Инвестиционные процессы в контексте развития финансовых институтов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Инвестирование играет ключевую роль фундаментальных экономических процессов, протекающих как во всей экономике, так и на отдельных предприятиях. От качественных и количественных характеристик инвестиций зависит производственный потенциал страны, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. Решение многих социальных проблем, таких как условия труда, уровень жизни населения, безработица на прямую связаны с инвестиционными процессами и их эффективностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...4

1.1. СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ, СПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ……………………………...………………………...4

1.1.1. Факторы, локализующиеся в реальном секторе…………………………4

1.1.2. Факторы, локализующиеся в бюджетном и банковском секторах……..5

1.1.3. Факторы, локализующиеся во внешнем секторе………………………...6

2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ НАКОПЛЕНИЯ…………………..8

2.1.1. Структура ВВП………………………………………………………….....8

2.1.2. Бедность населения………………………………………………………...9

3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ…………………………………………………………9

3.1.1. Развитие внутрибанковской системы сегмента инструментов

институционального воздействия на инвестиционные процессы…………………...9

3.1.2 Институциональные реформы в системе финансовых институтов.........12

3.1.3 Развитие фондового рынка………………………………………………..22

2. РАСЧЁТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ………........24

2.1. Задание 1………………………………………………………………………...24

2.2. Задание 2………………………………………………………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………....

Работа содержит 3 файла

Расчёты инвестиций 1.xls

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Расчёты инвестиций 2.xls

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая по инвестициям.doc

— 775.50 Кб (Скачать)

       Инвестиции  в производственную сферу, в том  числе инвестиционные кредиты банков, должны обеспечить проведение в кратчайшие сроки технологического перевооружения стратегических отраслей страны, определяющих место Республики Беларусь в международном разделении труда и обеспечивающих удержание соответствующих ниш на мировых рынках и потребности внутреннего воспроизводства на новом технологическом уровне.

       В целях существенного повышения  доли инвестиций, направляемых на высокие  технологии, полагаем, что целесообразно усовершенствовать существующий организационно-экономический механизм отбора и реализации высокотехнологичных проектов как основу эффективной национальной инновационной системы.

       При разработке перечня энергоэффективных  и валютоокупаемых проектов необходимо обеспечить определенную системность  и стратегию. Можно использовать положительный опыт Российской Федерации, где, в частности, была предпринята экспертная оценка 70 технологий, с помощью которых страна может обеспечить международный уровень конкурентоспособности и соответственно эффективное производство и гарантированные рынки сбыта. Было установлено, что по 17 технологиям уровень отечественных разработок в России не уступает мировым достижениям, а по целому ряду показателей даже превосходит их. По другим 22 технологиям Россия может выйти на мировой уровень за 5—7 лет при условии финансовой поддержки со стороны банков, предприятий и государства. Представляется, что необходимость в подобной экспертной работе назрела и в Республике Беларусь, с тем чтобы перечень объектов льготного кредитования формировался системно и обеспечивал реализацию стратегии эффективного технологического перевооружения.

       Для выполнения предусмотренного прогнозом  объема инвестиций в 2002 и последующих  годах необходимо обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использования на инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам (вне зависимости от резидентства) и направление их прежде всего на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях.

       Для обеспечения целевого инвестиционного  использования средств от продажи доли государственных акций приватизируемых предприятий целесообразно:

       — в соглашениях о продаже государственных  пакетов акций предусмотреть положение об обязательстве инвестиционного использования средств от продажи и соответствующей реструктуризации долга (погашении долга за счет прибыли, полученной от дополнительных инвестиций, и т. п.);

       — обеспечить целевое инвестиционное использование средств, поступающих в бюджет от приватизации объектов госсобственности. По действующему законодательству о бюджете деньги, полученные от приватизации, должны быть направлены на погашение дефицита государственного бюджета.

       1.3.2. Институциональные реформы в  системе финансовых институтов.

       Как показывает международный опыт, задача укрепления банковской системы и финансового оздоровления предприятий может быть решена в симбиозе банков и нефинансовых предприятий. Речь идет об институционально-правовых предпосылках формирования финансово-промышленных групп, прежде всего белорусско-российских. Исходя из этого, мы должны уже сейчас позаботиться о создании механизмов объединения финансов банковской системы и финансов предприятий, как это было сделано в Чехии, а еще ранее – в ФРГ и Японии. Банки должны получить больший доступ к активам предприятий.

       Надо  отметить, что в 2001 году в республике были предприняты определенные шаги в направлении повышения степени сращивания банковского капитала с промышленным. Начиная с июня 2001 года, Национальный банк поднял планку возможного участия банков в уставных фондах других юридических лиц (включая предприятия) с 10 до 25 процентов (на стадии формирования финансово-промышленных групп в таких странах, как Япония и ФРГ, доля банков, входящих в финансовую группу, достигала 40 – 50 % уставных фондов предприятия). В будущем (в особенности для тех банков, которые будут специализироваться на работе на фондовом рынке) это ограничение должно быть еще более мягким. Кроме того, активы предприятий должны стать более ликвидными, иметь рейтинги и котировки на фондовой бирже, покупаться и продаваться.

       Поощрение формирования финансово-промышленных групп и создание для этого необходимых условий должно стать приоритетным направлением институциональной политики государства. Это подтолкнет банки существенно расширить в портфеле их активов инвестиционные кредиты предприятиям банковской группы. Причем это будут высокотехнологичные инвестиционные кредиты, подкрепленные оказанием необходимого для такого рода инвестиций информационного обеспечения, услуг в разработке и экспертизе бизнес-планов, международного лизинга, страхования. В свою очередь, промышленные предприятия, входящие в финансовую группу, будут в большей мере заинтересованы в перечислении части свободных финансовых ресурсов в уставные фонды банков. Подобная мера будет также способствовать объединению предприятий различных отраслей под одной “финансовой крышей” и более равномерному распределению инвестиционных рисков внутри группы, что позволит существенно снизить и системные риски. Дальнейшим принципиальным направлением системных изменений является разработка модели финансовых домов (холдингов), что предполагает расширение банковских групп за счет институциональных инвесторов и небанковских финансовых организаций. Схема устройства финансового холдинга приведена в приложении 1. В него входят банки (группы банков), предприятия, страховые, пенсионные, инвестиционные и трастовые компании (фонды).

       Назрела необходимость в разработке Концепции  финансовых холдингов (домов), сформированных резидентами и действующими в национальных интересах с тем, чтобы иметь возможность предложить соразмерные способы объединения с нерезидентами, которые будут представлены не только в лице нефинансовых предприятий, банков, но также и финансово-промышленных групп. Этот шаг будет означать переход к трехуровневой банковской системе. Соответствующие правовые изменения необходимо внести в Банковский кодекс страны.

       Системообразующим элементом финансовых домов (холдингов) должны стать банки, которые будут обслуживать государственные инвестиционные программы (Белинвестбанк, Белпромстройбанк, Белагропромбанк). Им необходимо придать статус инвестиционных банков с соответствующими полномочиями работы на фондовом рынке и привлечением ресурсов пенсионных, страховых, инвестиционных фондов. Создание сегмента государственных инвестиционных банков потребует значительной институциональной и правовой проработки. В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, провозглашен принцип универсальности банков. Хотя ясно, что не все банки, даже при высокой степени развития фондового рынка, окажутся способными участвовать в операциях фондового рынка с точки зрения господствующего профиля формирования портфеля своих активов и подготовки своего персонала. В России уже столкнулись с проблемой, когда операции коммерческих банков, частично выполняющих некоторые виды инвестиционной деятельности, неэффективны в силу применения универсальных правил и нормативов регулирования ликвидности, а также неприменимости к инвестиционной деятельности (включая фондовую и биржевую) традиционных для коммерческих банков технологий работы и принятия решений. Другая сторона проблемы заключается в том, что профессиональные участники фондового рынка (некредитные организации, позиционирующие себя на фондовом рынке в качестве инвестиционных банков) ограничены в деятельности по причине отсутствия в законодательстве самого понятия “инвестиционного банка” и норм, регламентирующих функционирование такого института.

       Концепция развития рынка ценных бумаг в России, принятая в 2000 году, предполагает разработать и ввести в действие Закон “Об инвестиционных банках и инвестиционно-банковской деятельности”, в котором было бы дано определение и проведено отличие банковской деятельности от инвестиционной. Соответствующие изменения при этом должны быть внесены и в Закон “О банках и банковской деятельности”. Подобное институциональное решение о разграничении инвестиционной и коммерческой банковской деятельности позволило бы в долгосрочном плане создать условия для эволюционного преобразования профессиональных участников фондового рынка, в том числе коммерческих банков, в инвестиционные банки по мере роста собственного капитала и относительного уменьшения их зависимости от привлеченных денежных средств. В качестве мер среднесрочного характера указанная Концепция предлагает внесение необходимых изменений в нормативную базу регулирования деятельности коммерческих банков с целью обеспечения функционального разделения коммерческой банковской деятельности и инвестиционной (профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг).

       Анализируя  российский опыт и проецируя его на нашу финансовую систему, мы не можем найти никаких аргументов для того, чтобы отказаться от формирования у себя в банковской системе сегмента инвестиционных банков и законодательного, нормативного разграничения деятельности универсальных коммерческих банков и инвестиционной деятельности банков как профессиональных участников фондового рынка.

       Учитывая, что согласно Концепции развития банковской системы Республики Беларусь государство выйдет из состава акционеров большинства ныне действующих системообразующих (уполномоченных) банков и сохранит контрольный пакет акций только в 4 банках, призванных обслуживать государственные мероприятия и программы, считаем целесообразным и важным разработать соответствующую нормативную и законодательную базу, которая предусматривала бы придание статуса и закрепление функций инвестиционного банка за Белинвестбанком, Белпромстройбанком и Белагропромбанком.

       Для этого необходимо внести изменения в Банковский кодекс и принять аналогичный российскому Закон “Об инвестиционных банках и инвестиционной банковской деятельности”.

       Стратегической  задачей развития банковской системы  должна стать активизация деятельности банков по привлечению сбережений населения и формированию системы долгосрочных сбережений населения.

       Для содействия формированию долгосрочных сбережений населения с последующим их инвестиционным использованием целесообразно разработать целостный пакет мер по развитию системы долгосрочных сбережений физических и юридических лиц в стране с целью соединить разрозненные шаги, предпринимаемые в этом направлении. Сюда следует включить следующие действия:

  1. Разработать порядок создания специальных целевых инвестиционных депозитных счетов физических и юридических лиц для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ за счет сбережений населения с соответствующей защитой от инфляционного обесценения вкладов;
  2. Разработать порядок размещения на счетах банков и целевого использования на инвестиционное кредитование долгосрочных депозитов институциональных инвесторов (пенсионные, страховые, инвестиционные фонды и компании). Это должно происходить параллельно с реформированием пенсионного обеспечения и развитием рынка страховых услуг и фондового рынка, а еще лучше - в режиме опережения указанных сфер аккумулирования сбережений;
  3. Осуществлять целенаправленное развитие перечня банковских услуг по формированию таких долгосрочных целевых вкладов граждан, как целевые вклады на детей; накопительные вклады на учебу; пенсионные депозиты; вложения в разного рода страховые полисы (пенсионное, медицинское страхование, страхование жизни), акции и другие инвестиционные инструменты. Возможно, привлечение ресурсов институциональных инвесторов следует передать специализированным инвестиционным банкам;
  4. При этом нефинансовые предприятия также должны получить законодательно отрегулированную возможность участия в долгосрочных целевых накоплениях либо непосредственно в банках (через соответствующие целевые депозиты), либо через участие в активах (долях, паях) институциональных инвесторов, либо в формировании целевых сбережений своих работников, аккумулируемых институциональными инвесторами. В этом отношении очень конструктивно заимствование опыта создания системы долгосрочных сбережений в ряде развитых стран (в частности, Германии или Японии);
  5. Следует также предусмотреть соответствующие налоговые льготы вплоть до освобождения от налогообложения той части доходов физических лиц, которая направляется на целевые долгосрочные формы вкладов, связанные со страхованием и инвестициями;
  6. Для поощрения универсальных банков в наращивании долгосрочной составляющей их ресурсной базы следует обеспечить:

               а) контроль со стороны Национального банка за формированием долгосрочной составляющей его пассивов;

               б) реальную экономическую заинтересованность банков в реструктуризации пассивов в направлении удлинения сроков привлеченных ресурсов (как базы инвестиционных кредитов). В частности, желаемый эффект могут дать следующие меры: дифференциация резервных требований по фонду обязательных резервов в зависимости от структуры привлеченных средств и освобождение от обязательного резервирования средств, привлекаемых на срок свыше 3 лет, а также снижение до 50 процентов (или даже полное освобождение) налога на доходы банков, получаемые ими от инвестиционных кредитов.

       Представляется  целесообразным в ближайшее время  подготовить проект преобразования ОАО “Белинвестбанк” в ведущий инвестиционный центр страны. При этом предполагается передача этому банку функций доверительного управления средствами инвестиционных, пенсионных и страховых фондов страны, а также средств, полученных от приватизации объектов государственной собственности. Кроме того, на инвестиционном форуме, прошедшем в ноябре 2002 года в Минске, было высказано мнение о целесообразности разработки проекта привлечения в Белинвестбанк капитала немецкого банка «Кредитанштальт» («Kreditanstalt»). С точки зрения конъюнктуры финансового рынка, для этого сейчас самый подходящий момент, так как на депозитно-кредитном рынке сложились устойчивые положительные процентные ставки. Необходимо создать соответствующие институты долгосрочных накоплений, установить по ним наиболее высокие ставки процента, сосредоточить ресурсы в Минфине и обеспечить их применение в эффективных инвестиционных проектах в приоритетных отраслях и производствах через соответствующие государственные кредитно-инвестиционные программы. Важно использовать реальный интерес населения и предприятий в долгосрочных накоплениях (на нужды образования, здоровья и медицинского обслуживания, страхования, пенсий, жилищного строительства, приобретения недвижимости, ценных бумаг (в том числе корпоративных), товаров длительного пользования и т.п.). К тому же нужно параллельно и выборочно (по мере успеха инвестиционных проектов) проводить реформу оплаты труда, направленную на существенное повышение оплаты труда в науке, наукоемких и высокотехнологичных отраслях или отраслевых сегментах. Это - мощный инвестиционный долгосрочный ресурс.

       Кроме ОАО “Белинвестбанк” возможно подключение к этой системе других инвестиционных банков. Наиболее оптимально образовать государственный сегмент банков долгосрочного инвестиционного кредитования (на 3 - 5 и более лет). Поскольку, как показал наш собственный опыт, когда мы вменяем обязанность долгосрочного кредитования всем банкам, от этого страдает ликвидность банковской системы и в конечном итоге возникает потребность в эмиссионном покрытии недостатка ликвидности.

Информация о работе Инвестиционные процессы в контексте развития финансовых институтов в Республике Беларусь