Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
С 1889 г. в этой типографии и начал выходить журнал «Природа и люди». Первые номера разошлись так быстро, что пришлось выпустить второй и третий тиражи. Сначала в редакции работали всего два человека: сам Сойкин и студент-медик B.C. Груздев. Журнал состоял из пяти главных отделов: романы, повести и рассказы; историко-биографический; географо-этнографический; научный и отдел текущих событий.
Несмотря на то что подзаголовок
гласил: «Журнал для семейного
чтения», это было издание научно-популярное.
Вокруг журнала сгруппировались
известные русские ученые, которые
любили и умели работать как популяризаторы.
Журнал создал свою школу популяризаторов
науки. С.П. Глазенап, Я.И. Перельман, A.M.
Никольский, B.C. Груздев – активные
сотрудники и авторы журнала на протяжении
25 лет его истории. Я.И. Перельман
– автор известной «
Журнал «Природа и люди» много сделал для пропаганды идей К.Э. Циолковского. Авторы ряда статей журнала защищали приоритет ученого, пропагандировали его идеи. В 1914 г. в 36-м номере был опубликован фантастический рассказ самого изобретателя «Без тяжести». П.П. Сойкин и Я.И. Перельман просили Циолковского отдать в журнал его фантастическую повесть «Вне Земли». Опубликована она была уже в 1918 г. Выпускал журнал «Природа и люди» и приложения: с 1910 г. – иллюстрированный ежемесячный «Мир приключений», в 1906–1907 гг. вышли в качестве приложений 88 книг сочинений Жюля Верна. Деятельность П.П. Сойкина продолжалась и после октября 1917 г., в 1927 г. он возобновил издание своего старого журнала, но и периодичность, и содержание его было иным.
Сойкинское издательство, окрепшее и разросшееся, много делало для распространения знаний в русском обществе. В 1913 г. был создан журнал «Знание для всех», каждый номер которого представлял собой отдельную научно-популярную монографию. Это было издание для самообразования.
Билет №10
1. Эволюция журнала «Современник» под руководством Н. А. Некрасова от конца 40-ых до начала 60-ых годов 19 века (типология, направление, принципы формирования круга сотрудников)
Журнал «Современник», основанный Пушкиным в 1836 г., после его смерти перешел к П.А. Плетневу, профессору Петербургского университета, критику и поэту. Он быстро превратил «Современник» в орган, чуждый полемике и стоящий в стороне от общественной и литературной жизни. Это было сделано издателем якобы в целях служения «высшим задачам искусства и истине» и оправдывалось ссылками на невежество читателей и низость нравов, царящих в литературе и журналистике.
Изоляция «Современника» от жизни, неуклонно проводимая Плетневым, затаенная вражда его к новым прогрессивным явлениям общественного движения и литературы низвела журнал в разряд малозаметных изданий. В первые после Пушкина годы в нем, хоть и редко, помещали свои произведения Гоголь, Тютчев, Жуковский, Баратынский, Кольцов, Вяземский, Языков (не говоря уже о посмертных публикациях некоторых сочинений Пушкина), но скоро их участие в журнале прекратилось, и «Современник» из номера в номер заполнялся статьями Я.К. Грота, очерками А.О. Ишимовой, библиографическими обзорами Плетнева, стихами того же Плетнева, Ф. Глинки и мало кому известных авторов вроде Коптева, Айбулат-Розена, Марсельского.
Долгое время издателя
не смущало постепенное уменьшение
числа сотрудников в его
Наконец, Плетнев решил отказаться от журнала и в сентябре 1846 г. передал право на издание «Современника» Некрасову и Панаеву.
Близкие к Белинскому литераторы давно хотели иметь свой независимый орган, в котором они чувствовали бы себя хозяевами. «Отечественные записки», где им приходилось сотрудничать, с каждым годом вызывали у них все большее недовольство, так как беспринципное поведение Краевского сказывалось на содержании и направлении журнала.
Первый номер преобразованного «Современника» вышел в свет 1 января 1847 г.
Белинскому не пришлось стать редактором журнала, что было его давнишней мечтой: репутация «неблагонадежного» литератора не позволяла даже начинать хлопоты по этому поводу. Не пользовались доверием правительства и Некрасов с Панаевым. Пришлось искать официального редактора, который мог быть утвержден в этой должности и не был бы совсем чужим для журнала человеком. Этим условиям удовлетворял профессор Петербургского университета А.В. Никитенко, выполнявший одновременно обязанности цензора, и его Некрасов и Панаев пригласили на пост редактора «Современника», оговорив себе полную свободу действий. В течение 1847–1848 гг., когда Никитенко подписывал журнал, он почти не вмешивался в дела редакции, и идейным руководителем «Современника» был Белинский. Некрасов и Панаев не предпринимали ни одного шага в журнальных делах без ведома и совета Белинского, а при обсуждении литературных материалов голос его всегда был решающим. «Я могу делать, что хочу, – писал Белинский Боткину 4–8 ноября 1847 г. – Вследствие моего условия с Некрасовым, мой труд больше качественный, нежели количественный; мое участие больше нравственное, нежели деятельное... Не Некрасов говорит мне, что я должен делать, а я уведомляю Некрасова, что хочу или считаю нужным делать».
Самую серьезную помощь оказал
«Современнику» Герцен. Он передал
редакции роман «Кто виноват?», первая
часть которого печаталась в «Отечественных
записках», а его жена оказала
Некрасову, нуждавшемуся в средствах
для приобретения журнала, денежную
помощь. Отказавшись от участия в
«Отечественных записках», Герцен стал
ближайшим сотрудником «
Однако некоторые прежние
друзья Белинского повели себя иначе.
Уступая его настойчивым
И действительно, направление
«Отечественных записок» начало изменяться,
а скоро журнал совсем утратил
традиции Белинского и стал бесцветным
изданием умеренно-либерального характера.
«Современник» же, превращенный в
орган революционно-
Одно за другим в «Современнике»
были опубликованы такие произведения
художественной литературы, как «Кто
виноват?» (весь роман в приложении
к №1), «Сорока-воровка», «Записки доктора
Крупова» и «Письма из Awenue Marigny»
Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова,
четырнадцать рассказов из «Записок
охотника», рассказ «Жид» и пьеса
«Где тонко, там и рвется» Тургенева,
повесть Григоровича «Антон Горемыка»,
повесть Дружинина «Полинька
Сакс», стихи Некрасова (среди них
– «Тройка», «Псовая охота», «Еду
ли ночью...»), Огарева, Майкова, переводы
из Шиллера, Гете, Жорж Санд, Диккенса и
др. В части «словесности» журнал
сразу же достиг поразительных успехов
и дал читателям серию
На очень высоком уровне стояли в «Современнике» литературная критика и библиография. Этим журнал был обязан Белинскому, который поместил в нем «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ «Москвитянину», «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя» и ряд других статей и рецензий. Они определили не только художественные, но и политические позиции «Современника», сыграли большую роль в развитии русской литературы и общественной мысли. Иногда в отделе критики и библиографии выступал Некрасов, несколько рецензий принадлежат В. Майкову, содержательные статьи о последних романах Жорж Санд и святочных рассказах Диккенса написал А. Кронеберг.
Значительное место занимали в «Современнике» статьи по вопросам науки. Со статьями, рецензиями, заметками на исторические темы выступали Кавелин, С. Соловьев, Грановский и др. Статья Кавелина «Взгляд на юридический быт древней Руси» вызвала острую полемику со славянофилами. Большой интерес представляют политико-экономические работы Милютина о книге Бутовского «Опыт о народном богатстве, или началах политической экономии» и о Мальтусе и его противниках. Нередко в «Современнике» появлялись статьи и рецензии по общим проблемам естествознания. В журнале были помещены работы: Литтре «Важность и успехи физиологии», Гумбольдта «Космос», Шлейдена «Растение и его жизнь», статьи по географии, астрономии, зоологии, химии отечественных ученых Д. Перевощикова, А. Савича, К. Рулье, П. Ильенкова и др. Обратили на себя внимание читателей статьи Н. Сатина «Ирландия», «Парижские письма» Анненкова, «Письма об Испании» Боткина.
Содержательным и
Даже отдел «Моды» «Современник»
старался вести оригинально и
занимательно. Панаев, руководивший этим
отделом, напечатал в нем «опыт
великосветского романа в двух частях»
под заглавием «Великая тайна
одеваться к лицу» –
С первых же месяцев своего существования возобновленный «Современник» пришелся по вкусу читателям, что сразу сказалось на росте его тиража: в 1847 г. журнал имел 2000, а в 1848 – 3100 подписчиков.
По своему направлению «Современник» при Белинском был журналом революционно-демократическим. Он проводил те идеи, которые были выражены Белинским в зальцбруннском письме к Гоголю, – идеи революционной борьбы с крепостничеством, самодержавием и религией. Письмо Белинского к Гоголю было подлинной программой «Современника». Как и письмо, журнал отражал настроения и чаяния крепостных крестьян.
Главной целью «Современника» была борьба против крепостного права. Журнал печатал антикрепостнические художественные произведения Герцена, Тургенева, Гончарова, Григоровича и в статьях Белинского разъяснял их смысл и значение. Явно антикрепостнический характер имели стихи Некрасова и выступления Белинского против реакционной книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», против «Москвитянина» и славянофилов. В журнале были помещены статьи и заметки, доказывающие невыгодность крепостного труда, пагубное влияние крепостного права на народное хозяйство России, необходимость развития торговли и промышленности, железных дорог и пароходства в стране.
Очень резко вопрос о крепостном праве был поставлен в статье «Ирландия» H.M. Сатина, бывшего участника кружка Герцена в Московском университете. Автор нарисовал выразительную картину нищеты и угнетения крестьянства в Ирландии, но сделал это так, что все сказанное им относилось и к крепостнической России. В статье были такие слова: «Необходимы средства решительные: нужно изменить нравы и законодательство, организацию политическую, административную, судебную и религиозную, нужно изменить условия собственности и промышленности, отношения богатого и бедного; нужно создать и тем и другим новые обязанности в соединении с новыми правами; словом, необходим коренной переворот, и если для Ирландии такой переворот не придет сверху, то он не замедлит явиться снизу».
Выступая за развитие промышленности, торговли, транспорта в России, понимая прогрессивность капитализма по сравнению с крепостничеством, руководители «Современника» видели и коренные пороки буржуазного строя и враждебно относились к любым попыткам его идеализации. Свою программную статью «Взгляд на русскую литературу 1846 года» Белинский направил не только против славянофилов, но и против раболепствующих перед заграницей космополитов. В «Записках доктора Крупова» и «Письмах из Avenue Marigny» Герцен подверг беспощадной критике не только крепостничество в России, но и буржуазный строй Западной Европы.
Обнажая резкие социальные
противоречия между народными массами
Франции и буржуазией, показывая
рост возмущения трудящихся, Герцен поднимается
до предвидения неизбежного