Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Только борьба масс в состоянии освободить страну от ее узурпаторов. Задача передовых людей – помочь народу изжить свою неразвитость, ибо «главная и самая существенная причина бедности нашей народной массы заключается... в недостатке сознания этой бедности» (VII, 260).
В 1872–1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872–1876). Оба эти цикла преимущественно посвящены дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны.
Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70–80-х годов и ее идеологов – либералов. Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной деятельности.
К началу 70-х годов Салтыков-Щедрин
окончательно понял, что в России
устанавливаются новые
«Дневник провинциала
в Петербурге» вскрывает
Жадность обычного эксплуататора соединилась в либерале с непомерной политической трусостью. Он боится народа и революции и чувствует себя гораздо спокойнее под сенью самодержавия. За право грабить народ, за жирную подачку со стола хищника он обманывает трудящихся, лжет, отказывается от своих убеждений, предает своих единомышленников и выступает врагом «всяких утопий».
На фоне торжества буржуазного предпринимательства становится отчетливо виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского правительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный режим к нуждам капиталистического развития.
В «Благонамеренных речах»
сатирик показал русскому массовому
читателю – читателю-«простецу», как
он говорил, – всю ложь и лицемерие
идеологических основ дворянско-буржуазного
государства. Он обнажил фальшь благонамеренных
речей адвокатов этого
Писатель разоблачил грабительский
характер буржуазной собственности, уважение
к которой у народа воспитывалось
с детства; вскрыл аморальность буржуазных
семейных отношений и этических
норм. В буржуазно-дворянском обществе
под вывеской «священная собственность»
процветает воровство и грабеж, под
завесой «семейство – святыня» творятся
прелюбодеяния, под сенью «священной
государственности» капиталисты грабят
Россию, рвут куски «отечественного
пирога». Сравнение национальных богатств
страны с пирогом, которым пользуются
только господствующие классы, было настолько
удачным, что им неоднократно пользовался
в своей революционной
Особое место в цикле
занимает рассказ о Дерунове, содержащий
беспощадную характеристику «опоры»
современного общества (глава «Столп»).
До отмены крепостного права Осип
Дерунов был мелким хлебным торговцем,
содержателем постоялого двора и
лабаза. Позже он арендовал винокуренные
заводы, открыл кабаки, прибрал к
рукам местную торговлю хлебом и
скотом. Из скромного скупщика Дерунов
скоро превратился в
«Дерунов не столп! – заявляет
в конце очерка Салтыков-Щедрин.
– Он не столп относительно собственности,
ибо признает священною только лично
ему принадлежащую
Тема государства подробно
развивается в главе «В погоню
за идеалами». Салтыков-Щедрин обнаруживает
понимание его классовой
В «Благонамеренных речах»
писатель попытался создать тип
революционера-демократа (глава «Непочтительный
Коронат»), верного защитника интересов
народа. Коронат, представитель революционно-
В 1874 г., еще не закончив «Благонамеренных речей», Салтыков-Щедрин начинает новый цикл очерков – «В среде умеренности и аккуратности» – и работает над ним до 1880 г. Два основных события отразились в этом цикле: политическая реакция первой половины 70-х годов и события, связанные с русско-турецкой войной 1877–1878 гг.
Рассматривая общественную жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин типичным явлением русской действительности называет «молчалинство». Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию господствуют в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивную роль: руки Молчалиных, говорит писатель, как и руки царских сатрапов, запятнаны кровью.
Познакомив читателей
с Молчалиным-чиновником, Салтыков-Щедрин
находит, что такие типы есть и
среди адвокатов, писателей, журналистов.
Все они – люди беспринципные,
готовые снести любое оскорбление,
если оно будет оплачено. Цинизм,
моральная и политическая нечистоплотность,
продажность являются неотъемлемым
качеством преуспевающих
В главах, относящихся к войне 1877–1878 гг., сосредоточена яркая сатирическая картина того шовинистического угара, который охватил часть русского общества и был отражен на страницах многих либеральных и реакционных газет.
Цикл «Убежище Монрепо» (1878–1879) осветил положение мелких и средних дворян в конце 70-х годов. Автор снова обращается к важнейшей теме: что дала России реформа, как она отразилась на различных слоях населения, каково будущее русской буржуазии? Салтыков-Щедрин показывает семью дворян Прогореловых, чья деревня все больше и больше опутывается сетями местного кулака Груздева; правдиво отмечает, что на смену дворянству идет буржуазия, но не выражает ни сожаления, ни сочувствия отмирающему классу. Он вывел колоритную фигуру деревенского капиталиста Разуваева, Чумазого, для которого отечество – «падаль, брошенная на расклевание ему и прочим кровопийственных дел мастерам» (XIII, 150).
Салтыков-Щедрин, верно понимая
характер русского капитализма как
явления, обусловленного историческим
развитием, не признавал капиталистические
отношения вечными и
В «Убежище Монрепо» и особенно в «Круглом годе», написанном почти одновременно, Салтыков-Щедрин большое внимание вновь уделяет вопросу о государстве. Его прельщает не слава государства, а счастье народа, ибо не всегда они сочетаются: «уже сколько столетий русское государство живет славною и вполне самостоятельною жизнью, а мы, граждане этого государства, все еще продолжаем себя вести, как будто над нами тяготеет монгольское иго или австрияк нас в плену держит» (XIII, 261).
В «Круглом годе» сатирик
страстно и самоотверженно борется
против молодых бюрократов-
После поездки по Европе
Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных
записках» цикл очерков «За рубежом»
(1880). Симпатизируя передовой, революционной
Франции, восхищаясь ее прогрессивными
традициями, писатель беспощадно разоблачает
современную французскую
Сатирик развеял ореол
мнимой революционности, возникший
вокруг буржуазных республиканцев, которые
защищали в прессе и парламенте капиталистические
порядки. Он высмеял героя либеральной
французской буржуазии
«Республикой без
В очерках «За рубежом»
писатель признал милитаризм важнейшей
чертой в политике и настроениях
немецкой буржуазии. Упоенная победой
над Францией в 1870–1871 гг., Германия
мечтала занять главенствующее положение
в Европе. Салтыков-Щедрин высмеял
эту претензию и заклеймил
наглость прусской военщины. Он глубоко
и верно обрисовал
«Зарубежное» в очерках
Салтыкова-Щедрина постоянно и
тесно переплетается с «
«Письма к тетеньке» (1881–1882),
«Современная идиллия» (1877–1883) и публицистические
произведения, написанные после закрытия
«Отечественных записок», рисуют русское
общество в период обострения революционной
борьбы и реакции, наступившей вслед
за разгромом движения народников.
«Современная идиллия» развертывает картину
глубокого нравственного
В «Современной идиллии» и в «Письмах к тетеньке» писатель смело разоблачал террористические организации самодержавия и в первую очередь так называемую «Священную дружину». Сатирик осуждает буржуазно-дворянское государство со всеми его институтами как орудие угнетения народных масс, как средство защиты классового господства помещиков и капиталистов, снова клеймит либеральное общество, плотным кольцом окружившее царский трон после 1881 г.
Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка «Злополучный пискарь, или драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном виде тупость и реакционность царской бюрократии была воплощена писателем в образе ретивого начальника, который решил закрыть Америку.
Во многих обозрениях, почти
во всех публицистических циклах Салтыкова-Щедрина
встречаются фигуры буржуазных журналистов,
сатира на буржуазно-консервативную прессу.
Так, в «Дневнике провинциала
в Петербурге» содержится издевательская
характеристика либерально-буржуазной
прессы 70-х годов – печати «пенкоснимателей».
Под именем «Старейшей российской пенкоснимательницы»
сатирик изобразил «Санкт-
Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-х годов к монархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности». Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился Суворин, издатель газеты «Новое время».
Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и пародийно раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой статьи, фельетона, корреспонденции. Уже само название передовицы газеты Молчалина – «О распространении на все селения империи прав и преимуществ, изложенных в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений» – является пародией на содержание и характер передовых статей, на бюрократический язык, которым излагались законы. Пустословие возведено здесь в принцип, и только одна мысль беспокоит редактора – как бы при всем либерализме дать каждой фразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству?! Щедринское выражение «Чего изволите?» было очень удачным и прочно укрепилось за газетой Суворина «Новое время».