Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Сначала Миролюбов пытался привлечь к своему изданию писателей-народников, но они активного участия не приняли, и тогда в «Журнал для всех» пришли участники кружка демократически настроенных писателей, который собирался по средам в доме писателя Н.Д. Телешова. Это объединение, получившее название «Среда», стало ядром издательства «Знание», где публиковались произведения последователей реалистического направления в литературе. Активную роль в привлечении «знаньевцев» к журналу Миролюбова сыграл A.M. Горький, он давно хотел найти центр, вокруг которого могли бы объединиться писатели-демократы, чтобы противостоять лагерю русских модернистов, группировавшихся вокруг создаваемых ими издательств. Сначала Горький использовал для этих целей журнал «легальных марксистов» «Жизнь», создав там прекрасный литературный отдел, но «Жизнь» быстро закрыли, и тогда Горький решил обратиться к «Журналу для всех», который по своим целям и читательской аудитории лучше всего подходил для выполнения его плана. Вокруг миролюбовского журнала можно было не только собрать лучшие силы реалистического лагеря русской литературы, но и познакомить с их творчеством очень широкую демократическую аудиторию.
«Журнал для всех» выполнял
сложную двойную задачу: «с одной
стороны, “усложнял” содержание популярной
литературы для народа; с другой
стороны, демократизировал “интеллигентскую”
литературу, добиваясь простоты, ясности,
доступности изложения
A.M. Горький пригласил
в журнал А.П. Чехова, Л.Н. Андреева,
А.И. Куприна, В.В. Вересаева
и др. Высокохудожественная
В программу журнала входили не только «лучшие рассказы русских и иностранных писателей, но и очерки «из мира наук», рассказы о путешествиях и жизни разных пародов и стран, краткие жизнеописания замечательных людей прошлого и современности. Поэтому «Журнал для всех» печатал довольно много научно-популярных статей и по гуманитарным, и по естественным наукам.
Утверждая программу журнала для народа, Главное управление по делам печати не предполагало наличия в журнале публицистики, но «Журнал для всех» имел все традиционные публицистические отделы: «Политическое обозрение» помещало зарубежную информацию, «Внутренняя хроника» составлялась в обычном для толстого издания стиле, хроникальные материалы помещались в отделе «Из жизни народов в России и заграницей».
Миролюбов стремился так
скомпоновать номер, чтобы разные его
материалы идейно и тематически
объединялись. Редакция журнала, как
и другие толстые издания со строго
выдержанным направлением, следила
за тем, чтобы и отдельная книжка,
и годовой комплект проводили
единую линию через все
Сохранив традиционные для толстого журнала отделы, строго выдерживая единое направление, B.C. Миролюбов внес изменения в форму издания: журнал стал тоньше, всего 800 страниц в годовом комплекте (нумерация в течение года была сплошная), т.е. чуть более 70 страниц в номере против 300–500 традиционных. Но формат журнала был значительно увеличен, текст, особенно в научных и хроникальных отделах, печатался мелким шрифтом, поэтому потери текста в количественном отношении были относительно невелики.
А.П. Чехов мечтал о создании «народной газеты». «Что такое народная? – спрашивал писатель. – Мы все народ. Не народная, а доступная для кого угодно. Вот образец: “Журнал для всех”. Прекрасно ведется. Все его читают. Вот это в самом деле народный журнал. А специфически народного журнала не должно быть. Я тоже из народа, если хотите, мой дед ведь – простой крестьянин. А между тем специфического “народного” журнала читать не стану»[37]. Таким образом А.П. Чехов очень точно определил новые черты толстого издания, которые воплотил в своем журнале B.C. Миролюбов.
Личная драма – потеря
прекрасного оперного голоса – и
близость к группе русской интеллигенции,
увлеченной религиозными поисками, привели
B.C. Миролюбова к утверждению связи
гражданского служения с религиозно-нравственной
идеей. Внимание к христианству, попытка
деятелей русского религиозного ренессанса
найти в нем ответы па трудные
вопросы эпохи оказались
Изменения начались после того, как в журнал пришел в конце 1903 г. критик Волжский (А.С. Глинка) – сторонник религиозного идеализма. В регулярно появлявшихся в каждом номере за 1904 г. статьях критик писал о творчестве Чехова, Горького, Андреева – постоянных авторов журнала, – и его оценки не могли удовлетворить этих писателей, так как шли вразрез с их основными идейными принципами. Вот, например, начало статьи о A.M. Горьком в февральском номере: «Художественная философия Горького... есть прежде всего философия самодовольного, любующегося собой аморалиста, и своеобразного, радостно упоенного, самодовольно улыбающегося атеиста»[38].
Разрыв с писателями горьковского лагеря был неизбежен. В начале 1904 г. Миролюбов получил коллективный протест, подписанный несколькими писателями, среди которых были Л.Н. Андреев, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович. Они требовали удаления Волжского. Переговоры ничего не дали, и писатели горьковского круга из журнала ушли. На их место пришли символисты. Активно включились в работу журнала Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, С.К. Маковский. Выходивший в это время журнал-манифест петербургских символистов «Новый путь» имел 2500 подписчиков, поэтому возможность пропагандировать свое творчество и свои идеи в 80-тысячном журнале была очень важна для религиозных философов и писателей-модернистов.
В 1904 г. изменилось и оформление
журнала, и соотношение материалов
в номере. Почти половину журнальной
книжки занимали поэзия и проза. Для
современного читателя созвездие имен
поэтов, публиковавших свои стихи
на страницах журнала, – А.А. Блок,
К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, А. Белый, К.М.
Фофанов, И.А. Бунин – кажется
ослепительным, но в 1904 г. они не были
так известны, многие только начинали
свой творческий путь, их стихи были
трудны для понимания даже интеллигентному
читателю, не говоря о тех, на кого «Журнал
для всех» был рассчитан. Очень
пестрый состав был и в отделе
прозы. Здесь еще можно было встретить
реалистов А.С. Серафимовича, Е.Н. Чирикова,
И.Д. Юшкевича, Д.Н. Мамина-Сибиряка, но
рядом появлялись имена модернистов
– М. Метерлинка, Аллегро и т.д.
Практически исчезли научно-
Даже по оформлению журнал
превратился в некое подобие
«Мира искусства»: украшенная орнаментом
обложка, вынесенные на нее репродукции
(в февральском номере картина
В. Васнецова «Три царевны подземного
царства»), игра сложных шрифтов
в заголовках статей, которые с
трудом читались. А рядом, в хроникальных
отделах, поднимались очень важные
вопросы: проблема земства и его
роль в России, крестьянская жизнь
в стране; в течение всего года,
из номера в помер, публиковался труд
А. Кизеветтера «Очерки по истории
местного управления в России». В
освещении событий русско-
В 1904 г. в «Журнале для
всех» разошлись по характеру
и направлению литературная и
хроникальная части издания, что
для классического толстого журнала
было совершенно невозможно. Тот факт,
что в толстых журналах конца
XIX – начала XX в. нарушалась идеологическая
целостность издания, заметили многие
исследователи. Но речь шла в основном
об «ослаблении связей между общей
идеологической платформой издания
и литературно-критическим
«Журнал для всех» начал свою деятельность, может быть, не по воле издателя, как издание в первую очередь литературное. Литературный отдел завоевал внимание и любовь читателей за первые шесть лет издания. И переориентация этого отдела, несомненно, была воспринята и писателями, и собратьями журналистами, и читателями очень болезненно.
Осенью 1906 г. журнал был закрыт. В 1908 г. Миролюбов уехал за границу, где принимал участие в издании эсеровского журнала «Заветы». В 1913 г., вернувшись в Россию, организовал «Ежемесячный журнал», в котором продолжал традиции своего первого издания.
Тип «Журнала для всех» в последующие годы пытались воскресить другие издатели. В архиве Главного управления по делам печати сохранились заявки на издание новых журналов и газет, в названиях которых повторялись слова «для всех»: «Иллюстрированный новый журнал для всех», «Старый журнал для всех», «Прежний журнал для всех», «Ежемесячный журнал для всех» и др.[41]
В 1908 г. в Петербурге начал выходить «Новый журнал для всех» с подзаголовком «Самый дешевый, ежемесячный, доступный широкой массе читателей». Он стоил 2 р. 20 коп. В объявлении была обещана льготная подписка сельским учителям, сельским священникам, рабочим и крестьянам. Состав участников, судя по объявлению, включал в себя почти всех известных писателей-реалистов и критиков марксистского толка. «Новый журнал для всех» выходил книжками большого формата по 60–70 страниц и издавался «по общему типу ежемесячников». Этот журнал совсем не исследован, и судить о нем можно только по объявлениям, которые публиковались в других толстых изданиях.
Главное, что B.C. Миролюбову удалось создать новый подтип толстого журнала в системе русских журналов, и его издание оставило по себе добрую память и полезный опыт.
Билет №9
1. Условия деятельности
прессы в России в период
подготовки и проведения
Билет №11
1. Особенности развития прессы в России в эпоху «великих реформ» 60-ых годов
Эпоха 60-х годов XIX в. – время в истории России необычайно значительное, насыщенное событиями первостепенной важности. Рушились устои крепостничества, на смену ему шел капитализм. Острый кризис проявлялся в самых различных областях общественной жизни, но наиболее отчетливо давал себя знать в экономике и политике. Крестьянские выступления против помещиков охватили обширнейшие районы. И если основной причиной отмены крепостного права в России было экономическое развитие страны, «над которым, – как писал Ф. Энгельс, – даже царь не властен» [1], то немалую роль в падении крепостничества сыграл массовый народный протест. В.И. Ленин отмечал, что «крестьянские «бунты», возрастая с каждым десятилетием перед освобождением, заставили первого помещика, Александра II, признать, что лучше освободить сверху, чем ждать, пока свергнут снизу» [2].
Непосредственным поводом, принудившим царя всерьез заговорить о реформах, явилось тяжелое поражение в Крымской войне, нанесенное России, несмотря на героизм русских солдат и матросов, соединенными силами Англии, Франции, Турции и Сардинии. Война обнаружила гнилость крепостнической системы государства. Царскому правительству стало ясно, что если оно будет по-прежнему стоять на защите крепостничества, то может разразиться революция.
Подготовка отмены крепостного права выдвинула на первый план крестьянский вопрос. В политике, философии, литературе и, естественно, в журналистике все более или менее серьезные проблемы были связаны с ним самым непосредственным образом. В зависимости от того, как решался этот злободневный вопрос, стало возможно судить о прогрессивности партий, общественных и политических деятелей, журналов, газет и с уверенностью определять, к какому лагерю они принадлежат. Необходимость высказать свое отношение к этой важной проблеме привела к быстрому размежеванию классовых сил и острой идеологической борьбе.
На одном полюсе шло
объединение либеральных и
С другой стороны, растет и сплачивается лагерь революционной демократии. «Падение крепостного права, – писал В.И. Ленин, – вызвало появление разночинца, как главного, массового деятеля и освободительного движения вообще и демократической, бесцензурной печати в частности. Господствующим направлением, соответствующим точке зрения разночинца, стало народничество. Оно никогда не могло, как общественное течение, отмежеваться от либерализма справа и от анархизма слева. Но Чернышевский, развивший вслед за Герценом народнические взгляды, сделал громадный шаг вперед против Герцена. Чернышевский был гораздо более последовательным и боевым демократом» [3]. Начался второй, «разночинский, или буржуазно-демократический» этап освободительного движения.
Реформа 19 февраля 1861 г., крестьянская
по своему названию, но помещичья по
существу, полностью удовлетворила
и либералов, и крепостников. Только
революционные демократы в