Инвестиционные процессы в контексте развития финансовых институтов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Инвестирование играет ключевую роль фундаментальных экономических процессов, протекающих как во всей экономике, так и на отдельных предприятиях. От качественных и количественных характеристик инвестиций зависит производственный потенциал страны, эффективность его функционирования, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства. Решение многих социальных проблем, таких как условия труда, уровень жизни населения, безработица на прямую связаны с инвестиционными процессами и их эффективностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3

1. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ

ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………...4

1.1. СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ, СПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОСТОЯНИЕ

ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ……………………………...………………………...4

1.1.1. Факторы, локализующиеся в реальном секторе…………………………4

1.1.2. Факторы, локализующиеся в бюджетном и банковском секторах……..5

1.1.3. Факторы, локализующиеся во внешнем секторе………………………...6

2.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ НАКОПЛЕНИЯ…………………..8

2.1.1. Структура ВВП………………………………………………………….....8

2.1.2. Бедность населения………………………………………………………...9

3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ…………………………………………………………9

3.1.1. Развитие внутрибанковской системы сегмента инструментов

институционального воздействия на инвестиционные процессы…………………...9

3.1.2 Институциональные реформы в системе финансовых институтов.........12

3.1.3 Развитие фондового рынка………………………………………………..22

2. РАСЧЁТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ………........24

2.1. Задание 1………………………………………………………………………...24

2.2. Задание 2………………………………………………………………………...35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………………....

Работа содержит 3 файла

Расчёты инвестиций 1.xls

— 51.50 Кб (Открыть, Скачать)

Расчёты инвестиций 2.xls

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Курсовая по инвестициям.doc

— 775.50 Кб (Скачать)
 

       1.1.3. Факторы, локализующиеся во внешнем  секторе.

       Эти факторы выражаются в слабом притоке инвестиций из-за рубежа, как в реальный сектор, так и в банковскую систему.

       Беларусь  имеет один из самых низких среди стран Центральной и Восточной Европы показатель привлечения иностранных инвестиций в страну по всем каналам инвестирования: кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций, прямые и портфельные иностранные инвестиции (диаграммы 2 и 3). 
 
 
 
 
 
 
 

       Портфельные инвестиции в акции в страны Центральной  и Восточной 

       Европы. 

         

       Диаграмма 2 

       Прямые  инвестиции в страны Центральной и Восточной Европы. 

         

       Диаграмма 3

       Ощутимо низка и доля иностранного капитала в банковской системе. В совокупном уставном фонде белорусских банков доля иностранного инвестора составляет около 9 процентов. При этом российские банки обеспечивают почти половину всего присутствия иностранного капитала в банковской системе Беларуси. По принятым в Республике Беларусь критериям экономической безопасности доля иностранного инвестора в банковской системе может достигать 25 процентов.

       Таким образом, анализ положения дел в  инвестиционной сфере позволяет обнаружить следующие проблемы:

  • Слабость банковского сектора обусловлена слабостью реального, бюджетного и внешнего секторов. Отсюда решение проблемы преодоления инвестиционного кризиса может заключаться в комплексном финансовом оздоровлении, что предполагает новые общесистемные институциональные решения;
  • Дисбалансы между ресурсной базой банков и структурой их кредитного портфеля по срокам и стимулирование инвестиционной активности банков приводят к еще большей диспропорциональности и росту системных рисков.

       В связи с этим во главу угла содействию инвестиционной активности банков должно быть положено укрепление долгосрочной ресурсной базы, в том числе за счет внешних источников, что предполагает реализацию системы мер по вхождению (интеграции) в мировые финансовые рынки. 

       1.2. Факторы, влияющие на уровень  накопления. 

       Среди важнейших факторов, влияющих на уровень внутренних накоплений, необходимо назвать следующие:

  • Структура ВВП;
  • Бедность населения.

       1.2.1. Структура ВВП.

       Высокая доля материальных затрат в ВВП является результатом устаревшей отраслевой, технологической и воспроизводственной структуры производства. Подобная структура характеризуется высоким удельным весом отраслей материального производства и относительным недоразвитием сферы услуг, а также господством устаревших материалоёмких и энергоёмких технологий, что приводит к уменьшению источников накоплений как в структуре производимого продукта и в сегменте амортизационных отчислений, так и в сегменте доходов предприятий и населения. Если в развитых странах доля заработной платы лиц наемного труда и доходов лиц, самостоятельно занимающихся предпринимательской деятельностью, превышает 80 процентов, то в Беларуси в течение последних 5 лет она находится в пределах

       60 - 70 процентов.

       При этом доля амортизации на протяжении последних лет упала катастрофически и не обеспечивает потребности в замене изношенного оборудования. Причины этого кроются в значительных просчетах амортизационной политики, в частности, в отмене, в первые перестроечные годы, самого фонда амортизации, который был восстановлен только в 1998 году, а также в длительное время практиковавшемся неоправданном занижении норм амортизационных отчислений. Последнее конъюнктурно использовалось как инструмент снижения инфляции в ценовой политике. Кроме того, даже такая начисленная по своим объемам амортизация используется далеко не полностью, а в среднем процентов на 50 - 60 в силу низкой ликвидности предприятий и высокой инфляции. Другими словами, часть начисленных амортизационных фондов используется предприятиями для пополнения запасов оборотных средств, часть - “съедается” инфляцией. В целом же в условиях высокой инфляции использование амортизации на текущие цели является рациональной линией поведения предприятий.

       1.2.2. Бедность населения.

       Структура распределения населения Республики Беларусь по размерам доходов показывает, что реально в процессе накопления и тем самым в формировании депозитов банков участвует лишь около 20 процентов трудоспособного населения. Степень дифференциации денежных доходов населения по группам и разрыв между доходами наиболее богатой и бедной групп населения характеризует так называемый коэффициент Джини. Он показывает степень концентрации ресурсов в руках 10 процентов наиболее богатого населения. В Беларуси коэффициент Джини в 1995 году составлял 0,261, в 1998 - 0,283, в 2000 - 0,27 процента, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в 1995 году - 38,4, в 1998 - 33, в 2000 - 41,9 процента, доля населения с доходами ниже минимального потребительского бюджета в 1995 году - 80,4, в 1998 - 74,5, в 2000 - 76,8 процента. Другими словами, в накоплении, а тем самым косвенно в создании депозитов банков участвует 20 - 25 процентов населения страны.

       Таким образом, состояние сбережений в  стране характеризуется следующими факторами. Во-первых, расслоением населения и исключением его значительной части из процесса накопления. Во-вторых, проблему представляет и незаинтересованность состоятельной части населения Беларуси вкладывать свои накопления в банковскую систему страны и отток их капиталов за границу. В-третьих, опережающий рост потребления (помимо растущего расслоения населения и вывоза капитала за границу) обнаруживает проблему отсутствия необходимых институтов формирования долгосрочных сбережений населения, а также механизмов трансформации этих сбережений в инвестиции. 

       1.3. Основные направления институциональных  изменений в финансовой системе. 

       1.3.1. Развитие внутрибанковской системы  сегмента инструментов институционального воздействия на инвестиционные процессы.

       Прежде  всего, денежно-кредитная политика, проводимая Национальным банком, оказывает влияние на конъюнктурные предпосылки инвестиционной деятельности предприятий. В этом плане в первой половине 2002 года благоприятными факторами инвестиционной конъюнктуры стали снижение темпов инфляции (это дало возможность поступательно понижать ставки процента по кредитам, обеспечить плавную предсказуемую динамику обменного курса белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка, надежное функционирование платежной системы).

       Другим  каналом воздействия банковской системы на инвестиционные процессы в реальном секторе является структурная политика Национального банка, ориентированная на создание соответствующих предпосылок участия банков в инвестиционном процессе. Беларусь является единственной на постсоветском пространстве республикой, где приоритетом деятельности центрального банка является поддержка кредитно-инвестиционной деятельности банков, и в силу этого осуществляются индикативное планирование и мониторинг выдачи банками кредитов на инвестиции в производственную сферу. С 1998 года этот показатель доводится до каждого нормально функционирующего банка и призван обеспечить тот объем кредитования капитальных вложений в объекты производственного назначения, который предусмотрен годовой инвестиционной программой страны. Участие банковской системы в инвестировании в объекты производственного назначения в соответствии с государственной инвестиционной программой страны на 2002 год предусмотрено в объеме 457 млрд. рублей (или в 2,2 раза больше, чем в 2001 году).

       В ближайшие годы необходимо проработать сценарии и механизмы согласованного воздействия конъюнктурной и структурной политики на инвестиционный процесс.

       Здесь можно обозначить следующие проблемы.

       В течение последних пяти лет кредиты банков были весомым источником финансирования инвестиций. Однако ресурсы, которые можно почерпнуть из этого источника, ограничены размером внутренних накоплений и банковским потенциалом. Выход за его пределы означает новую денежную эмиссию, что отрицательно скажется на общей экономической ситуации. Процентная политика находится в тисках дилеммы: с одной стороны - сделать кредитные ресурсы более доступными для предприятий, то есть более дешевыми, с другой - укрепить белорусский рубль и обеспечить его стабильный курс на валютном рынке, что предполагает обеспечение, прежде всего положительных реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке. При высоком и сохраняющемся длительное время уровне инфляции решение указанных противоречащих друг другу задач приводит к необходимости установления и поддержания высоких ставок рефинансирования и ставок процента по кредитам. При положительных стабилизационных результатах курса на поддержание положительных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке (таких, как сдерживание инфляции, обеспечение единого обменного курса и удержание курса в заданных прогнозом рамках девальвации) стали неизбежны и отрицательные последствия. К ним следует, прежде всего, отнести:

  • Отсечение многих инвестиционных проектов, которые в силу того, что их рентабельность не превышает ставок процента по кредитам, становятся неэффективными;
  • Деформацию уровня доходности на рублевом и валютном сегментах депозитно-кредитного рынка. Это приводит к тому, что на внутреннем кредитном рынке все больше работают иностранные валютные ресурсы, а не национальная валюта. Тем самым курс национальных денег поддерживается сокращением сферы их применения в народном хозяйстве;
  • Поддержание непомерно высокой доходности по рублевым кредитам становится обременительным для банков. Они стремятся найти выход в разнице процентных ставок по депозитам юридических и физических лиц. Однако тем самым идет перекачка доходов от предприятий к населению (домашним хозяйствам) и финансовые ресурсы предприятий истощаются.

       Ограниченные  инвестиционные ресурсы банков использовались по двум главным направлениям: во-первых, на финансирование дефицита бюджета, включая инвестиции в рамках государственного бюджета и прежде всего по объектам, включенным в государственные инвестиционные программы, и во-вторых, на непосредственное кредитование банками предприятий, в том числе в рамках государственных инвестиционных программ.

       В результате политики денежной экспансии  и дефицита государственного бюджета, на покрытие которого направлялась подавляющая  часть денежной эмиссии, обострились инфляционные процессы. Ситуацию в инвестиционной сфере в сегменте производственной сферы и обновления основных фондов ухудшала преимущественно социальная ориентация государственных инвестиционных программ. Главной сферой кредитной и бюджетной поддержки стало финансирование инвестиций в жилищное строительство, базирующееся на эмиссионном кредитовании государственных программ в области жилищного строительства.

       С 2000 года в Беларуси было предпринято ужесточение денежно-кредитной политики, обеспечившее снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Установление положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая в сравнении с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 года - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.

       В Беларуси достаточно сильная степень вмешательства государства в экономику, которая досталась нам в наследство от планового хозяйства, но такая модель вмешательства в экономику должна быть переделана, чтобы эффективно решать стратегические задачи. Мы ощущаем недостаток стратегического планирования, прежде всего в сфере инвестиций и финансов под инвестиции. Экономика страны ориентирована на достижение количественных параметров роста, а качество роста отошло на второй план. Наглядное подтверждение тому - уровень бюджетной поддержки высокотехнологичных инвестиций.

       Инвестиции  в высокоэффективные объекты, на финансирование которых выделяются средства республиканского бюджета на конкурсной основе, составляют на протяжении нескольких лет менее 3 процентов расходов на капитальные вложения в основные фонды консолидированного бюджета. Очевидно, что при таких параметрах структуры инвестиций решение задачи выхода экономики на новый качественный уровень, обеспечение устойчивого долговременного экономического роста, повышение конкурентоспособности отечественной экономики является весьма проблематичным. В связи с этим задачей исключительной важности является организация эффективного распределения ограниченных бюджетных средств и кредитных ресурсов банков и направление их в технологически прогрессивные и перспективные сферы.

Информация о работе Инвестиционные процессы в контексте развития финансовых институтов в Республике Беларусь