Шпаргалка по "Журналистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".

Работа содержит 1 файл

Экзамен Дякина.docx

— 505.69 Кб (Скачать)

Выразителями другого, более  умеренного направления в российской социал-демократии были меньшевики, представлявшие собой составную частью РСДРП. Их легальная и нелегальная пресса представляла собой также составную  часть журналистики социалистических партий России.

Выходившая до октября 1905 г. «Искра» настойчиво разъясняла причины  раскола в РСДРП, проводила мысль  о «свободной» партии, о плехановском понимании аграрной программы российской социал-демократии, о движущих силах  революции и т.д.

Образование после II съезда РСДРП двух фракций со своими политическими  платформами привело к тому, что  уже в 1904 г. меньшевики выпустили  газету «Правда», просуществовавшую  до 1906 г., а с лета 1905 г., и особенно после обнародования Манифеста 17 октября, выпустили еще около 20 легальных  изданий – «Современная жизнь», «Московская газета», «Начало» и  др.

Характер меньшевистской журналистики особенно ярко проявился  в легальных изданиях, основанных в конце 1906 – начале 1907 г. Речь идет о газетах «Наше дело», «Невский вестник», «На очереди» и др. Критическое  отношение меньшевиков к марксистской теории, к революционным пролетарским идеям и принципам проявилось в их взгляде на марксистскую концепцию  пролетарской революции. Г. Плеханов, П. Аксельрод, Ю. Мартов и другие меньшевистские теоретики, идеологи, публицисты не отрицали, что первая российская революция  по своему характеру была буржуазно-демократической. Но при этом они критически относились к экономической сущности революции 1905–1907 гг. Вопреки Ленину они не признавали за пролетариатом роли гегемона революции в силу ряда и объективных  и субъективных причин. Выступая в  легальной прессе, меньшевики обвиняли Ленина и большевистские издания  в ревизионизме марксизма.

В меньшевистских газетах  выступал и Л. Троцкий, порвавший  с большевиками. Он выдвинул свою теорию парламентской революции, которая  фактически отрицала буржуазно-демократическую  революцию как необходимый этап развития революционного исторического  процесса. Это противоречило марксистско-ленинской  концепции непрерывности революции. По мнению Ленина и большевистской газеты «Пролетарий», это была крамола, отступничество от теории К. Маркса.

Главное усилие меньшевистской печати было направлено на то, чтобы  укрепить в сознании российской социал-демократии меньшевистское понимание характера  буржуазно-демократической революции, ее движущих сил и конечных целей.

В течение десятилетий  в советской журналистике неоспоримой  оставалась мысль о том, что единственной жертвой преследований царских  властей были большевики и их печать. Объективность требуется сказать  о том, что при всей умеренности  меньшевистской прессы, ее склонности к реформизму, она также выражала революционные идеи, особенно до поражения  декабрьского вооруженного восстания, а поэтому, как и большевистская, подвергалась гонениям со стороны властей.

В годы первой российской буржуазно-демократической  революции в полную силу заявила  о себе легальная печать партии эсеров. Ее лидеры называли свою партию «истинно народной социалистической партией». Они и выступали от имени различных  слоев крестьянства, так или иначе  оказавшихся втянутыми в революционные  события 1905–1907 гг.

В 1905 г. эсеры выдвинули  из своей среды идеологов и  публицистов, которые и составили  ядро эсеровской журналистики, определяя  ее направление, дух, характер и содержание.

Наиболее активно в  этой революционно-демократической  прессе сотрудничали В. Чернов, Н. Кудрин, М. Энгельгард и другие эсеровские литераторы. Они ставили перед собой задачу развить самосознание трудового  народа и осуществить руководство  им в его борьбе за политическое и экономическое освобождение.

Эсеры явились представителями  крайне левой фракции сложившейся  в России в 1905 г. буржуазной демократии. Объективное значение их деятельности сводилось к осуществлению задач  революционной демократии. Этой цели фактически и служила создаваемая  эсерами в Петербурге и других городах страны легальная пресса, в частности такие издания, как  «Сын отечества», «Народный вестник», «Голос», «Дело народа» и др.

Воззрения эсеров особенно широко пропагандировались в «Голосе», вышедшем в конце апреля 1906 г. Газета выдавала себя горячей и искренней  сторонницей представителей русской  революции, русского и международного социализма, подлинной выразительницей  интересов труда. И все же «Голос»  основным своим содержанием отражал  суть эсеровской идеологии, ориентированной  на крестьянство.

С июня 1906 г. во главе газеты стал лидер эсеров В. Чернов, объединивший вокруг себя своих ближайших единомышленников – А. Гуковского, Н. Максимова и  др.

Вполне естественно, что  над эсеровским «Голосом», выражавшим в известной мере идеологию революционно-демократического крестьянства, стали сгущаться тучи. С начала июня 1906 г. каждый номер  газеты конфисковывался. А 10 июня она  была закрыта.

Одновременно с «Голосом»  эсеры предприняли издание в  Петербурге газеты «Дело народа», с  первого номера открыто выражавшей свою ненависть к царизму и  правительственным органам. Газета призывала массы к беспощадной  борьбе с самодержавием. В середине мая 1906 г. «Дело народа» было закрыто. Летом 1906 г. у эсеров выходит еще  одна легальная газета «Мысль», а  с июля 1907 г. центральным органом  партии эсеров становится «Знамя труда».

В годы буржуазно-демократической  революции выходили легальные издания  и других социалистических партий: народных социалистов, трудовиков, максималистов  и др. Они выражали ненависть к  самодержавию. Именно за эту революционно-демократическую  направленность легальная пресса эсеров и трудовиков подвергалась жестоким репрессиям со стороны царской цензуры.

В народнической печати периода  первой российской революции особое место занял журнал «Русское богатство», отметивший в 1905 г. свое 30-летие. Долгие годы его идейными руководителями были Н. Михайловский и В. Короленко. Последний  к тому же являлся редактором и  официальным издателем журнала. Начало революционных событий в  стране издание встретило многочисленными  публикациями, посвященными годовщине  смерти Н. Михайловского – одного из главных основоположников русской  социологической школы. В них  «Русское богатство» солидаризировалось со старой либерально-народнической  доктриной, основу которой составляли отрицание капитализма, буржуазного  государства, вера в особый исторический путь России.

Сотрудники «Русского  богатства» примыкали к эсерам, но занимали среди них самое правое крыло. В. Короленко, преодолевший народнические  влияния во второй половине 90-х гг., продолжал оставаться писателем-реалистом  и крупнейшим демократическим публицистом. Большой интерес представляют его  статьи, относящиеся к 900-м гг. и  более позднему времени: «Девятое января в Петербурге», «Возвращение генерала Куропаткина» и др. Короленко занимал  своеобразную позицию по отношению  к большевикам и теории научного социализма. Многое он не принимал и  со многим не соглашался. Но при всем этом он оставался правдивым писателем-реалистом, гуманистом, непримиримым борцом против всякого угнетения.

В период подъема революционного движения осенью 1905 г. «Русское богатство» оказалось в лагере антиправительственной  либерально-буржуазной прессы. В конце  января 1906 г. его издание было приостановлено, и лишь спустя полгода запрет на журнал был снят. Но его курс остался  прежним: основные сотрудники, за исключением  В. Короленко, стали организаторами новой трудовой партии народных социалистов (энэсов). «Русское богатство», став ее органов, заняло промежуточное место  между эсерами и кадетами.

С тем чтобы расширить  свое влияние в массах, социалистические партии в период революции 1905–1907 гг. взяли курс на дифференциацию своей  печати. Выходили газеты для рабочих, крестьян, солдат, молодежи, как органы партий, Советов, профсоюзов. Вся социалистическая журналистика сложилась в систему, включавшую в себя издания различного типа. При этом характер прессы приобретал все более многонациональную  структуру: газеты и журналы выходили на грузинском, азербайджанском, армянском, осетинском, аварском, литовском, латышском, эстонском, украинском и других языках.

В период поступательного  развития революции в буржуазно-либеральном  лагере произошли серьезные перемены. Либералы перешли в открытую оппозицию  к самодержавию. Вместе с тем они  боялись социального взрыва, предпочитали не радикальные преобразования, а  компромиссные решения.

С начала августа 1905 г. на почве  подготовки к предстоящим выборам  в I Государственную думу в России началось формирование буржуазных политических партий. В октябре возникли: конституционно-демократическая  партия (кадеты), партия октябристов («Союз 17-го Октября»), прогрессивно-промышленная партия и др. Эти буржуазные политические партии и союзы создавали в  центре и на местах свою систему  печати, призванную выразить интересы либерального политического лагеря.

Крайне правое крыло в  этом лагере занимала легальная пресса октябристов: «Слово», «Голос Москвы»  и многие др. Главная цель этих изданий  – сплочение политически сочувствующих  элементов Манифесту 17 октября, проведение политики на установление конституционной  монархии.

Среди возникших либеральных  партий заметно выделялись конституционные  демократы. В конце 1905 г. в Петербурге, Москве и других городах России кадеты создали много новых периодических  изданий и захватили в свои руки немало уже функционировавших  органов. Усиление влияния кадетов  и их печати с весны 1906 г. объяснялось  тем, что они оказались «самой левой партией», так как социалистические партии были устранены от политической деятельности правительством. Естественно, что все недовольные, озлобленные  непредсказуемыми обстоятельствами, возникшими в период выборов, люди нашли сочувствие у кадетов и получили их поддержку.

В феврале 1906 г. в Петербурге вышла еженедельная кадетская газета «Вестник партии народной свободы». Однако это издание оказалось малопопулярным из-за своей перегруженности официальными партийными документами, теоретическими публикациями. Почти одновременно с  «Вестником» кадетам удалось  в Петербурге основать большую ежедневную политическую и литературную газету «Речь». Идейными руководителями и  фактическими ее редакторами были П. Милюков и И. Гессен – лидеры партии кадетов. Однако сама редакция никогда  не признавала своей связи с этой партией, поэтому «Речь» выглядела как издание общедемократического толка, сочувствующее партии кадетов.

Весной 1906 г. кадеты приступили к выпуску в Петербурге общедоступной  газеты «Товарищ», редакция которой  заверяла своих читателей, что данный орган будет служить интересам  не какой-либо партии, а освободительному движению в целом. Тем не менее  «Товарищ» оказался изданием левокадетского толка.

Кадеты выпускали и  общедоступные народные издания  – «Народное дело», «Народный  путь», «Реформа» и др. Подобные издания  получили дальнейшее развитие в либерально-буржуазной журналистике.

Несмотря на убыточность  общедоступных народных изданий, отдельные  капиталисты или группы капиталистов брали на себя расходы по их выпуску. Это относится к кадетской  газете «Современное слово», газете московского  миллионера П. Рябушинского, банкира  Г. Лесина и некоторых др.

Крупнейшее издательство «Копейка» в Петербурге было основано в 1907 г. группой финансистов и  сосредоточило в своих руках  ряд газет и журналов. В их числе: «Газета-копейка», «Журнал-копейка», юмористический «Листок-копейка», еженедельник «Всемирная панорама» и др., а «Петербургская газета-копейка» стала одной из газет, имевших самый большой тираж  в стране.

Финансовые магнаты видели в журналистике не только средство идеологического воздействия на массы, но и источник получения огромных прибылей. Речь, в частности, идет о  крупнейших книжно-газетно-журнальных объединениях, получивших дальнейшее развитие в начале 1900-х гг.

Книжно-газетное издательство концерна А. Суворина положило начало огромному количеству справочных изданий. Кроме того, оно выпускало газеты «Новое время», «Московский телеграф», «Русское знамя», «Земледельческую газету», журналы «Исторический вестник», «Наборщик и печатный мир». Другим крупным издательским объединением России являлось издательство И. Сытина. Оно также выпускало большое  количество периодических изданий, охватывающих интересы различных групп  читателей: журналы «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Вокруг  света», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни» и  др., газеты «Правда Божия», «Русская правда» и др.

В этой массе периодических  изданий крупнейшим было «Русское слово», вышедшее в 1895 г., фактическим редактором его долгие годы оставался известный  «король фельетонов», театральный  критик В. Дорошевич. Он сумел придать  газете, владельцем которой был Сытин, серьезный тон, осведомленность, абсолютную самостоятельность. Буржуазно-либеральная  направленность «Русского слова» была очевидной, оно было оппозиционным, но при этом не выражало интересы той  или иной партии. Газета замалчивала  вопросы политической борьбы, но касалась самых злободневных вопросов социальной жизни, оперативно отражая все текущие  события. Благодаря хорошо и четко  налаженной работе своих корреспондентов, «Русское слово» снискало себе славу  «фабрики новостей». По форме и направлению  газета представляла собой в определенной степени синтез, с одной стороны, бульварной прессы, с другой – буржуазно-респектабельного издания, которое всегда осторожничало  и чутко прислушивалось к происходящим событиям.

Информация о работе Шпаргалка по "Журналистике"