Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
В основе программы «Русской
беседы» лежала славянофильская
доктрина, приспособленная к новым
условиям эпохи 60-х годов. Славянофилы
по-прежнему защищали устои жизни, существовавшие
в допетровской Руси, критиковали
реформы Петра I и социально-политические
преобразования на Западе. Они отстаивали
так называемый «принцип народности»,
понимая его по-своему, в реакционном
духе. Неизменной частью славянофильского
мировоззрения была борьба за общину,
в которой, в отличие от Герцена
и Чернышевского, они видели оплот
против революции и социализма. Все
эти идеи, характерные для
Славянофилы придавали большое значение обсуждению условий отмены крепостного права. Это можно видеть хотя бы по тому, что в начале 1858 г. было решено издавать «прибавление к «Беседе» – «Сельское благоустройство», журнал, исключительно посвященный этой теме. Редактором «Сельского благоустройства» был А.И. Кошелев.
Славянофильские журналы
выступали за освобождение крестьян
с землею на основе общинного устройства
и круговой поруки за выкуп. Декларируя
правомерный для помещиков и
крестьян «удовлетворительный, разумный,
мирный исход» крестьянского дела,
они так же, как и либерально-
Популярные среди духовенства
и самых отсталых помещиков «Русская
беседа» и «Сельское
Выпускались в 60-е годы и другие славянофильские издания: газеты «Молва», «Парус» и «День».
«Молва» выходила в Москве под редакцией С.М. Шпилевского с 1857 г., фактическим редактором ее являлся К.С. Аксаков. Это была еженедельная газета, по названию литературная, а по существу общественно-политическая. Правда, в «Молве» изредка печатались стихи К.С. Аксакова, Н.М. Павлова, А.П. Чебышева-Дмитриева. Но не они определяли ее лицо и направление; центральное место занимали статьи К. Аксакова.
Славянофильство никогда
не было однородным течением. В нем
объединялись люди, позиции которых
расходились порой весьма отчетливо
в том, что не касалось основного
– путей общественно-
В №36 «Молвы» К. Аксаков поместил статью «Публика – народ». В ней он, между прочим, писал: «Публика говорит по-французски, народ – по-русски. Публика ходит в немецком платье, народ – в русском, у публики – парижские моды, у народа – свои русские обычаи. Публика (большей частью, по крайней мере) ест скоромное, народ ест постное. Публика спит, народ давно уже встал и работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету), народ спит или уже встает опять работать... И в публике есть золото и грязь, и в народе есть золото и грязь, но в публике грязь в золоте, в народе – золото в грязи». Это открытое противопоставление народа, т.е. крестьянства, «публике», отравленной западной цивилизацией, вызвало недовольство правящих кругов и самого царя. Судьба газеты была решена. К. Аксакову ничего больше не оставалось, как прекратить ее выпуск.
Еще короче был путь другой славянофильской газеты «Парус», которую начал выпускать в 1859 г. в Москве И.С. Аксаков: ее закрыли после второго номера. Причиной послужило выступление издателя, в котором он защищал свободу слова и право широкой гласности.
Более долговечной оказалась
еженедельная газета И.С. Аксакова «День»,
выходившая в Москве с конца 1861 до
1865 г. До временного запрещения газеты
в 1862 г. Аксаков подчеркивал свою
идейную независимость, однако его
попытка отмежеваться от идеологии
и политики царизма ни к чему не
привела. «День» встал на самом правом
фланге либерально-монархической
Близкую к славянофилам позицию занимал ежемесячный журнал «Время», который издавался в Петербурге братьями Ф.М. и М.М. Достоевскими в 1861–1863 гг., а затем, после его закрытия, – журнал «Эпоха», выходивший в 1864–1865 гг. под той же редакцией.
Новый журнал поначалу вызвал
сочувственное отношение
О существе «почвенничества» Ф.М. Достоевский писал так: «Реформа Петра Великого нам слишком дорого стоила: она разъединила нас с народом... После реформы был между ним и нами, сословием образованным, один только случай соединения – двенадцатый год, и мы видели, как народ заявил себя... Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача – создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа.
Русская идея, может быть,
будет синтезом всех тех идей, которые
с таким упорством развивает
Европа в отдельных своих
Как видим, в программе
этой немало такого, что было приемлемо
и для славянофилов. Однако «почвенники»
считали необходимым от них отмежеваться,
подчеркивая свои разногласия: славянофилы
требовали возврата к допетровской
старине, почвенники этого не предполагали;
в отличие от славянофилов публицисты,
группировавшиеся вокруг журнала «Время»,
носителем русского народного начала
считали не крестьян, а «весь народ»,
включая купечество. Но дело было не
столько в этих тонкостях, сколько
в позициях по коренным проблемам
эпохи: политическим, философским, эстетическим.
Если подойти к вопросу так, то
сразу станет ясно, что «Время»
– издание либерально-
Щедрин имел все основания в одном из обозрений «Наша общественная жизнь», обращаясь к «почвенникам», спросить: «А знаете ли вы, что с «Русским вестником» все-таки приятнее иметь дело, нежели с вами? По крайней мере не обманываешься: войдешь в «Русский вестник» – ну, и знаешь, что вошел в лес, а в вас войдешь – не можешь даже определить, во что попал: и серенько, и жиденько, и скользко... Вы называете г. Каткова булгаринствующим, но разве не прав будет тот, кто вас, «Время», назовет катковствующими?» [12].
Как видим, давая уничтожающую оценку этому журналу, Щедрин отмечает не только реакционность его программы, но и непоследовательность, неопределенность ее. Весьма неясно и двусмысленно написанные статьи публицистов «Времени», особенно Страхова, порой были трудны для восприятия и могли толковаться по-разному. После одной из таких статей, посвященных событиям в Польше, «Время» было закрыто. Это произошло в апреле 1863 г.
В 1864 г. братьям Достоевским удалось получить разрешение выпускать ежемесячник «Эпоха». В книжках «Эпохи», появившихся в период спада революционного движения, печатались реакционные, проникнутые враждой к социализму «Записки из подполья» и другие произведения Ф.М. Достоевского. «Эпоха» прекратила выход в начале 1865 г., не пользуясь успехом у читателей.
К третьей группе изданий
монархического лагеря относятся откровенно
крепостнические издания – «
«Журнал землевладельцев» был создан для обсуждения крестьянской проблемы. Издавал его помещик Желтухин в 1858–1859 гг.
Выступать прямо против отмены
крепостного права в эту пору
было уже невозможно, и землевладельцы,
а именно их органом был журнал,
вели на его страницах борьбу за
сохранение прежних порядков при
видимости формальной свободы для
крестьян. Весь смысл деятельности
Желтухина и его журнала
«Современник» разоблачал плантаторский характер «Журнала землевладельцев», называл его сотрудников людьми «с узкими и отсталыми понятиями», «алчными эгоистами».
Таких же, если еще не более правых, взглядов придерживалась «Земледельческая газета». Крепостники с ее страниц требовали сохранения телесных наказаний для крестьян, утверждая, что без этого помещичье хозяйство не может существовать. Реакционеры из «Земледельческой газеты» не допускали возможности отмены порки и ссорились между собой, обсуждая виды истязаний. Н.Г. Чернышевский с гневом писал об этих «идеологах» средневекового варварства: «И о таких вещах надобно еще спорить!.. Говорите же о прогрессе. Если эти споры — прогресс, то прогресс, достойный монгольских степей, а не Европейской России, время какого-нибудь Тимур-Култука, а не XIX века» [13].
Крайне правой, насквозь монархической была «Домашняя беседа» В.И. Аскоченского, которая возникла в 1858 г. и завершила свой бесславный путь в конце семидесятых годов. Невежественный человек, ханжа и лицемер, близко связанный с верхушкой духовенства, Аскоченский в каждом номере газеты печатал церковные проповеди и бездарные, пропитанные ненавистью к народу статьи.
Не менее реакционной была и газета «Весть», редакторами которой являлись В.Д. Скарятин и Н.И. Юматов. Выходила она в послереформенные годы – с 1863 по 1870 – и пропагандировала идею восстановления власти дворянства, которая, как казалось, стала после реформы не очень крепкой. «Весть» предлагала восстановить телесные наказания для «освобожденных» крестьян.
В 1858 г., по данным, опубликованным «Современником», в России выходило 109 газет, ведомостей и листков и 95 журналов и повременных изданий ученых обществ, в том числе в Петербурге газет и ведомостей – 23 и журналов – 57, в Москве газет – 6 и журналов – 13 [14]. И все это были издания, принадлежавшие в основном к либерально-монархическому лагерю.
Ему противостояла очень
немногочисленная по количеству, но коренным
образом отличающаяся по идейному содержанию
группа революционно-демократических
органов печати во главе с журналом
«Современник». В ожесточенной борьбе
с либерально-монархической
2. Русский еженедельник
рубежа веков. Структура,
В мае 1906 г. журнал «Современная
жизнь» писал: «Характер времени
обусловил сильное развитие особого
рода периодической печати – мелких,
преимущественно еженедельных журналов.
Они явились как бы компромиссом
между двумя прежними основными
типами журналистики: ежедневной газетой
и толстым ежемесячным
Тип еженедельного журнала
не был новым для системы русской
прессы. Еженедельники существовали
в XVIII в., расцвет их пришелся на 50–60-е
годы XIX в. Но в 1900–1917 гг. «примерно треть
выпускаемых периодических
В XIX в. отделения газеты от журнала еще не произошло, и общей особенностью еженедельников была только периодичность – раз в неделю. После революции 1905 г. еженедельники представляют только журналы.
Постепенно выработалась
форма подобного издания: тонкий
журнал в 50–60 страниц. Обязательными
для него были: «...наличие иллюстраций
в качестве самостоятельных материалов
издания; обязательный беллетристический
отдел; компилятивные обзоры публикаций
за неделю по различным общественно-
Таким образом, от толстого
издания остался отдел