Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Глубокий анализ непримиримых противоречий капиталистического строя содержится в работах по вопросам политической экономии, напечатанных в журнале Милютиным. В статье о книге Бутовского Милютин, критикуя буржуазных экономистов, которые восхваляют и приукрашивают капитализм, убедительно показывает, что их оптимизм не соответствует фактам действительности. Автор обращает внимание и на «язву пауперизма», и на рост смертности «между рабочими классами», и на умножение бедности «параллельно с умножением богатства». «Противоположность между роскошью высших классов и бедностью низших достигла самых крайних пределов и вопияла к немедленному уничтожению неразумных учреждений, упрочивающих рабство труда под гнетом капитала», – пишет Милютин.
Насколько это было возможно,
«Современник» пропагандировал
социалистическое устройство общества.
Белинский во «Взгляде на русскую
литературу 1847 года» писал, что благосостояние
в обществе должно быть равно простерто
на всех его членов; Герцен в «Письмах
из Avenue Marigny» утверждал, что «все
несчастие прошлых переворотов
состояло в упущении экономической
стороны», и предсказывал такой переворот,
который сокрушит власть буржуазии
и приведет к власти трудящихся;
Милютин в статьях о Мальтусе
и Бутовском доказывал
В области философии «
Главной задачей литературной
критики журнала была борьба за реалистическое,
подлинно народное искусство, искусство
большого идейного и общественного
значения. Принцип реализма и народности
«Современник» противопоставлял принципу
«чистого искусства», «украшения и
облагораживания
«Современник» энергично
боролся за развитие натуральной
школы и сумел правильно
Направление «Современника» приобрело ему много друзей и врагов. Реакционные журналы вели с ним постоянную войну. Журналисты типа Булгарина не гнушались любыми средствами борьбы, сочиняли доносы.
Жестоко преследовала «Современник»
цензура. Особенно страдали статьи Белинского.
Письма его буквально переполнены
горькими жалобами на цензуру. «Природа
осудила меня лаять собакою и
выть шакалом, а обстоятельства велят
мне мурлыкать кошкою, вертеть
хвостом по-лисьи», – писал Белинский
Боткину 28 февраля 1847 г. Сильно изуродовала
цензура и некоторые
После событий 1848 г. «Современник»
оказался в исключительно трудном
положении. «Меншиковский комитет»,
по поручению царя обследовавший
русскую журналистику, нашел, что
«Современник» проповедует
Правительственные кары и
уход Никитенко поставили «
На всем протяжении «мрачного семилетия» существование «Современника», обвиненного в пропаганде коммунизма и революции и отданного под строжайший надзор Третьего отделения и «Комитета 2-го апреля», висело на волоске. Цензура жестоко преследовала журнал.
В ноябре 1848 г. был запрещен «Иллюстрированный альманах», который должен был выйти приложением к «Современнику». Альманах содержал в себе роман Н. Станицкого (Панаевой) «Семейство Тальниковых», повести Дружинина и Гребенки, рассказы Достоевского и Даля, рисунки Степанова, Неваховича, Агина, Федотова. Запрещение издания принесло Некрасову и Панаеву убыток в 4000 руб.
В 1849 г. «Современник» снова навлек на себя гнев «бутурлинского комитета» и самого царя, поместив статью И.И. Давыдова «О назначении русских университетов». Статья была написана по поручению министра просвещения Уварова в связи с распространившимися слухами о закрытии (по настоянию Бутурлина) русских университетов и содержала в себе очень осторожную защиту университетского образования. «Бутурлинский комитет» обратил на статью Давыдова внимание царя, усмотрев в ней «неуместное для частного лица вмешательство в дела правительства». Николай I полностью согласился с мнением комитета и нашел статью «неприличною». «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя», – заявил он по поводу статьи Давыдова. Уваров вскоре после этой истории вышел в отставку.
Наконец, в том же 1849 г.
редакторам «Современника» пришлось побывать
в Третьем отделении и
Столь тяжелые условия существования не могли не отразиться на «Современнике». Журнал перестал касаться вопроса о крепостном праве и положении крестьянства, ничего не мог сказать по поводу революции 1848 г. в Западной Европе и даже о начавшейся в 1853 г. Восточной войне вынужден был писать весьма глухо. На смерть Белинского «Современник» смог откликнуться лишь десятью строчками да краткими полемическими замечаниями по адресу «Москвитянина», вызванными тем, что Погодин у могилы Белинского пытался в самой грубой форме свести счеты с великим критиком. А затем на протяжении ряда лет и самое имя Белинского было запрещено упоминать в русской печати. Когда умер Гоголь, «Современник» смог только перепечатать в мартовской книжке 1852 г. информационную статью московского корреспондента «Санкт-Петербургских ведомостей», посвященную этому событию. При публикации в том же номере журнала стихотворения Некрасова «Блажен незлобивый поэт» цензура не разрешила указать, что оно относится к Гоголю. Лишь позднее, в 1854 г., в «Современнике» увидели свет «Опыт биографии Н.В. Гоголя» П.А. Кулиша и «Воспоминания о Гоголе» М.Н. Лонгинова.
Вся тяжесть руководства
«Современником» в трудных
Между тем в эти годы многие былые приятели Белинского и Герцена, которые и раньше не шли дальше либерализма, явно отрекаются от их идей и заветов, как и от «гоголевского направления» литературы.
Некрасов и Панаев не разделяли
взглядов Боткина, Дружинина и их
единомышленников, но не до конца понимали,
насколько враждебны эти
В годы «мрачного семилетия» «Современник» потускнел, стал менее содержательным. На его страницах нередко появлялись произведения, противоречащие традициям Белинского и тому направлению, которое он придал журналу. Общий упадок русской журналистики коснулся и «Современника».
Снизился идейно-художественный
уровень отдела «Словесность». Большое
место в нем заняли роман Дружинина
«Жюли», повести Е. Тур «Ошибка» и
«Племянница», трилогия М. Авдеева о
Тамарине – произведения слабые в
художественном отношении, с несомненными
дворянско-светскими
Отдел «Смесь», который еще недавно играл столь важную роль в «Современнике», теперь также утратил свое значение. Статьи и заметки на политические и социально-экономические темы почти исчезают со страниц «Смеси». Зато чрезвычайное развитие получает фельетон. Разумеется, жанр фельетона сам по себе вовсе не является предосудительным, и часто использовался передовой русской печатью для острой критики самодержавно-крепостнического строя. Беда заключалась в том, что значительная часть фельетонов «Современника» тех лет имела пустой, развлекательный характер. Пошлостью и безыдейным шутовством были проникнуты фельетоны Дружинина «Сантиментальное путешествие Ивана Чернокнижникова по петербургским дачам» и «Письма иногороднего подписчика».
Более всего пострадала в
«Современнике» критика. До прихода
Чернышевского никто не мог заменить
в журнале умершего Белинского. Это
обнаружилось сразу же, как только
Анненков попытался дать обзор русской
литературы за 1848 г. Вместо обзора получились
бесцветные, поверхностные «заметки»,
бедные материалом, неопределенные по
исходным позициям. Они ничем не
напоминали блестящие и глубокие
«Взгляды» Белинского. Не стало в
отделе критики боевых статей о важнейших
вопросах и явлениях современной
литературы. Они уступили место историко-литературным
работам эмпирического
Как видно, изменения, которые
произошли в «Современнике» за годы
«мрачного семилетия», коснулись
в той или иной мере всех отделов
журнала. Но самое существенное отступление
от позиций, завоеванных при Белинском,
заключалось в привлечении к
активному сотрудничеству Дружинина.
В «Современнике» тех лет из номера
в номер печатались его произведения:
повести, критические статьи, фельетоны.
Между тем Дружинин был умеренный
либерал, страшившийся революции и
социализма, сторонник теории «чистого
искусства», убежденный враг Белинского
и гоголевского направления в
русской литературе. В «Письмах иногороднего
подписчика», напечатанных в «Современнике»,
он позволял себе открыто защищать
усадебное сибаритство и
Нельзя не видеть, что
«Современник», потеряв Белинского
и Герцена, под гнетом цензуры
в известной мере утратил свой
прежний революционно-