Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
Вместе с тем в герценовской
критике «Молодой России» было много
верного. Герцен справедливо обвинял
авторов прокламации в
И хотя либеральные иллюзии
не исчезли из «Колокола» до его
конца, следует сказать, что в 1860-е
годы революционные идеи в пропаганде
значительно усилились, направление
журнала стало более
С осени 1863 г. начался период
упадка «Колокола» и Вольной типографии.
Резко уменьшаются поток
Кризис журнала и Вольной
типографии был вызван общим спадом
революционной волны в России.
Летом 1862 г. царское правительство,
подавив стихийные крестьянские
волнения и обвинив в петербургских
пожарах «бунтовщиков» –
Положение «Колокола» и Вольной
типографии стало исключительно
тяжелым. Чтобы поправить его, Герцен
решает перенести издание «Колокола»
из Лондона в Женеву, надеясь найти
поддержку у русской
197-й номер «Колокола» вышел уже в Женеве 25 мая 1865 г. Туда была переведена и Вольная типография.
Но переезд в Женеву
не помог журналу. Реакция, усилившаяся
в России после покушения Каракозова,
препятствовала его возрождению. Не
суждено было сбыться и надеждам
Герцена и Огарева на сотрудничество
с «молодой эмиграцией», которая
требовала, чтобы «Колокол» зависел
от широкой корпорации эмигрантов.
Герцен же, предлагая им чаще печататься
в журнале и даже соглашаясь пригласить
некоторых постоянных сотрудников
«Колокола» в совет редакции, решительно
отказывался выпустить
А. Серно-Соловьевич выступил
против Герцена с нашумевшей брошюрой
«Наши домашние дела» (1867). Он был
прав, когда обвинял Герцена в
колебаниях, в заигрывании с либералами,
когда издевался над умилением
Герцена перед идейкою «
Однако Серно-Соловьевич
и другие выдвинули против Герцена
и ряд неверных обвинений. Так, Серно-Соловьевич
совершенно бездоказательно утверждал,
что все молодое поколение
«с отвращением» отвернулось от Герцена,
что никакого положительного значения
в русском революционном
Со своей стороны, Герцен справедливо возражал против увлечения некоторых представителей «молодой эмиграции» бакунинскими, заговорщическими методами, против их склонности к террору, против нечаевщины, подложных манифестов и т.п. И хотя Герцен допускал иногда недооценку массового революционного насилия, это не мешало ему быть в данном случае более глубоким политическим мыслителем, чем многие революционеры того времени и будущие русские народники.
Нужно отметить и то, что Герцен отказался от публичной полемики с Серно-Соловьевичем, видимо, признав внутреннюю правоту многих обвинений «молодой эмиграции». В посвященной общей характеристике «нигилистов» статье «Еще раз Базаров» («Полярная звезда», 1869) он не столько нападал на молодежь, сколько старался оправдать свое поколение в глазах последней.
Многие представители «молодой эмиграции» более объективно, чем Серно-Соловьевич, оценивали историческую роль Герцена. Так, Н. Утин в 1869 г. в одном из своих писем утверждал, что молодое поколение относится к Герцену «с тем уважением, которое заслуживает 17-летний труд на пользу дела свободы, хотя бы это дело или, вернее, практический путь к совершению этого дела понимался им иначе, чем нами, сообразно с ходом времени и обновлением поколений». А когда Герцен умер, в Лейпциге вышла анонимная брошюра, посвященная основателю вольной печати. «Явятся другие с горячей любовью к делу, люди честные, энергичные, но того значения, которое имел «Колокол», не будет иметь ни один обличительный орган, какое бы ни имел крайнее направление, – писал автор брошюры. – Мы обязаны были ему [Герцену. – Ред.] в лучшие годы студенческой жизни лучшими часами... Им мы подготовлены и к пониманию Чернышевского».
«Колокол» продолжал угасать. Наконец, в десятилетнюю годовщину журнала, в №244–245 от 1 июля 1867 г., Герцен и Огарев объявили, что они приостанавливают издание «Колокола» на полгода. Но русский «Колокол» – журнал для России и на русском языке – уже не возобновился. Через полгода Герцен и Огарев стали выпускать «Колокол» на французском языке под названием «Kolokol (La Cloche), revue du développement sociale, politique et littéraire en Russie». Это был журнал, преследовавший особые задачи. От имени русской демократии он обращался к европейскому обществу с целью разъяснить ему истинное положение дел в России и ее историческое значение. Выпустив пятнадцать номеров «Kolokol» и семь номеров «русского прибавления» к нему, Герцен и Огарев 1 декабря 1868 г. навсегда закончили его издание [23].
Некоторое отступление к либерализму не помешало «Колоколу» с честью закончить свой путь в качестве органа демократического и революционного. Больше того, в последние два-три года существования журнала в статьях его руководителя Герцена – «К концу года», «Порядок торжествует», «Маццини – полякам», «Нашим врагам» – появился новый взгляд на роль пролетариата в истории и на перспективы социального развития человечества.
Будучи социалистом-утопистом,
Герцен не понимал исторической роли
пролетариата и считал, что рабочий
класс в Западной Европе подчинится
всевластию частной собственности
и мещанства. В последние же годы
жизни у него наметилось несколько
иное отношение к пролетариату, и
он, по словам В.И. Ленина, «обратил свои
взоры <...> к Интернационалу, к
тому Интернационалу, которым руководил
Маркс...» [24]. И хотя надежды на социалистическое
преобразование России Герцен по-прежнему
связывал преимущественно с
Вольная русская печать во главе с «Колоколом» сыграла огромную роль в борьбе против крепостного права и самодержавия и содействовала пробуждению разночинцев.
Исключительное влияние
вольной печати Герцена и «Колокола»
на развитие русской журналистики,
в особенности бесцензурной печати,
совершенно несомненно. «Предшественницей
рабочей (пролетарски-демократической
или социал-демократической) печати
была тогда [при крепостном праве. –
Ред.] общедемократическая
Глубокий след оставила деятельность
Герцена и Огарева в русской
литературе. Достаточно напомнить, что
они впервые опубликовали письмо
Белинского к Гоголю и множество
других произведений, запрещенных в
России, что они сами были прекрасными
писателями, блестящими публицистами
и глубокими критиками, чтобы
убедиться, как высоко подняла их
вольная печать революционно-демократические
традиции в литературе и какое
большое влияние оказали их издания
на всю последующую русскую
Обратившись с революционной проповедью к народу, «Колокол» сыграл существенную роль в революционном воспитании трудящихся масс, в подготовке русской революции. В статье «Памяти Герцена» В.И. Ленин писал: «Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории; – учится понимать, что беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы...» [27].
2. «Журнал для всех» как тип издания
Необходимость расширения читательской аудитории толстого журнала все острее ощущалась на рубеже веков. Одной из самых удачных попыток па этом пути стал «ЖУРНАЛ ДЛЯ ВСЕХ». Свой тип он обрел не сразу. Сначала вышедшее в Петербурге издание под таким названием представляло собой иллюстрированный журнал для народного чтения с религиозно-нравственным уклоном. Успеха он не имел, пока не перешел в руки B.C. Миролюбова.
B.C. Миролюбов, в свое
время известный певец – бас
Мариинской оперы (он пел под
псевдонимом Миров) из-за
В молодости B.C. Миролюбов
увлекался народническими идеями, и
это отразилось на его издательских
планах. В сентябре 1898 г. он писал
А.П. Чехову: «...Я теперь вожусь над
изданием дешевого и содержательного
журнальчика для большой