Инвестиционные процессы в контексте развития финансовых институтов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Инвестирование играет ключевую роль фундаментальных экономических процессов, протекающих как во всей экономике, так и на отдельных предприятиях. От качественных и количественных характеристик инвестиций зависит производственный потенциал страны, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. Решение многих социальных проблем, таких как условия труда, уровень жизни населения, безработица на прямую связаны с инвестиционными процессами и их эффективностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...4

1.1. СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ, СПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ……………………………...………………………...4

1.1.1. Факторы, локализующиеся в реальном секторе…………………………4

1.1.2. Факторы, локализующиеся в бюджетном и банковском секторах……..5

1.1.3. Факторы, локализующиеся во внешнем секторе………………………...6

2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ НАКОПЛЕНИЯ…………………..8

2.1.1. Структура ВВП………………………………………………………….....8

2.1.2. Бедность населения………………………………………………………...9

3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ…………………………………………………………9

3.1.1. Развитие внутрибанковской системы сегмента инструментов

институционального воздействия на инвестиционные процессы…………………...9

3.1.2 Институциональные реформы в системе финансовых институтов.........12

3.1.3 Развитие фондового рынка………………………………………………..22

2. РАСЧЁТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ………........24

2.1. Задание 1………………………………………………………………………...24

2.2. Задание 2………………………………………………………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………....

Работа содержит 3 файла

Расчёты инвестиций 1.xls

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Расчёты инвестиций 2.xls

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая по инвестициям.doc

— 775.50 Кб (Скачать)

       Что касается устройства банков долгосрочного кредитования (или инвестиционных банков), то, как уже было сказано выше, их целесообразно интегрировать в закладываемую структуру финансовых домов (холдингов), которая включает инвестиционные компании, промышленные предприятия, компании недвижимости, торгово-коммерческие компании, трастовые компании, пенсионные и страховые фонды и компании, рекламные и консалтинговые фирмы, в которых банки имеют долю (входят на правах учредителей непосредственно либо через дочерние банки).

       Перспективным направлением формирования долгосрочных финансовых ресурсов, направляемых на жилищное строительство, должно стать создание общегосударственной системы строительных накоплений населения. Для этого необходима разработка соответствующей государственной программы с изложением условий формирования целевых фондов, в которых аккумулируются сбережения населения, направляемые на жилищное строительство; льготы (налоговые и другие); оказание финансовой поддержки со стороны предприятий (по месту работы физического лица); гарантии государства по защите накоплений от инфляции. Реализация такой программы позволила бы вовлечь в народнохозяйственный оборот свободные деньги населения, которые вкупе с отчислениями предприятий могут накапливаться на специальном счете предприятий (для работников бюджетной сферы - на специальном счете Казначейства). Средства бюджета при этом используются куда более эффективно, чем при прямом бюджетном финансировании жилищного строительства или даже при бюджетном финансировании льготных целевых кредитов. Поскольку в последнем случае бюджетные средства “уходят” сразу и задействуется только платежеспособный спрос населения, уже достигший необходимого порогового значения для участия в долевом строительстве или в погашении основного долга и процентов по кредитам на строительство жилья. Недостаточный платежеспособный спрос подавляющей части населения, которая нуждается в жилье, при этом отсекается. Население должно само искать приемлемые возможности накоплений, разрозненные и рисковые. Вполне логично, чтобы государство взяло на себя консолидацию процесса накопления, подключив в него бюджетные средства и дав необходимые правительственные гарантии, получив взамен доверие граждан и их накопления. В результате функционирования такой системы сама потребность в бюджетном финансировании резко сокращается, а также “связываются” так называемые “горячие” деньги, которые являются источником инфляционного спроса. Схема устройства институтов перехода к системе управления долгосрочными финансовыми ресурсами в Беларуси показана в приложении 2.

       Представляется  крайне важным с точки зрения расширения долгосрочной ресурсной базы банков обеспечить безусловную и эффективную реализацию мер по развитию сферы добровольного и обязательного страхования, предусмотренных Государственной программой развития страхового дела в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы. В 2001 году было начато реформирование страховой системы Республики Беларусь в части создания предпосылок возрождения обязательного долгосрочного страхования жизни и других видов обязательного страхования, разработки основ добровольного пенсионного и медицинского страхования. В частности, были разработаны проект Декрета Президента Республики Беларусь “О порядке осуществления долгосрочного страхования жизни и добровольного пенсионного страхования в Республике Беларусь”, Концепция развития добровольного медицинского страхования в Республике Беларусь, а также подготовлен проект Декрета Президента Республики Беларусь по добровольному медицинскому страхованию. Важным сегментом развития экспортноориентированного сектора и формирования инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций в страну стало создание системы страхования внешнеторговых операций и экспортных кредитов, что способствует вступлению Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Накоплению долгосрочных финансовых ресурсов с их последующим инвестиционным использованием, что является распространенной мировой практикой, будет способствовать принятая в конце сентября 2001 года Государственная программа развития страхового дела в Республике Беларусь на 2001 - 2005 годы. Она предполагает принятие уже в первом полугодии 2003 года нормативных правовых актов, регламентирующих обязательное страхование жизни, совершенствование добровольного медицинского страхования. В 2003 году намечается начать создание обществ взаимного кредитования, в 2005 - правовых основ обязательного медицинского страхования, а также проекта Страхового кодекса Республики Беларусь, предусматривающего создание целостной системы страхования в стране. Первоочередное внимание следует уделить воссозданию элементов обязательного страхования и постепенно расширять их перечень, обеспечив при этом синхронное принятие мер по организации накопления средств страховых фондов на счетах специализированных банков (прежде всего государственных) и эффективному целевому управлению страховыми ресурсами. В целях совершенствования системы финансовых потоков, укрепления доходной части объединенного государственного бюджета и сокращения расходной части, направления долгосрочных финансовых ресурсов пенсионного и медицинского страховых фондов в банковскую систему следует ускорить проведение реформы пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания.

       Ощутимое  воздействие на развитие инвестиционного  кредитования банков окажут характер и темпы структурных преобразований в экономике, повышение степени законодательной защиты прав инвесторов и обеспечение прозрачности информации о финансовом состоянии и структуре собственности организаций, работающих в реальном секторе. Здесь может быть с успехом задействована сформированная Национальным банком система мониторинга финансового положения предприятий на центральном и региональном уровнях. В перспективе стоит предусмотреть возможности информационного обмена с российской базой данных мониторинга.

       Позитивное  влияние на формирование рыночных стимулов переориентации банков на операции с реальной экономикой будет иметь планируемый к 2004 году отказ от прямого кредитования Правительства, а также ограничение объемов эмиссии государственных облигаций и размещение их преимущественно среди населения. При существующей организации финансирования дефицита государственного бюджета, когда главными его источниками являются кредиты Национального банка и банков, а также эмиссия государственных ценных бумаг, которые размещаются в основном в банковской системе, дефицит является главным монетарным фактором инфляции, поскольку указанные выше способы его покрытия, так или иначе, приводят к дополнительной эмиссии денег.

       Наиболее  неинфляционными способами финансирования дефицита государственного бюджета являются размещение государственных ценных бумаг не в банковской системе, а среди населения и предприятий (предпочтительнее среди населения, поскольку, таким образом, не отвлекаются потенциальные инвестиционные ресурсы предприятий, которые могут быть направлены в производство и социальную сферу), а также удлинение сроков погашения государственных ценных бумаг. Следует более полно использовать возможности монетарной политики, нацеленные на содействие росту спроса на инвестиционные кредиты банков со стороны реального сектора экономики. Это, прежде всего, снижение инфляции и процентных ставок на финансовом рынке при поддержании положительной доходности по всем видам депозитно-кредитных операций; обеспечение стабильной динамики курса рубля и предсказуемости монетарных макроэкономических параметров; расширение рефинансирования банков под залоговое обеспечение и поручительство с применением таких инструментов обеспечения, как валюта, векселя, права требования по кредитным договорам финансово-устойчивых предприятий и организаций. Все это предполагает развитие рынка ценных бумаг предприятий, что, в свою очередь, позволит расширить возможности предоставления инвестиционных кредитов под залог имущества предприятия-заемщика. Разработка законодательства в области регулирования залоговой формы инвестиционного кредитования существенно повысит инвестиционную активность банков, поскольку, таким образом, повысится ликвидность финансовых активов предприятий.

       В этой связи представляется необходимым  приступить к развитию института ипотеки и механизма использования залога при привлечении отечественных и зарубежных инвесторов. В законодательстве должны найти отражение такие вопросы, как определение состава имущества, недвижимости, земли, финансовых и иных активов, используемых в качестве залоговых при ипотечном кредитовании, в том числе активов, находящихся в государственной собственности.

       В области развития ипотечного кредитования первостепенной задачей является создание законодательной основы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг и реализации мер, предусмотренных не только Концепцией создания системы ипотечного жилищного кредитования, но также и дальнейшим развитием института ипотеки применительно ко всем видам инвестиционного кредитования, а не только к кредитованию жилищного строительства.

       Развитие  рынка ценных бумаг позволит усовершенствовать также и рыночный механизм рефинансирования банков посредством выдачи льготных централизованных кредитов банкам с применением таких инструментов залога, как векселя, права требования по кредитным договорам финансово-устойчивых предприятий и организаций и т. п.

       Важным направлением развития инвестиционных кредитных операций банков могут стать операции с розничными клиентами, а именно кредитование малого и среднего бизнеса. В то же время на степень коммерческого интереса кредитных организаций к таким операциям влияют уровень риска, издержки банков, связанные с необходимостью проработки большого количества кредитных заявок и инвестиционных проектов розничных клиентов, а также объем ресурсов, привлеченных кредитной организацией. Таким образом, адекватная поддержка малого и среднего бизнеса в стране может быть обеспечена путем создания региональных инвестиционных банков для финансирования малого и среднего бизнеса, а также филиалов инвестиционных банков при соответствующей государственной поддержке. Системообразующие банки тоже могут взять на себя часть этой задачи. Следует предусмотреть систему мер по снижению рисков кредитования малого и среднего бизнеса, предусматривающую предоставление гарантий возмещения убытков банкам, а также совершенствование порядка отнесения на расходы банков резервов на возможные потери по ссудам. Для сокращения проблемной задолженности в портфеле активов банков необходимо обеспечить безусловное выполнение законодательства Республики Беларусь в части возврата кредитов вплоть до использования процедуры банкротства заемщиков; проработать порядок, в соответствии с которым при неисполнении органами государственного управления гарантий по кредитам банков на сумму неисполненных гарантий банки уменьшают объем налоговых платежей; разработать правила и гарантии невмешательства органов государственного управления и Национального банка в деятельность банков.

       Важным  каналом повышения потенциала банков может стать увеличение доли иностранного капитала в банковской системе. Значительную нишу для этого создаст разгосударствление банков, включая продажу государственных долей участия в банках нерезидентам.

       Основным  путем привлечения иностранных инвестиций в страну станет формирование финансово-промышленных групп, акционирование государственных предприятий и реализация нерезидентам Республики Беларусь акций, находящихся в собственности государства, а также эмиссия и реализация акций под инвестиционные проекты. При этом более широкое использование гарантий Правительства может способствовать усилению доверия иностранных инвесторов и обеспечить необходимые предпосылки для притока иностранного капитала в Республику Беларусь.

       Следует активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций также в отношении малого и среднего бизнеса. Как показывает международный опыт таких стран, как Китай, Сингапур и Корея, наиболее активно, динамично и эффективно иностранные инвестиции в нефинансовые предприятия осуществлялись в форме открытия иностранными инвесторами новых малых и средних предприятий. Этот способ представляется наиболее простым и безопасным и соответствует задаче стимулирования малого и среднего бизнеса в нашей стране.

       Серьезным фактором повышенного риска для  иностранных, и прежде всего российских инвесторов, является более высокая налоговая нагрузка и более сложное налогообложение юридических и физических лиц. Положительным моментом в плане улучшения инвестиционного климата в России явилось введение единого подоходного налога на физических лиц в размере 13 %. В Беларуси необходимо обеспечить соразмерный уровень налогообложения. В противном случае российские инвестиции станут нас обходить, и мы столкнемся с проблемой утечки белорусского капитала в Россию.

       В целях активизации привлечения  иностранного инвестора в банковскую систему целесообразно сделать следующие шаги:

  • Внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 14.11.1997 № 591 “Об особом праве (“золотой акции”) государства на участие в управлении акционерными обществами” в части нераспространения его действия на банки с участием иностранного капитала;
  • Предусмотреть льготы по взиманию налога с доходов банков, созданных с участием иностранного капитала, на срок до 5 лет, в том числе для банков, созданных в СЭЗ.

Информация о работе Инвестиционные процессы в контексте развития финансовых институтов в Республике Беларусь