Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Выступив против самодержавия
и крепостного права, Герцен, Огарев
и их вольная печать подняли и
развили традиции первого поколения
русского освободительного движения –
декабристов. Постоянно указывали
они и на связь своей деятельности
с идеями и заветами Белинского,
которого Герцен называл «самой революционной
натурой николаевского времени»
Будучи органами революционной
крестьянской демократии, «Полярная
звезда» и «Колокол» отразили
в то же время либеральные тенденции
своих руководителей, их отступления
от демократизма к либерализму. Герцен
и Огарев были менее последовательными
революционерами, чем Чернышевский
и Добролюбов. Не понимая классовой
природы русского самодержавия, они
наивно мечтали о «революции сверху».
Этим и можно объяснить появление
в «Полярной звезде» и «
Раскрывая причины идейных
колебаний Герцена в
С другой стороны, ошибки Герцена, несомненно, связаны и с той духовной драмой, которую переживал он после 1848 г. и которая, по мнению В.И. Ленина, «была порождением и отражением той всемирно-исторической эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела» [15].
Герцен правильно понял ограниченность буржуазных революций, при которых народные массы остаются по-прежнему обездоленными, но при этом впал в крайность и стал вообще недоверчиво относиться к насильственным методам преобразования действительности.
Программа «Колокола» неизбежно
приобрела некоторые черты
Непоследовательность
Либералы, как известно, «в
штыки» встретили основание Герценом
Вольной типографии и выход «Полярной
звезды» и «Колокола». Однако либеральные
иллюзии руководителей «
Но при всех своих ошибках
вольная печать Герцена всегда оставалась
защитницей народных интересов, а «Колокол»
– органом революционной
Выступление Чичерина, которое Герцен назвал «обвинительным актом», вполне раскрыло истинные отношения между руководителями вольной печати и либералами. Герцен, отметив, что письмо Чичерина «писано с совершенно противной точки зрения», порвал с его автором и группой либералов, поддержавших «обвинительный акт», – Кетчером, Коршем, Милютиным. Следует сказать, что не все либералы выступили на стороне Чичерина. Тургенев, Анненков, Кавелин и некоторые другие обратились к Чичерину с протестом, они считали, что Герцен еще «исправится». Поэтому Герцен сохранил тогда отношения с некоторыми либералами.
Особенно близок Герцену в предреформенное время был Тургенев, которого Герцен ценил за огромный художественный талант, ум и широту взглядов. Но и между ними были существенные различия. Герцен и Тургенев расходились в оценке «русского социализма», западноевропейской государственности и культуры. Позднее Тургенев вполне искренно писал в своих показаниях правительству, что он «никогда не разделял его [Герцена. – Ред.] образа мыслей». Герцен тогда же подтвердил это в своем письме к Тургеневу от 10 марта 1864 г.: «В самом деле, особенной близости между нами никогда не было».
Отношение Герцена и Огарева
к славянофилам – этому правому
крылу русского либерализма 1840–1850-х
гг. – ничем существенным не отличалось
от их отношения к либерализму
в целом. Несомненно, что руководители
«Колокола» и здесь не проявили должной
последовательности. Они ошибочно видели
в славянофильском учении о самобытности
России и общине близкие им взгляды
и цели, однако славянофильское преклонение
перед общиной было далеко от «русского
социализма». Герцен видел в общине
начало будущей социалистической организации
и выступал, несмотря на утопический
характер своих воззрений, как революционный
демократ, а славянофилы пытались
сделать из русской общины оплот
против революции и социализма. Герцену
и Огареву были чужды религиозность
славянофилов, их монархические и
патриархально-феодальные увлечения.
В статье «Еще вариации на старую тему»
Герцен, отвечая на упреки Тургенева
и других, писал: «Я с ужасом и
отвращением читал некоторые
статьи славянских обозрений: от них
веет застенком, рваными ноздрями, епитимьей,
покаяньем, Соловецким монастырем... Они
[славянофилы. – Ред.] не знают настоящей
России..., они свихнули свое понимание
лицемерным православием и поддельной
народностью». Еще более сурово Герцен
и Огарев осуждали защиту царизма
на страницах славянофильского органа
– журнала «Русская беседа» –
и известное выступление
Таким образом, Герцен и Огарев
никогда не стояли в одном лагере
с либералами. Руководителям вольной
печати было ясно, что «нынешние
государственные формы России никуда
не годятся», что «жалкой системой
мелких частных улучшений» их не исправишь
и необходима коренная ломка общественно-
Герцен и Огарев разоблачали
либералов и вели с ними борьбу.
По словам В.И. Ленина, «Колокол» выдвинул
важнейший вопрос «о различии интересов
либеральной буржуазии и
Буржуазные историки литературы
Котляревский, Корнилов, Ашевский и
другие, «тщательно скрывая, чем отличался
революционер Герцен от либерала» [18],
изображали руководителей «Колокола»
и «Современника» как представителей
различных классов и
Чернышевский и Добролюбов
видели в руководителях «Колокола»
своих ближайших
Одним из наиболее явных
отступлений Герцена от демократизма
к либерализму явилась статья
«Very dangerous!!!» («Очень опасно!!!»), опубликованная
в №44 «Колокола» 1 июня 1859 г. В ней
он резко напал на руководителей
«Современника» и «Свистка» за их
насмешки над либерально-обличительной
литературой и отрицательное
отношение к «лишним людям». Герцен
обвинял «Современник» и «
Руководители «Современника»,
Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, были
возмущены этой статьей. Чернышевский
поехал в Лондон, чтобы объясниться
и договориться с Герценом. В двадцатых
числах июля 1859 г. он встретился с Герценом.
Они не понравились друг другу. «Кавелин
в квадрате – вот и все», –
писал Чернышевский о Герцене
Добролюбову. Отзыв этот является результатом
обострившихся отношений и, конечно,
очень несправедлив. Позднее Чернышевский
назвал выступление Герцена со статьей
«Very dangerous!!!» «удивительным
Поездка Чернышевского в Лондон не была бесполезной и безрезультатной. В №49 «Колокола» появилось разъяснение, в котором Герцен признавал ошибочными свои выпады против руководителей «Современника» – «русских собратьев».
Через год Герцен еще раз вернулся к разногласиям с «Современником» в статье «Лишние люди и желчевики» («Колокол», № 83). Называя «Современник» «одним из лучших русских обозрений», Герцен признавал правильным отношение журнала к либеральному обличительству. Защищая «лишних людей», Герцен в то же время писал, что они «были столько же необходимы» в 1830 и 1840-е годы, «как необходимо теперь, чтобы их не было». Однако характеристика «желчевиков», т.е. разночинной демократии, дана Герценом без сочувствия. В них он видел «людей озлобленных и больных душой», его пугала их нетерпимость, «злая радость отрицания». Вместе с тем Герцен признавал, что «желчевики» представляют «явный шаг вперед». Но и «лишних людей» и «желчевиков», по мнению Герцена, должны сменить новые люди.
Как ни выигрывала эта статья по сравнению с «Very dangerous!!!», все же и в ней сказались плохое знание Герценом русской революционной демократии, его либеральные тенденции.
Разногласия между руководителями «Колокола» и разночинной демократией были глубоко вскрыты в «Письме из провинции» («Колокол», №64), подписанном «Русский человек», и в предисловии к нему Герцена. Автор «Письма» до сих пор неизвестен, но, несомненно, он разделял взгляды Чернышевского и Добролюбова.
«Все ждали, что вы станете
обличителем царского гнета, – писал
«Русский человек» Герцену, – что
вы раскроете перед Россией
«...Где же у нас та среда, которую надо вырубать топором? – возражал Герцен в предисловии «От редакции», которое было ответом на «Письмо из провинции». – «К метлам!» надо кричать, а не «к топорам!»... Кто же в последнее время сделал что-нибудь путное для России, кроме государя? Отдадим же и тут кесарю кесарево».