Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:36, курсовая работа
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы повышения рентабельности…5
Сущность и понятие рентабельности…………………………………5
Система показателей рентабельности………………………………...6
Факторы повышения уровня рентабельности………………………..9
Методические подходы к обоснованию инвестиций, направленных на повышение рентабельности производства……………………………11
ГЛАВА 2. Анализ рентабельности производства ТнВ»Ср Стародубский»……16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……………………..16
2.2. Анализ рентабельности производства и факторов, влияющих на нее……..20
2.3. Оценка резервов повышения рентабельности производства……………….28
ГЛАВА 3. Бизнес-план инвестиционного проекта по введению линии по производств полутвердых сыров………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….46
С
увеличением объемов
Так реализация сыра составила: 2003 г – 6648 тонн, 2004 г – 7821 тонн, 2005 г – 8000 тонн, 2006 г – 9136 тонн, 2007 г – 10765 тонн,2008 г – 12189 тонн.
Темп роста +13,2%.
Реализация масла: 2003 г – 1000 тонн, 2004 г – 1018 тонн, 2005 г – 1536 тонн, 2006 г – 1511 тонн, 2007 г – 2059 тонн, 2008 г – 3064 тонн. Темп роста +48,8%
Реализация цельномолочной продукции (в пересчете на молоко): 2003 г – 1000 тонн, 2004 г – 1018 тонн, 2005 г – 1536 тонн, 2006 г – 1511 тонн, 2007 г – 2059 тонн, 2008 г – 3064 тонн, темп роста +48,8%
Рисунок
2 - Динамика реализации продукции предприятия
зе 2003-2008 гг.
Основная продукция имеет собственную, хорошо раскрученную производственную марку. Уровень конкурентоспособности ТнВ «Сыр Стародубский» относительно высок.
Сильным звеном ТнВ «Сыр Стародубский» является создание дилерской структуры – торгового дома «Стародубский сыр» по продаже своей продукции в торговых точках г. Брянска. Маркетинговые службы предприятия своевременно реагируют на спрос и предложение молочных продуктов на рынке, что в свою очередь исключает затоваривание складов готовой продукцией и увеличивает оборачиваемость средств, что положительно влияет на финансовое состояние предприятия. На предприятии действует гибкая ценовая политика, индивидуальный подход к покупателям, за счёт чего стабилизируются объёмы продаж и сохраняется занимаемая доля на рынке.
За период 2003-2008 г. на территории Стародубского района открыто и работают более 20 магазинов, в которых есть весь ассортимент выпускаемой продукции. Вся продукция предприятия высокого качества, имеет привлекательный внешний вид, доступную цену, соответствует установленным стандартам и ГОСТу.
Цены на продукцию предприятия формируются из фактических затрат. Рентабельность производства устанавливается в зависимости от спроса на продукцию, но при этом учитывается уровень цен на аналогичную продукцию других предприятий. Рост объёмов выпускаемой продукции в натуральном выражении обеспечил увеличение производительности труда на 1 работающего, что привело к росту заработной платы работников со сдельной оплатой труда на предприятии.
Использование среднегодовой мощности в 2008г.:
- сыр натуральный – 91,8%;
-
цельномолочная продукция – 96,
- масло животное – 93,2%;
- хлебобулочные изделия – 55,4%;
- кондитерские изделия – 92%;
- производство муки – 52,3%.
На сегодняшний день численность работников предприятия составляет 620 человек, из них руководителей 10 человек, специалистов 56 человек. Средний возраст работников предприятия 39 лет; средний возраст инженерно-технического персонала и аппарата управления 37 лет, рабочих – 40 лет.
Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода. Она отражает высшую цель деятельности предприятия. Рентабельность – относительный показатель, определяющий уровень доходности предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия.
Показатели прибыли и рентабельности (динамика представлена
на рис. 2, 3):
за 2003г. 18278 млн.руб. – среднегодовая рентабельность 4,9%;
За 2004г. 19000 млн.руб. – среднегодовая рентабельность 5%;
За 2005г. 21000 млн.руб. – среднегодовая рентабельность 5,6%;
За 2006г. 28955 млн.руб. – среднегодовая рентабельность 5,7%;
За 2007г. 59400 млн.руб. – среднегодовая рентабельность 6%;
За 2008г.
66113 млн.руб. – среднегодовая рентабельность
6,2%;
Рисунок
3 - Динамика прибыли предприятия за 2003-2008
гг.
Рисунок 4 - Динамика рентабельности предприятия за 2003-2008 гг.
Источник: ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Организационно-правовая форма предприятия ТнВ «Сыр Стародубский» - коммандитное товарищество. Во главе организации стоит уполномоченный, в его непосредственном подчинении находятся главный инженер, зам. директора по производству и заготовкам сырья, директор по развитию, зам. директора по качеству. В подчинении главного инженера находятся главный энергетик, главный механик, начальник компрессорного цеха, инженер эколог, мастер РСУ, заместитель главного инженера по автоматизации, программированию и метрологии. Зам. Директору по производству и заготовкам сырья подчиняются начальник производства и заготовитель молока. В подчинении директора по развитию – коммерческий директор, главный экономист, главный бухгалтер. Зам. директору по качеству подчиняются – главный технолог, инженер по качеству, заведующая лабораторией.
На сегодняшний день предприятие выпускает 8 наименований масла животного, 15 наименований твёрдых сыров, 19 - плавленых сыров, 6 – мягких сыров.29 наименований цельномолочной продукции, молочную сухую сыворотку, заменитель цельного молока, хлеб, х/б и кондитерские изделия.
Таблица 1 - Основные экономические и финансовые показатели деятельности ТнВ «Сыр Стародубский»
Показатели | Ед. изм. | 2008 | 2007 | Темп роста % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Валовая прибыль | млн.руб. | 124145 | 96829 | 182,2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | млн.руб. | 1678642 | 1233089 | 136,1 |
Балансовая прибыль | млн.руб. | 84715 | 70434 | 120,3 |
Чистая прибыль | млн.руб. | 66113 | 59400 | 111,3 |
Прибыль от реализации | млн.руб. | 95310 | 75968 | 125,5 |
Рентабельность производства | % | 16,14 | 15,07 | 107,1 |
Продолжение таблицы 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Рентабельность реализованной продукции | % | 5,68 | 6,16 | 92 |
Дебиторская задолженность | млн.руб. | 143579 | 109246 | 131,4 |
Кредиторская задолженность | млн.руб. | 304990 | 313423 | 97,3 |
Коэффициент оборачиваемости финансовых обязательств активами | 0,59 | 0,67 | 88,05 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,056 | 0,96 | 110 |
Примечание.
Источник: приложение
Rреал.прод2007. =
Rреал.прод2008. =
Rпроизводства2007. =
Rпроизводства2008.
=
Исходя из таблицы 1, ТнВ «Сыр Стародубский» ежемесячно выполняет доведенные основные прогнозные показатели. Объем продаж возрос с 1329918 млн.руб. в 2007 г. до 1802787 млн.руб. в 2008 г., прирост составил 35,56%, балансовая прибыль возросла на 20,3 %, чистая прибыль – на 11,3 %..
Показатели финансирования показывают источники финансирования основных и части оборотных активов. При оценке финансовой устойчивости определяется соотношение заемного и собственного капитала, это значение не должно превышать единицы (степени статистической задолженности или финансовой устойчивости). На 31.12.07 г - 0,305, т.е. 30,5 % активов сформированы за счет устойчивых источников предприятия, на 31.12.08 - 0,213, т.е. только 21,3% активов сформированы за счет устойчивых источников предприятия. Доля заемного капитала по-прежнему существенна, финансовое напряжение возросло на 30,2%.
Дебиторская задолженность по состоянию на 31.12.2007 года составила 109256 млн. руб., в том числе удельный вес составляющих: расчеты с покупателями и заказчиками – 78,6%, авансы выданные – 19,3%, прочая - 2%. На 31.12.2008 – 143579 млн.руб., в том числе : расчеты с покупателями и заказчиками – 82,4%, авансы выданные – 15,8%, прочая - 1,7%.
Финансовое
положение предприятие
Исходя из анализа коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности, наличия собственных оборотных средств, следует, что предприятие является устойчиво неплатежеспособным, структура баланса неудовлетворительна, однако наметилась устойчивая тенденция по стабилизации и восстановлению платежеспособности.
Кредиторская задолженность предприятия по состоянию на 01.01.08 года составила 313423 млн. руб., в т.ч. краткосрочная – 85,2%, долгосрочная – 14,8; на 31.12.08 - 304990 млн. руб., в т.ч. краткосрочная – 84,8%, долгосрочная – 15,2. Т.е. в целом кредиторская задолженность уменьшилась на 2,7%.
Товарищество на вере «Сыр Стародубский» динамично развивающая кампания. Постоянно растёт объём производимой продукции, повышается её качество, расширяется ассортимент. В целом, финансово-хозяйственное состояние предприятия характеризуется как стабильное.
2.2 Анализ и динамика показателей рентабельности предприятия
Осуществляя
хозяйственную деятельность, любая
организация нуждается в
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Анализ показателей проводится
на основе финансовых
Таблица 2 - Исходные данные для анализа рентабельности деятельности предприятия
Показатель | 2007
г.
млн. руб. |
2008
г.,
млн. руб. |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 1329918 | 1802787 |
Прибыль от реализации продукции | 75968 | 95310 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 1678642 | 1233089 |
Балансовая прибыль | 70434 | 84715 |
Налог на прибыль | 11126 | 18727 |
Чистая прибыль | 59400 | 66113 |
Внеоборотные активы | 208422 | 248785 |
Итог баланса | 467337 | 524582 |