Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:36, курсовая работа
В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы повышения рентабельности…5
Сущность и понятие рентабельности…………………………………5
Система показателей рентабельности………………………………...6
Факторы повышения уровня рентабельности………………………..9
Методические подходы к обоснованию инвестиций, направленных на повышение рентабельности производства……………………………11
ГЛАВА 2. Анализ рентабельности производства ТнВ»Ср Стародубский»……16
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……………………..16
2.2. Анализ рентабельности производства и факторов, влияющих на нее……..20
2.3. Оценка резервов повышения рентабельности производства……………….28
ГЛАВА 3. Бизнес-план инвестиционного проекта по введению линии по производств полутвердых сыров………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………45
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….46
2. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
• рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
• рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.
Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов продукции.
Исходя из понимания видов прибыли (по видам деятельности и от операций с капиталом), можно представить следующие виды рентабельности:
Исходя из понимания видов затрат можно представить следующие виды рентабельности:
По каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, в которых детализируются количественные значения исходных данных по различным признакам, а именно:
цеха,
торгового подразделения и т.д.
Система
показателей экономической
1. Показатели рентабельности продаж (оборота):
1.1.
Общая рентабельность продаж по прибыли
от реализации продукции
1.2.
Рентабельность продаж по
1.3.
Рентабельность продаж по
2.Показатели рентабельности, учитывающие затраты на производство продукции:
2.1. Рентабельность
реализованной i-й продукции =
2.2. Рентабельность
всей реализованной продукции
по прибыли от реализации =
2.3. Рентабельность
инвестиционных затрат =
3. Показатели рентабельности капитала (ресурсов):
3.1. Рентабельность
активов общая =
3.2. Рентабельность
активов чистая =
3.3. Рентабельность
производства =
3.4.Рентабельность
собственного капитала =
3.5.
Рентабельность основного
3.6. Рентабельность
акционерного капитала по обыкновенным
акциям (в случае отсутствия привилегированных
акций) =
3.7. Рентабельность
акционерного капитала по обыкновенным
акциям ( в случае наличия привилегированных
акций) =
3.8.
Рентабельность оборотного
3.9.
Рентабельность труда =
Подчеркивая важную роль показателей рентабельности затрат и, прежде всего, рентабельности реализованной продукции для оценки эффективности деятельности предприятия, следует отметить, что они полезны в сопоставлениях только внутри определенных отраслей и при изучении динамики рентабельности отдельных предприятий, однако она не имеет смысла для межотраслевых сопоставлений, поскольку прибыль в разных отраслях зависит не только от уровня рентабельности затрат и даже рентабельности продаж, но и от скорости оборота капитала.
Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования.
Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.
В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.
Так
как рентабельность находится в
прямой зависимости от величины прибыли,
поиск путей роста
• изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;
• обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;
• рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.
Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.
Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.
Для
определения основных направлений
поиска резервов увеличения прибыли
и повышения рентабельности факторы,
влияющие на них, классифицируют по различным
признакам (рис. 1).
Рисунок
1 - Классификация факторов, влияющих на
резервы увеличения прибыли и повышения
рентабельности
Примечание:
Источник [13, c. 258].
К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через "качественные" изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. [9, с. 270].
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.
При
осуществлении финансово-
Международная практика обоснования инвестиционных проектов использует несколько показателей, позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) вложения средств.
Эти показатели можно объединить в две группы:
1. Показатели, определяемые на основании использования концепции дисконтирования:
- чистая текущая стоимость;
-
индекс доходности
- внутренняя норма доходности;
- срок окупаемости инвестиций с учетом дисконтирования;
- максимальный денежный отток с учетом дисконтирования.
2. Показатели,
не предполагающие использования концепции
дисконтирования:
- простой срок окупаемости инвестиций;
-
показатели простой
- чистые денежные поступления;
- индекс доходности инвестиций;
- максимальный денежный отток.
Охарактеризуем эти показатели более подробно.
Простые (рутинные) методы оценки инвестиций относятся к числу наиболее старых и по сей день остаются в арсенале разработчиков и аналитиков инвестиционных проектов. Причиной тому - возможность получения с помощью такого рода методов некоторой дополнительной информации
1.
Простой срок окупаемости
Простым сроком окупаемости инвестиций (payback period) называется продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости.
Метод
расчета срока окупаемости
Формула
расчета срока окупаемости