Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Отношения между первым редактором-издателем П.П. Перцовым и четой Мережковских складывались трудно: вдохновители журнала отличались нетерпимостью и властолюбием, редакторские возможности Перцова влиять на публикацию того или иного материала были сведены к нулю. После ряда конфликтов, раздраженной переписки между ним и Гиппиус он отошел от дел. С 1904 г. редактором стал Д.В. Философов.
Большую роль в практическом
ведении дел журнала играли его
секретари. Еще во время подготовительной
работы, которая велась около двух
лет, обязанности секретаря взял
на себя В.Я. Брюсов. Он имел свое четко
продуманное представление о
журнале-манифесте, в издании которого
хотел бы принимать участие. Но его
планы и планы Мережковских разошлись.
Брюсов возражал против мистической
ориентации журнала, его не устраивал
способ отбора беллетристического материала,
а главное – для поэта была
неприемлема та общественная роль,
которую собирался играть «Новый
путь». Брюсов отошел от журнала еще
до появления первого номера. Его
место занял Е. Егоров – участник
религиозно-философских
«Новый путь» вышел «при большом литературном шуме», по выражению Л.Н. Андреева. Первые два номера разошлись в двух изданиях тиражом 2258 экземпляров, что для журнала подобного типа было достаточно много.
В редакционном объявлении объяснялась цель журнала: «Дать возможность выразиться в какой бы то ни было литературной форме – в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье или беглой заметке – тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе с пробуждением религиозно-философской мысли». Эта цель должна была достигаться традиционным способом, в привычных для русского журнала жанрах: стихи, повествования, научные статьи, философские рассуждения. В этом проявилась двойственность нового издания – круг проблем, свойственный скорее журналу-манифесту, и средства, традиционные для журнала «обычного русского типа». Двойственной была и аудитория, на которую «Новый путь» рассчитывал: с одной стороны, высокообразованная интеллигенция, способная воспринять религиозную проповедь и понять основы нового искусства, с другой – широкие круги духовенства, служители церкви разного уровня, в том числе сельской, не всегда обладавшие развитым художественным вкусом и достаточным образованием. Но именно эту часть общества журнал хотел привлечь к созданию религиозной общественности, надеясь на взаимопонимание со стороны духовенства.
Двойственность журнала
и его читательской аудитории
не позволила «Новому пути»
Внутренние особенности
«Нового пути» были обусловлены
русскими условиями и вкусами
русского читателя. Это касалось главным
образом отдела беллетристики. Зная
привычку русского человека читать в
журнальной книжке роман или повесть,
редакция тем не менее не придавала
беллетристике никакого значения, что
само по себе странно для журнала,
издаваемого писателями, и лишь шла
на уступку нетребовательному
Совсем по-другому обстояло
дело с публикацией стихов. Для
толстого журнала конца XIX в. стало
традицией пренебрежительное
Наличие отдела беллетристики отчасти приобщало «Новый путь» к кругу толстых изданий, хотя сам журнал этого очень не хотел. В открывавшей журнал статье П.П. Перцов специально объяснял принципиальное отличие нового журнала от классического толстого русского издания. Перцов писал, что в традиционном идеологически цельном русском журнале типа «Современника» и «Отечественных записок» иногда нельзя было отличить, кому принадлежала та или иная публикация, настолько согласованно они звучали и были похожи по стилю. Перцов назвал такие издания «журналами хорового, унисонного пения». В противовес им «Новый путь» будет представлять читателям «естественную солидарность солистов». Основную роль в созданном журнале должна была играть личная оригинальность стиля и мышления, собственное мнение ведущих авторов. Этот принцип проводился в жизнь достаточно последовательно.
Основными авторами стали
Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, помещавший
свои статьи в специальном отделе
«В своем углу», Н.М. Минский, опубликовавший
в журнале три большие
«Новый путь» отличался от толстого журнала и несколько меньшим объемом – около 280 страниц. Новым было наличие в журнале иллюстраций, это были в основном отпечатанные на меловой бумаге репродукции с картин, которые помещались в строгом соответствии с текстом (конфликт с «Миром искусства» не был забыт).
Почти демонстративная
«Новый путь» вышел в 1903 г., в преддверии первой русской революции. Общество все меньше внимания обращало на сложные, абстрактные рассуждения о вере, смысле жизни и т.д. Читатели обращались к органам периодики с определенной политической ориентацией в надежде понять происходящее и познакомиться со взглядами различных общественных и политических групп. Общественный подъем повлиял и на Мережковских, которые стали больше внимания уделять сложным проблемам текущего времени.
В 1904 г. журнал теряет подписчиков. Секретарь редакции Е. Егоров сообщил в начале года, что их набралось 1070 (против 2500 в 1903-м). Чулков писал Перцову, еще редактировавшему журнал: «Необходимо давать рассказы общественного характера и политику поострее» [16]. Оживить общественные отделы и были призваны Д.В. Философов и Г. Чулков.
Г. Чулков – «либерало-декадент»,
по выражению З.Н. Гиппиус, в свое
время был близок к Горькому и
Андрееву, но затем ушел к символистам.
Он называл себя «мистическим анархистом»
и хотя уверял, что у него есть
последователи, был единственным представителем
провозглашенного им мировоззрения. В
1904 г., когда положение «Нового
пути» было очень трудным, так
как не хватало денег на издание,
религиозно-философские
Конфликт произошел после отказа Чулкова печатать одну из статей Гиппиус как недостаточно либеральную. Мережковский на общем собрании сотрудников потребовал выбирать между ними и Чулковым. Большинство встало на сторону Чулкова, и тогда Мережковский отказался от участия в «Новом пути» и предложил журнал закрыть.
В январе 1905 г. редакция сообщила
о приостановке «Нового пути»
и обещала высылать подписчикам
новый журнал «Вопросы жизни». Это
было совсем другое издание, хотя оно
и заявляло, что продолжает направление
«Нового пути». Центральную роль
там начали играть будущие кадеты.
Через год выход журнала
«Новый путь» стал первой
попыткой издания журнала-манифеста
«чистыми» литераторами. Но он не стал
журналом эстетических проблем, обратив
преимущественное внимание на проблемы
философские, религиозные и общественно-
Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус сотрудничали потом в «Весах», в «Русской мысли», Мережковский много печатался в газете «Русское слово». Их статьи не раз вызывали ожесточенную полемику. Но они больше не издавали своего журнала, предпочитая участвовать в разных изданиях на правах сотрудников.
Билет №15
1. Образ России
в публицистике М. Е.
Публицистическая и
В литературном наследстве
писателя 70–80-х годов особое место
занимают крупные сатирические обозрения
– циклы очерков, в которых
органически слиты элементы публицистики
и художественной прозы. Это была своеобразная,
свободная жанровая форма, с относительной
самостоятельностью отдельных очерков
и глав, которая позволяла автору быстро
откликаться на злобу дня, на жгучие вопросы
времени. В своих очерках Салтыков-Щедрин
достигал огромной силы сатирической
типизации и широты охвата событий внутренней
и международной жизни. Самостоятельность
отдельных частей не исключала, а, наоборот,
предполагала идейно-тематическое единство
каждого обозрения и цикла как законченного
художественно-
Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868–1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции», дополненные отдельными главами в 1870 и 1871 гг. И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни России после реформы 1861 года? почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? в чем причина разгрома революционного движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и их читателей.
Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно называл движение 60-х годов. Главная же вина лежит на русских либералах с их постоянной готовностью к компромиссу: «Думали... достигнуть результата вполне ясного и определенного, но по дороге задались мыслью, чтобы и волки были сыты, и овцы целы – и вышло нечто совсем неожиданное» [118].
Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма оказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать: крепостное право живет во всем – «в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается» (VII, 150).
Оценивая другие реформы
60-х годов, Салтыков-Щедрин так же
недвусмысленно раскрывает их крепостническую
сущность. В «Признаках времени» писатель
дал верную характеристику земской
реформы. Либералы с радостью встретили
положение о земствах, шуму было
много, но земства, которые были «пятым
колесом в телеге русского государственного
управления», по словам В.И. Ленина [119],
– благополучно начали заседать, и
никаких ожидаемых либералами «потрясений
основ» не последовало: пошли только
разговоры о том, какое значение
имеют белье и рукомойники
в местных больницах. И это
образное, сатирическое определение
занятий земств как деятельности
«по лужению рукомойников»
Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств, антинародный характер многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как органов местного самоуправления, он был лишь против тех, кто засел там, против крепостников-помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.
Основные усилия дворян-земцев,
по сатирическому определению
Признаки времени с
господствующим капиталистическим
устремлением к наживе – «хищничеством»
– и политической пассивностью народа,
задавленного нуждой, не могут ободрять
писателя. Он сокрушается, что среди
«легковесных» нет места