев, Ю.Н.Афанасьев, Д.А.Волкогонов.

    Но  сломить силу научных идей и теории марксизма, социализма и коммунизма этим реакционерам и мракобесам конца XX века не удалось ни в СССР, ни в Российской Федерации, ни в других странах СНГ, ни в восточноевропейских странах. Живой марксизм и коммунизм выдерживали за 100-150 лет и не такие наскоки и нападки на них, а тем более со стороны нынешних морально опустившихся и продавшихся пигмеев от «науки» и практики. Марксизм и коммунизм жили и будут жить, а злобствующие антимарксистские, антикоммунистические пигмеи бесследно исчезнут со страниц человеческой истории.

    Новое дыхание и новый рывок марксизм получил в результате творческого  анализа многими теоретиками  и практиками в социалистических, бывших социалистических, других странах  совершенных в XX веке крупных ошибок, упущений и пробелов в развитии теории марксизма, допущенных деформаций, искажений, поражений в практике социализма. Извлечение горьких, суровых уроков из ошибок и провалов – лучший путь к выздоровлению, к новому подъему  теории и практики марксизма и  коммунизма. В 80-е и 90-е годы в Российской Федерации было опубликовано большое количество серьезных исследований, критически и прогностически, по-марксистски анализирующих уроки, достижения и провалы прошлого и настоящего развития социализма в СССР и других странах, его перспективы на будущее. Вышли как монографические, так и коллективные книги, сборники статей. В выходящих коммунистических, социалистических, левых журналах постоянно публиковались интересные аналитические, постановочные, полемические, дискуссионные статьи. Развернулись острые дискуссии по вопросам марксизма, социализма и коммунизма, проведенные, что очень важно, в уважительной, товарищеской атмосфере даже при самых альтернативных позициях их участников. Состоялись многие российские и международные конференции по современным актуальным проблемам развития человечества, цивилизации, общества, человека, по подытоживанию уроков развития XX века и определению перспектив и проблем в наступающем новом, XXI столетии. Такая же работа велась в других странах СНГ, в бывших социалистических странах Восточной и Центральной Европы. Марксизм снова приобрел упущенные им в недавнем прошлом черты движения, остро бьющейся мысли, спора, дискуссионности, боевитости, энергичности, целеустремленности, передовитости, качественного подъема, революционности.

    Двадцатый век, при всех произошедших труднейших поворотах и трагедиях в развитии марксизма, заканчивается оптимальными тенденциями как теоретического роста, подъема марксизма, так и оптимально звучащими аккордами мощнейшего практического, реального прогресса крупных социалистических держав, на деле демонстрирующих преимущества социализма перед капитализмом, явную победную устремленность обновляющегося социализма к дальнейшему росту и прогрессу в XXI столетии. Марксизм творчески развивается не в одиночестве, не в изоляции, а в соотношении и соревновании с другими научными, философскими, историческими, политэкономическими, социологическими, политологическими концепциями и теориями, существующими и складывающимися в человеческом обществе. Поскольку марксизм представляет самостоятельную теорию, постольку, естественно, он вовсе не претендует на представление и охват всей вообще существующей в мире науки, философии, истории, политэкономии, социологии, политологии и т.д. Он занимает свое собственное и определенное место в этой всемирной системе знаний, и его, поэтому, вовсе не нужно переоценивать, как делалось в сталинские и послесталинские времена, когда марксизм выдавался чуть ли не за единственное и конечное научное знание в мире по любому вопросу. Марксизм выражает и охватывает определенную часть всеобщего мыслительного процесса движения и приближения к абсолютной истине, и в силу этого он по своей природе критичен, самокритичен и скромен.

Информация о работе Марксизм и его влияние на российскую социальную мысль