Исследование в области формирования и продвижения имиджа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 10:24, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - проанализировать и структурировать процесс формирования и продвижения имиджа белорусских футбольных клубов, выявить недостатки (недоработки) и предложить рекомендации по их устранению, руководствуясь теорией имиджмейкинга и практикой зарубежных футбольных клубов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Иваненко.docx

— 192.07 Кб (Скачать)

Мои версии происхождения  желто-синих цветов:

  • Географичекая: Футбольный клуб «БАТЭ» представляет в Беларуси город Борисов Минской области. Зачастую футбольные клубы в качестве логотипа заимствуют герб города-основателя (как, например, «Минск»). А борисовский «БАТЭ», судя по всему, скопировал лишь его часть – цветовой образ Святого Петра Апостола, окруженного золотым ореолом и облаченного в синюю одежду. По характеру, согласно Евангелиям, Пётр был очень живой и вспыльчивый. Возможно, основой выбора цвета послужила не сама фигура Святого, а ключи, которые он держит в руке – один золотой и один серебряный (желтый и синий в светском оформлении). Евангелие утверждает, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующим. Золотой ключ символизирует духовную власть, а серебряный – светскую. Эти ключи иногда толкуют как разрушающую (золотой) и связывающую (серебряный) силы, а также небесный и земной paй.
  • Историческая: Туристы Борисова могут увидеть в этом городе не только трибуны стадиона «БАТЭ», но и шикарный Воскресенский собор, впивающийся в небо пятью яркими синими куполами и золотыми крестами. Его построили по просьбам православного населения, которые по причине пяти пожаров лишились в 1865 году практически всех своих обителей, не считая кладбищенской церквушки Андрея Юродивого.
  • Родовая: Для белорусов не секрет, что аббревиатура БАТЭ расшифровывается как Борисовский завод автотракторного оборудования. Этот производственный комплекс является главным «кормильцем» клуба. В качестве корпоративного цвета предприятие использует синий. Белорусское ОАО «БАТЭ»  работает в тесном сотрудничестве с ООО «Торговый Дом «БАТЭ» в Российской Федерации, фирменным окрасом которого является желтый. Вполне вероятно, что именно это цветовое сочетание является отправной точкой для создания фирменного стиля борисовского футбольного клуба.
  • Спортивная: Издавна повелось, что в спорте желтый цвет обозначает лидера. Впервые желтая майка победителя появилась на соревновании «Тур де Франс» – как отличительная черта велогонщика, лидирующего в генеральной классификации. А синий цвет является для спортивной сферы жизни испокон веков самым распространенным, так как он практичен: является темным, скрывает загрязнения, хорошо сочетается с другими цветами. Ни одна спортивная борьба не обходится без участия синего цвета – синее кимоно в дзюдо, синий пояс в самбо. В этом случае синий цвет означает одного из соперников единоборства.
  • Психологическая: С точки зрения психологии цвета, желтые оттенки символизируют ловкость. Под воздействием желтого колора быстро принимаются и мгновенно выполняются решения. Синий цвет означает непреклонность и силу духа, постоянство, упорство, самоотверженность. Люди, предпочитающие этот цвет, преданы тому, что делают.
  • Романтическая: Руководитель клуба Анатолий Капский прост в символике. Для него желтый цвет – это солнце, синий – небо. «Человек, который мечтает, устремляется в небо, где видит только два цвета».

БЕЕЕЕ-ЕЕ-ЕЕЛО-СИНИЕ!!! Такой сигнал в качестве позывных в Беларуси используют четыре армии болельщиков – две столичные, брестская и могилевская. У «Минска», «Днепра» и обоих белорусских «Динамо» клубные цвета представляют собой сочетание белого и синего. Из общего ряда, правда, несколько выделяется представитель восточного региона страны: могилевская команда свою раскладку начинает с синего оттенка, тогда как остальные на первое место ставят белый. Иногда в цветовых переливах путаются и сами болельщики, называя своих любимцев не бело-синими, а бело-голубыми. Что ж, возможно, есть смысл в этом словосочетании, ведь в знойный летний период футболки игроков выгорают под палящим солнцем и теряют свою насыщенность.

 Что касается наших  «Динамо», то цветовую гамму клубы  не выбирали, а принимали в  наследство. Бело-синяя палитра –  это дань  традициям всех тесок, а таковых в мире существует немало. Только в Беларуси, помимо футбольных, на международной арене выступают гандбольное и хоккейное. Согласно этой же динамовской традиции, голубой окрас используется как помощник при стрессах, а синий как болеутолитель. У киевской дружины, например, подобный цветовой дуэт символизирует светлые устремления. К слову, сам корень «динамо» с греческого переводится как «сила». С точки зрения данного аспекта, клуб представляет собой своеобразную динамо-машину. Она выпускает качественный продукт, но при этом долго и упорно работает. В процессе производства станок стучит и искрит. Когда температура накаляется, то искры приобретают белый цвет. Если же происходит замыкание, то кислород ионизируется, превращается в озон, отчего исходит яркий синий свет. При исправной системе зажигания искра имеет белый цвет с голубым оттенком. Вот такая простая физика. Более отесанные и привыкшее к комфорту «динамовцы» называют себя аристократами «голубых кровей».

Вместе с «Динамо» по стопам «родственников» пошел и могилевский  «Днепр», заимствовав у украинского  тески сине-белую раскраску. То, что  ассортиментный перечень начинает темный цвет, – вполне логично. Днепр – это в первую очередь река, а потом уже возведенные на ее берегах города и созданные в них футбольные клубы. Светлый оттенок остался как рецидив от первоначальной красно-белой формы. Но есть неувязочка. Соседский «Днепр» все-таки считается сине-бело-голубым. Реку в этом триколоре означает голубой цвет, а синий несет в себе символику славы, чести и верности. У нашего же  «Днепра» голубой мазок отсутствует. А белый вполне можно связать с историческим прошлым города-хозяина клуба. В далеком 16 веке в Могилеве только и было, что оборонительный вал да стены-городни с башнями. Замок был построен из дерева, но догадливые местные жители покрыли его известкой и регулярно красили в белый цвет. Таким образом, проезжающие мимо путешественники дивились и восхищались «каменным замком Могилева».

Футбольный клуб «Минск»  просто не мог не быть бело-синим  – слишком уж говорящее у него имя. Но немногочисленные болельщики с  трибун то и дело скандируют «red-blue», что с английского переводится  «красно-синие». Пожелание руководства  к выбираемому талисману команды  также учитывает третий цвет. Красно-синее  сочетание прослеживается на гербе  города-прародителя клуба в виде одежды Божьей Матери. Белый цвет «Минска» как представителя столицы государства  олицетворяет всю страну. В нем  скрыт смысл свободы, нравственной чистоты и мудрости. Красный же цвет в республиканском масштабе символизирует братство и борьбу за правое дело, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Одновременно это знак счастливой жизни. Такая пестрота чем-то напоминает философский фильм-трилогию «Три цвета (синий, белый, красный)». В «синем» отрывке говорится о потере смысла жизни без любви, «белая» история повествует о жажде любви, а в «красной» части любовь идеализируется вместе с умением прощать и совершать добрые поступки.

С чем у вас ассоциируется сочетание желтого и черного? Лично у меня перед глазами предстает, точнее, пролетает пышнобокая, не от жиру располневшая, а от работы замускулевшая пчела. И такой пчелкой-работягой в белорусском футболе выступает солигорский «Шахтер».

Желтого у «горняков» больше. На солигорском газоне то и дело мелькают этакие солнечные зайчики  – домашние матчи команда Владимира  Журавля проводит в желтой экипировке. В гости же «Шахтер» наведывается в более агрессивном окрасе –  оранжево-черном, чтоб уж наверняка  оставить о себе яркое впечатление.

Темно-желтый или светло-красный, если его можно так назвать, оттенок  в палитре «горняцких» цветов появился относительно недавно –  в минувшем году – вместе с новой  эмблемой. Скептики могут усмотреть  в этом излишке погоню за успехами украинской тески – донецкого  «Шахтера». Но такое мнение следует считать ошибочным. У славян-соседей оранжевый цвет символизирует огонь и солнце, а у наших тружеников – широкие и глубокие калийные горизонты.

Мини-ребрендинг солигорской  команды связан с подготовкой  к 50-летнему юбилею существования  клуба, который состоится уже  в 2011 году. До этого на складе у солигорчан пылились белые футболки и трусы. Даже еще одно «желтое пятно» белорусского футбола «БАТЭ» не смогло принудить  гордых «шахтеров» осветлиться. Белая  форма так и осталась в анналах  клубной истории. Как бы то ни было, условно считается, что командные  цвета солигорской дружины –  желто-черные, к чему привыкли и любители футбола, и сами игроки. Хотя для  зарубежных представителей этот факт не является табу. Например, во время  выступления на Кубке Содружества, «шахтерцы» с подачи местных журналистов  обзавелись новым цветным прозвищем -  «рыжие».

Но что же значит уже  «устаканившееся» желто-черное сочетание? Согласно легенде клуба, желтый цвет символизирует плодородные поля – по аналогии с такой же окраски колоском из эмблемы главного спонсора команды ОАО «Беларуськалия». Черные мотивы прокрались в солигорский футбол из недр шахт.

За рубежом в желто-черном обмундировании выступают футболисты болгарских «Минера» и «Ботева», молдавского  «Шерифа», греческого «АЕКа», уругвайского «Пеньяроля», немецкой «Боруссии».

«Ботев» описываемый колор  использует как символ единства между  католическими студентами колледжа (жёлтый цвет) и православными гимназистами (чёрный цвет). Есть и другая версия. Согласно ей, основатели клуба выбрали  в качестве примера для подражания структуру организации спортивных клубов Австрии. Нынче небольшое  государство ранее слыло могущественной Австрийской империей, флаг которой  состоял из желтой и черной полос.

Уругвайский «Пеньяроль»  облачился таким образом по указке англичан. Дело в том, что в начале своего существования клуб назывался  сложной и непроизносимой аббревиатурой  – ЦУЖДКК, что значило «Центральный уругвайский железнодорожный крикетный  клуб». Как ни странно, но это громоздкое название было дано выходцами из Великобритании. В комплекте присутствовали и  клубные цвета, которые на тот  момент были традиционными для британских локомотивов и железной дороги в  целом.

Интересный факт: В желто-черном обличие любят находиться на газоне не кто иные, как дирижеры футбольного  действа – судьи! Желтый цвет попробуй не заметь! Как опознавательный и  предупреждающий знак он очень удобен в использовании.

 

Рекламный персонаж или корпоративный герой  или талисман – особый элемент бренда, который используется для придания марке человеческих черт, близких определенным архетипам целевой аудитории. Корпоративный герой – это четкий визуальный образ, использование которого строго регламентировано.

У многих белорусских футбольных клубов нет талисмана. Некоторые, например, столичный «Минск», находятся в  поисках. Руководство клуба объявило конкурс. Условия конкурса просты: жюри принимает рисунки, на которых необходимо изобразить представителя мировой фауны или выдуманного персонажа в корпоративных цветах.

Объявил конкурс и футбольный клуб «Витебск». Появление официального клубного талисмана будет способствовать популяризации команды среди  жителей города, а также поможет  решать маркетинговую задачу по продвижению  футбольного бренда ФК «Витебск». Именно поэтому руководство клуба обратилось за помощью к своим болельщикам, в том числе приобщая поклонников футбола к истории клуба. При этом администрация «Витебска» решила не ограничивать фантазию фанатов строгим набором требований, ограничившись единственным пожеланием – талисман должен олицетворять город и символизировать преемственность его футбольных традиций. Среди уже поступивших предложений – воробей, ассоциирующийся с бойцом, древнерусский витязь, витебская городская Ратуша. Талисман планируется использовать, в частности, для создания благожелательной атмосферы во время домашних матчей «Витебска» и мобилизации энергии болельщиков на поддержку команды. Главная же задача талисмана традиционна - приносить удачу клубу. Несколько лет назад клуб уже занимался разработкой талисмана, коим предлагалось сделать паровозик. Но в тот период команда выступала под названием «Локомотив», так что сегодня эта идея утратила актуальность.

Есть талисман у солигорского «Шахтера». Это крот Кроша. Болельщиков и игроков этой  команды, название которой дала подземная профессия, в футбольном мире давно зовут «кротами». Солигорский персонаж – болельщик, ряженый в костюм крота КроШи. Имя символу клуба придумали болельщики. Все очень просто: «кро» – крот, «ша» – «Шахтер». Футболисты не всегда могут общаться со зрителями, а талисман – всегда рядом с трибунами. Ему можно пожать лапу, пощипать за нос, сфотографироваться рядом.

У флагмана белорусского футбола  борисовского «БАТЭ» персонаж выдуманный – забавный желто–синий человечек Батоша. Его создали на частной фабрике сувениров в Борисове. А у «Партизана» по трибунам разгуливает человечек в красно-белой одежде – РИПОша (от бывшего названия клуба МТЗ-РИПО). В связи с переименованием руководство клуба подумывает о смене корпоративного героя.

Всенепременную надежду  на победу бобруйской «Белшины» излучает смешливый бобр-талисман, снующий вдоль зрительских рядов с широкой плюшевой улыбкой в два фирменных зуба.

В Гомеле болельщики души не чают в Рыське. Каждый поклонник «бело–зеленых» мечтает запечатлеть себя рядом с этим специально обученным персонажем в костюме дикого млекопитающего. Подумывают изготовить рысиную «шкуру» а-ля купальник. Как ожидается, такая рысь вызовет еще большую симпатию у любителей футбола. Не исключено, что на стадионе вскоре появится неотразимая пара — Рыська с Рысихой.

В «Днепре» талисманом (правда, неофициальным) считают черного кота Ваську, приблудившегося в тот день, когда могилевчане стали чемпионами страны.55

У гродненского «Немана» и  вовсе сказочный персонаж - жёлто-зелёный дракоша.

 

Эмблема – условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл.56

Эмблема ФК «Шахтер» выполнена в форме геральдического щита. В верхней части эмблемы – стилизованные лучи, перекликающиеся с короной-буквой «Ш» из предыдущей эмблемы. Такая аллюзия символизирует неразрывность истории команды, преемственность прежних достижений и побед. Лучи выполнены в традиционных для «Шахтера» желто-черных цветах. В центре верхней части эмблемы размещены скрещенные молотки – традиционный символ горняцкого труда. Присутствие в эмблеме этого элемента подчеркивает связь футбольной команды со своими болельщиками – простыми шахтерами – и славными горняцкими традициями. Центральная часть эмблемы выполнена из чередующихся красно-серых полос, олицетворяющих подземные калийные горизонты в их первозданном виде. Серые полоски символизируют слои галлита, красные – слои сильвинита – основных составляющих калийных пород Солигорщины. В центре эмблемы расположен классический футбольный мяч. В нижней части эмблемы указан год основания футбольного клуба «Шахтера».

Информация о работе Исследование в области формирования и продвижения имиджа