Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

 Дипломатические ранги вводятся  внутренним правом каждого государства  и предусматриваются для всех  его должностных лиц, ведущих  в рамках министерства иностранных  дел работу по осуществлению официальных сношений с иностранными государствами. В международной дипломатической практике имеются следующие ранги:

 

¨       Чрезвычайный и  Полномочный Посол

 

¨       Чрезвычайный и  Полномочный  Посланник первого  класса

 

¨       Чрезвычайный и Полномочный  Посланник второго класса

 

¨       Советник первого  класса

 

¨       Советник второго  класса

 

¨       Первый секретарь  первого класса

 

¨       Первый секретарь  второго класса

 

¨       Второй секретарь  первого класса

 

¨       Второй секретарь второго класса

 

¨       Третий секретарь

 

¨       Атташе

 

Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом, миссия –  Посланником или Поверенным в  делах. Последнего следует отличать от Временного Поверенного в делах, который в отсутствие  посла может временно возглавлять посольство.

 

Посольства и миссия – это  два вида дипломатических представительств. В настоящее время укрепилась тенденция к повышению уровня дипломатических представительств до посольств. Преобразования дипломатических  представительств из одного уровня в другой происходит, когда отношения между отдельными государствами  становятся более тесными и дружественными. В таких случаях, правительства соответствующих стран, желая подчеркнуть состояние качественных международных отношений решают повысить уровень своих дипломатических представительств и преобразовать их из миссий в посольства, а посланников, которыми обменивались до этого решения, возвести в ранг послов.

 

Посольство Республики Казахстан  является государственным органом  внешних сношений, ее высшим дипломатическим представительством в стране пребывания. В своей деятельности посольство руководствуется положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Конституцией Республики Казахстан, казахстанским законодательством, Указами Президента Республики Казахстан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Казахстан, а также нормативными документами и указаниями Министерства иностранных дел.    

 

Назначение  главы дипломатического представительства.

 

Перед назначением  необходимо запросить согласие –  агреман правительства той страны, куда назначается дипломатический  представитель. Агреман – ( происходит о французского слова agrement < agreer - одобрять)  предварительное согласие одной страны на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя другой страны. Для чего запрашивается агреман? Во-первых, в силу общепризнанной международной практики. Без запроса агремана и без его получения назначить дипломатического представителя нельзя. Во-вторых,  ни одно правительство не примет в свою страну лицо, которое в печати или в устной форме выступало с негативными заявлениями против внешней политики этого государства. Правительство страны пребывания имеет право рассчитывать на то, чтобы к ним прибыл человек, который лояльно и объективно участвует в практике международных отношений. Получив соответствующее указание от своего внешнеполитического ведомства, представитель посещает Министерство иностранных дел страны пребывания и в устной форме сообщает об оставлении своего поста в этой стране и о поручении запросить агреман на другую кандидатуру. В дополнение к устному заявлению, вручается вся необходимая информация о лице, на которого запрашивается агреман. В международной практике встречаются случаи запроса агремана по телефону. Как правило, это распространяется на видных государственных деятелей, чье имя и проводимая политическая деятельность не вызывает сомнений. Международная практика требует полного сохранения в абсолютной тайне факта запроса агремана.

 

Ответ на запрос агремана дается в короткий срок, если не имеется каких-либо политических соображений. Срок дачи ответа – своего рода показатель состояния отношений  между двумя странами. Правилами  дипломатического этикета не принято  напоминать о запрашиваемом агремане, или просить ускорения в получении ответа. Ответ о даче агремана дается таким же путем, что и запрашивается, т.е. устно или письменно. Дипломатический представитель, получивший агреман является persona grata, т.е. желательным лицом в данном государстве. Если лицо нежелательно  для пребывания в данном государстве, то его объявляют persona non grata. При этом причины отказа не сообщаются. Любой дипломатический работник, которому предъявлено требование о выезде, считается persona non grata

 

До отъезда  посла соответствующий отдел  министерства иностранных дел подготавливает  дипломатическому представителю верительные  грамоты и отзывные грамоты его  предшественнику. Отзывная грамота  – документ, сообщающий об отзыве дипломатического представителя с занимаемого его поста. Они адресуются главе государства, при котором был аккредитован дипломатический представитель, подписываются главой государства, назначившего дипломатического представителя, и скрепляются подписью министра иностранных дел. В преамбуле отзывных грамот в краткой форме сообщается о факте отзыва дипломатического представителя; о причинах отзыва; выражается надежда, что деятельность дипломатического  представителя будет содействовать поддержанию и развитию дипломатических отношений между государствами. В дипломатической практике некоторых государств после отъезда отозванного дипломатического представителя глава государства, в которой был аккредитован этот представитель, посылает главе государства, назначившего дипломатического представителя, отпускные грамоты. Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем. Какого-либо ответа на отпускные грамоты давать не принято.

 

Прекращение деятельности дипломатического представительства.  Дипломатическое представительство  полностью прекращает свою деятельность в стране пребывания в случае приостановления или разрыва дипломатических отношений между двумя странами. В международной практике возможен и другой вариант – например, объединение двух государств влечет за собой ведение внешней политики объединенным правительством и прекращение своих функций всеми дипломатическими представительствами в одной из объединившихся стран.

 

Функции дипломатического агента прекращаются в соответствии со статьей 43 Венской  Конвенции о дипломатических  сношениях:

 

¨     по истечении срока, если они имели определенный срок и он не был продлен;

 

¨     по уведомлении правительством аккредитующего государства правительства  государства пребывания о том, что  функции дипломатического агента прекращаются (отозвание);

 

¨     по уведомлении государством пребывания (в соответствии с положением об объявлении дипломатического представителя persona non grata), что оно отказывается признавать дипломатического агента сотрудником представительства.

 

Дипломатическая миссия прекращает свою деятельность со смертью дипломатического представителя. Пост главы представительства замещается старшим по рангу членом дипломатического персонала в качестве временного поверенного в делах. Миссия также заканчивается, если то или иное государство прекращает свое существование.

 

В соответствии со статьей 45 Венской  Конвенции о дипломатических  сношениях в случае разрыва дипломатических  отношений между двумя государствами, а также окончательного или временного отозвания представительства:

 

а) государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять помещения дипломатического представительства вместе с его имуществом и архивами;

 

б)   аккредитующее государство  может вверить охрану помещений  своего представительства вместе с  его имуществом и архивами представительству какого-либо третьего государства, приемлемому для государства пребывания;

 

в)    аккредитующее государство  может вверить защиту своих интересов  и интересов своих граждан  представительству какого-либо государства, приемлемому для государства пребывания.

 

 

 

3. Функции, привилегии и иммунитеты  дипломатических представительств.

 

Неверно утверждение о том, что  наличие развитой договорной основы статуса дипломатических представительств и их персонала полностью обеспечивает потребности дипломатической практики. К причинам эволюции института дипломатических представительств относят:

 

·                        усиление взаимозависимости государств;

 

·                        расширение контактов между государствами;

 

Принятие основных международно-правовых документов в области дипломатического права отражает определенные исторические периоды развития международных отношений. Однако, все чаще в международно-правовой практике встречаются случаи, когда некоторые вопросы правового статуса дипломатического представительства и их персонала не получили надлежащего разрешения. Например, не определен статус дипломатических курьеров, иммунитет временной резиденции дипломата, статус внутренней службы, дипломатическое убежище. Все эти пробелы в правовом регулировании – потенциальный источник конфликтных ситуаций в отношениях между государствами.

 

В дипломатической практике государств, в трактовке правовых норм, регулирующих статус дипломатических представительств и их персонала, произошли изменения, которые вызвали изменения в правовом регулировании. Возникла объективная необходимость дальнейшей кодификации норм дипломатического права, пересмотра Конвенции. В этом отношении представляет интерес, в частности, работа, проделанная Комиссией международного права ООН по подготовке проекта статей о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером.

 

Дипломатическое представительство  осуществляет функции представительства  государства в стране пребывания. Защищает интересы своего государства, ее организаций, представителей, юридических и физических лиц в пределах, допускаемых международным правом. Кроме того, в функции дипломатического представительства входят введение переговоров и поддержание официальных контактов с государственными органами страны пребывания; изучение всеми законными средствами внутриполитического положения, деятельности всех органов власти, тенденций политического, экономического и социального развития в стране пребывания, ее внешней политики. Деятельность дипломатического представительства должна содействовать развитию отношений между государствами в области экономики, культуры, науки и других сферах.

 

Понятие иммунитета является узловым  в дипломатическом и консульском  праве. Латинское слово immunitas  означает независимость, неподверженность. Следует различать привилегии и иммунитет, определяемые в международных соглашениях. Под привилегиями понимаются особые правовые преимущества глав государств и их представителей. Наиболее существенными из этих преимуществ являются право на усиленную защиту от посягательств и оскорблений, право пользования в определенных случаях специальными знаками и эмблемами (например, своим флагом), право на свои специальные средства связи с заграницей (курьеры, шифрованные сообщения) и другие. Под иммунитетом понимается принцип изъятия глав государств, глав и членов правительств, членов парламентов и представителей иностранных государств, а также имущества и государственных кораблей за границей от принудительного воздействия со стороны суда, финансового аппарата ми службы безопасности страны пребывания, изъятия, и в частности от исков, арестов, обысков, допросов и т.д.

 

В доктрине международного права существуют тенденции в международно-правовом регулировании статуса дипломатического представительства и их персонала. Для международно-правового регулирования характерно наличие двух тенденций: одной, направленной на ограничение иммунитетов и привилегий, и другой, направленной на их расширение. Они обусловлены объективными противоречиями между интересами государства пребывания и интересами направляющего государства. На первый взгляд, такого противоречия не должно быть, так как каждое государство в принципе является и государством пребывания, и направляющим государством. Однако между государствами неизбежны различия в политической системе, численности населения, географическом положении, характере финансовых и иных возможностей, реальном влиянии данного государства на международной арене. Эти факторы приводят к тому, что на том или ином этапе у каждого государства преобладают интересы либо направляющего, либо государства пребывания. В настоящее время встречаются следующие тенденции:

 

·                        Большинство западных стран выступали  за расширение круга дипломатических иммунитетов и привилегий. Стремление к стабильному и надежному обеспечению нормального функционирования дипломатических представительств проявляется в отсутствии грубого нарушения иммунитетов и привилегий иностранных дипломатических представительств.

 

·                        С другой стороны, в ведущих западных государствах, особенно в Великобритании, США, Канаде, Франции, все отчетливее проводится политика, направленная на ограничение дипломатических иммунитетов  и привилегий путем применения норм административного права. Одной из важных причин ограничительного подхода к дипломатическим иммунитетам и привилегиям являются внутриполитические соображения, стремление правительств государств пребывания отреагировать на недовольство общественности западных стран многочисленными случаями злоупотребления иммунитетами и привилегиями со стороны иностранных дипломатических представительств.

 

Тенденция к ограничению дипломатических  иммунитетов и привилегий поддерживается в основном освободившимися государствами. Это можно объяснить тем, что последние вынуждены участвовать в дипломатических отношениях чаще всего в роли государств пребывания, а не аккредитующих, поскольку финансовые и кадровые проблемы, стоящие перед ними, не позволяют им содержать за границей адекватного по сравнению с развитыми государствами количества дипломатических представительств. К примеру, в ряде освободившихся стран в одностороннем порядке установлены квотные ограничения на численность персонала иностранных дипломатических представительств (Боливия, Ливия, Сингапур); введены ограничения на контакты дипломатов с местными должностными лицами (Бангладеш, Бенин, Индонезия, Танзания);предусмотрен разрешительный или уведомительный порядок передвижения иностранных дипломатов (Бирма, Кения, Нигерия, Судан);досмотр иностранной дипломатической почты (Непал).

 

Таким образом, в условиях, когда  назревают объективные предпосылки  для дальнейшей кодификации норм дипломатического права, преобладает  тенденция, направленная на ограничение  дипломатических иммунитетов и привилегий.

 

Выше рассмотренные позиции  касались, в основном, международно-правового  регулирования. Но на практике возникает  необходимость разрешения проблем, связанных со спецификой каждого  государства пребывания и находящихся  вне международно-правового регулирования. Важную роль в государственно-правовом регулировании играет национальное законодательство государства пребывания. Следует учитывать, что при этом законы и правила государства пребывания не должны противоречить его договорным обязательствам. В случае коллизии законодательной нормы и нормы договора, в котором участвует данное государство, применяется норма договора.

Информация о работе Международное публичное право