Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Журналистика".
И, непорывисто смела,
Начнет торжественно и стройно,
С сознаньем доблести спокойной,
Звонить во все колокола.
Вольная русская печать стала на прочные основания. В статье «Памяти Герцена» В.И. Ленин писал: «Герцен создал вольную русскую прессу за границей – в этом его великая заслуга <...> Рабье молчание было нарушено». «...Герцен первый поднял великое знамя борьбы путем обращения к массам с вольным русским словом» [8].
В первое пятилетие своего существования «Колокол» имел в России неслыханный успех и приобрел исключительное влияние. Это было естественно в условиях общественного подъема, начавшегося после Крымской войны, роста крестьянского движения, постепенного назревания революционного кризиса. «Колокол» отвечал на пробудившуюся в широких слоях русского общества потребность в свободном бесцензурном органе антикрепостнического и демократического направления, открыто разрешающем наболевшие вопросы русской жизни.
Одной из причин успеха «Колокола»
была, конечно, поразительная одаренность
Герцена как публициста. Чернышевский
считал, что «по блеску таланта
в Европе нет публициста, равного
Герцену». Незаменимым соратником Герцена
был Огарев, перу которого принадлежит
большая часть выступлений «
«Колокол», а вслед за ним и другие издания Вольной типографии распространялись по всей России – от Петербурга до Сибири, от столицы до глухой провинции. Их читала учащаяся молодежь, они проникали в дома чиновников и купцов (особенно старообрядцев), попадали иногда в руки крестьян, в отдельных случаях доходили до «фабричных» и солдат. По словам барона Корфа, издания Герцена «расходились по России в тысячах экземпляров, и их можно было найти едва ли не в каждом доме, чтобы не сказать: в каждом кармане». Из-за границы «Колокол» и другие издания Вольной типографии доставлялись самыми различными путями.
В Лондоне распродажа изданий
Герцена шла через
Постоянной нелегальной
организации, занимавшейся доставкой
«Колокола» и других изданий Герцена
и Огарева, не существовало, но вокруг
Вольной типографии постепенно складывалась
сеть добровольных агентов. Так, в распространении
«Колокола» участвовали революционеры
Николай и Александр Серно-
Революционная организация московских студентов (кружок П.Г. Заичневского) создала типографию для литографирования «Колокола» и отдельных сочинений Герцена; в Воронеже семинаристы переписывали «Колокол» от руки «с местными добавлениями»; в Перми революционная молодежь подготавливала перепечатку из «Колокола» статьи «Что нужно народу?» в количестве пяти тысяч экземпляров.
Для переброски «Колокола» через границу и связи с Россией были использованы агенты английских торговых фирм, имевших от деления в Петербурге, моряки торговых и военных кораблей, представители польской революционной эмиграции, у которой были необходимые связи в приграничных местностях.
Под видом каталогов и детских книг спрятанный в ящики с двойным дном и даже в бюсты Николая I «Колокол» доставлялся в порты Черного и Балтийского морей или провозился через сухопутную границу.
Широкое распространение изданий Вольной типографии в России вызвало множество писем в «Колокол». Корреспондентов не мог остановить и страх перед правительственными репрессиями. Герцен получал сообщения отовсюду, даже из министерских канцелярий и царских дворцов. Поток корреспонденции сопровождался многочисленными посетителями, хлынувшими к издателю в Лондон.
В первое пятилетие существования «Колокола» у Герцена побывали сотни людей из России. Среди них были видные общественные деятели, писатели, журналисты, ученые: Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Марко Вовчок, М.Л. Михайлов, В.С. Курочкин, Н.В. и Л.П. Шелгуновы, С. Сераковский, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков, И.С. Аксаков и др. Многие ехали за границу лишь для того, чтобы познакомиться с Герценом и выразить ему свое сочувствие.
Правительство Александра II
боялось герценовских разоблачений,
было напугано его требованиями и
чрезвычайно опасалось
За границей стали появляться
книги, направленные против Герцена. Первой
из них была книга «Искандер-Герцен»
Н.В. Елагина, одного из самых жестоких
и нелепых цензоров при Николае
I. В 1861 г. вышла брошюра некоего
барона Фиркса, бельгийского агента русского
правительства, скрывшегося под
псевдонимом Шедо-Ферроти. Эта брошюра,
автор которой упрекал Герцена
в чрезмерном самомнении, честолюбии,
проповеди анархии и призывал
его к умеренности и
Дозволив брошюру Шедо-Ферроти,
правительство дало понять, что находит
желательным поход русской
Однако ничто не могло
помешать успеху и влиянию «Колокола».
Уже с 15 февраля 1858 г. он выходит дважды
в месяц, а не один раз, как раньше.
Тираж его был увеличен до 2500–3000
экземпляров, что по тем временам
считалось очень большой
Герцен и Огарев продолжали
ежегодно издавать «Полярную звезду».
С 1855 по 1862 г. вышло семь книжек [9]. В
них публиковались
Вольная типография печатала много книг и материалов исторического характера. Кроме двух «Исторических сборников» (1859, 1861) и шести сборников, посвященных раскольникам и старообрядчеству (составлены В. Кельсиевым), вышли «Записки Екатерины II», «Записки кн. Е.Р. Дашковой», «Записки И.В. Лопухина», «О повреждении нравов в России» князя М.М. Щербатова. Эти издания имели огромную ценность для исторической науки, тем более что их нельзя было тогда выпустить в России. Герцен же рассматривал их и как «материалы для уголовного следствия над петербургским периодом нашей истории».
Особенно большое значение
придавали Герцен и Огарев публикации
материалов о жизни и деятельности
декабристов, революционные традиции
которых они высоко чтили. Не ограничиваясь
обширными сообщениями в «
Важное место среди изданий Вольной типографии занимали революционные воззвания, прокламации и брошюры, рассчитанные на распространение в народе и написанные доступным для него языком. Начало было положено в 1854 г. прокламациями В.А. Энгельсона «Первое видение святого отца Кондратия», «Емельян Пугачев честному казачеству и всему люду русскому шлет низкий поклон» и др. Много прокламаций и воззваний было напечатано в «Колоколе» и отдельными изданиями в 1860-е годы. Среди них – воззвания «Земли и воли» («Что нужно народу?», «Что надо делать войску?», «Свобода» и др.), «К молодому поколению» Н.В. Шелгунова и М.Л. Михайлова, три листка «Великорусса», несколько брошюр, написанных представителями «молодой эмиграции».
Исключительную роль сыграла Вольная типография в издании многих запрещенных в России художественных произведений. Здесь впервые были напечатаны ода «Вольность», «Деревня», «Послание в Сибирь», «К Чаадаеву» Пушкина, агитационные песни Рылеева и Бестужева, «Смерть поэта» Лермонтова и множество других. Герцен и Огарев выпустили отдельными изданиями «Думы» Рылеева, сборники «Русская потаенная литература XIX столетия», «Свободные русские песни», перепечатали книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Было издано и много произведений редакторов «Колокола».
В основу программы «Полярной звезды» и «Колокола» была положена теория «русского социализма».
После поражения революции 1848 г. Герцен и Огарев пришли к убеждению, что Россия скорее и легче перейдет к социализму, чем Западная Европа, так как в первой сохранились общинное землевладение, мирское управление и понятие о праве каждого на землю. В крестьянской полуфеодальной общине они увидели проявление социалистических начал, а в русском крепостном крестьянине – бессознательного социалиста. Герцен и Огарев надеялись, что принципы частной собственности никогда не получат в России такого развития, как в Западной Европе, что Россия может перейти к социализму, миновав стадию капиталистического развития. Исторической роли пролетариата они не понимали.
Представляя одну из разновидностей утопического социализма, теория основоположников вольной печати была, по словам В.И. Ленина, лишь «прекраснодушной фразой» и «добрым мечтанием» и на деле в ней не было «ни грана социализма» [10]. В дальнейшем их учение о «русском социализме» было принято и усвоено народничеством, в борьбе с которым развивался научный социализм в России.
Сила и значение программы
«Полярной звезды» и «Колокола»
заключались в тех практических
требованиях, которые были облечены
в форму «русского социализма».
Вера в близкое торжество социализма
соединялась у Герцена и
«Полярная звезда» и «Колокол» были органами революционной крестьянской демократии. «Мы – крик русского народа, битого полицией, засекаемого помещиками», – заявляли руководители Вольной типографии («Колокол», 1857, №5).
Главной чертой направления
«Колокола» и всей вольной печати
была борьба за освобождение крестьян
от крепостного права. Журнал систематически
разоблачал «ужасы помещичьей власти»,
с сочувствием говорил о
Материалы о крестьянском
движении, публиковавшиеся в журнале,
были в свое время единственными
объективными источниками, которые
давали представление о том, что
происходит в России. За ними с интересом
следили К. Маркс и Ф. Энгельс,
придававшие очень большое
Наряду с освобождением крестьян «Колокол» и вольная печать защищали всестороннюю демократизацию государственного строя в России и боролись против самодержавия. Они настаивали на передаче законодательной власти в руки земской государственной думы, на введении крестьянского самоуправления, выборности государственных органов, на уничтожении чиновничества, полиции и Третьего отделения, выступали за отмену телесных наказаний, за свободу слова, печати и вероисповеданий, за бесплатное обучение в начальной, средней и высшей школе. Из номера в номер «Колокол» обличал бесправие народа и полицейский разбой, царившие в России, издевался над правительством Александра II, обнажал тайные махинации правящей бюрократии. С октября 1859 по 1862 г. Герцен и Огарев выпускали в качестве приложения к «Колоколу» особый листок «Под суд!», посвященный разоблачению преступлений и безобразий, творившихся в России (вышло тринадцать номеров).
Не щадил «Колокол» и православное духовенство. «Для нас Адлерберги, Сечинские, Орловы так же равны, как Филареты, Макридии, Акрупирии, московские, коломенские, эчмиадзинские и не знаю еще какие святители», – писал Герцен.