Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

    Решения в Международном  Суде принимаются большинством  голосов присутствующих судей,  при этом кворум составляет голоса девяти членов Суда. В случае разделения голосов поровну, председатель Суда имеет право решающего голоса. Международный Суд обязан решать передаваемые ему споры на основании международного права, руководствуясь при этом международными конвенциями, международными обычаями, признанными в качестве правовой нормы; общими принципами права, признанными цивилизованными народами. В качестве вспомогательного средства для определения правовых норм используются судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов. Международный Суд может решать дела, исходя из начал справедливости, если с этим согласятся спорящие стороны.

 

    Состав судей Международного  Суда называется камерой. По  мере необходимости Международный  Суд создает одну или несколько камер в составе трех и более судей.

 

    С 1946 года Международный  Суд вынес 23 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема  в члены ООН, возмещения за  ущерб, понесенный на службе  ООН,  территориального статуса  Юго-Западной Африки и Западной Сахары. Кроме того, консультативные заключения касались решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции ООН и применимости Соглашения о Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. В июле 1996 года были вынесены консультативные заключения в ответ на запрос Всемирной организации здравоохранения о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте, а также запрос Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным оружием или его применения.

 

    В настоящее время  в Международном Суде рассматриваются  следующие споры:

 

-       Делимитация  морской границы и территориальные  вопросы между Катаром и Бахрейном.

 

-       Вопросы толкования  и применения Монреальской конвенции 1971 года, возникшие в связи с воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенного Королевства.

 

-       Вопросы толкования  и применения Монреальской конвенции  1971 года, возникшие в связи с  воздушным инцидентом в Локерби – Ливийская Арабская Джамахирия против Соединенных Штатов Америки.

 

-       Нефтяные платформы  (Исламская Республика Иран против  Соединенных Штатов Америки).

 

-       Применение Конвенции   о предупреждении преступления  геноцида и наказания за него (Босния и Герцеговина против Югославии).

 

-       Вопросы разграничения  сухопутной и морской границ  между Камеруном и Нигерией.

 

-       Вопросы юрисдикции  в отношении рыболовства (Испания  против Канады).

 

-       Споры в отношении  острова Касикили/Седуду (Ботсвана/Намибия).

 

-       Применение норм  Венской конвенции о консульских  сношениях в споре между Парагваем  и Соединенными Штатами Америки.

 

    Секретариат -  административный  орган ООН. Ст. 97 Устава определяет  состав Секретариата следующим  образом:     « состоит из Генерального Секретаря и такого персонала, который может потребоваться для Организации». Персонал Секретариата назначается Генеральным Секретарем согласно правилам, установленным Генеральной Ассамблеей. Каждый сотрудник дает присягу не запрашивать и не получать  инструкцию от какого-то ни было правительства или другой власти, не имеющего отношения к ООН. При приеме на службу и определении ее условий Устав предписывает руководствоваться необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности и уделять должное внимание важности подбора персонала на возможно более широкой географической основе.

 

    Секретариат в соответствии  с возложенными на него полномочиями  должен обеспечивать обслуживание  органов системы Организации Объединенных Наций, выполнять выработанные ее программы и проводить установленные ООН политику. В частности, Секретариат ООН

 

-       информирует  и консультирует Генерального  Секретаря по различным вопросам, которые входят в компетенцию ООН;

 

-       принимает, переводит,  печатает и распространяет документы,  доклады и резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН, ее комитетов,  органов;

 

-       обеспечивает  устный перевод произносимых  на заседаниях выступлений;

 

-       составляет, печатает, рассылает отчеты о заседаниях сессии;

 

-       хранит документы  в архивах, рассылает документы  Генеральной Ассамблеи государствам-членам  ООН;

 

-       регистрирует  и изучает международные договоры, заключенные членами ООН.

 

Правовое положение персонала  регулируется положением о персонале от 2 февраля 1952 года, утвержденным резолюцией Генеральной Ассамблеи согласно статьи 101 Устава ООН. Персонал секретариата делится на специалистов, сотрудников полевой службы, сотрудников общего обслуживания и хозяйственно-технический персонал. К специалистам относятся должностные лица, состав технического персонала включает в себя секретарей, машинисток, курьеров и других работников. Прием на работу в Секретариат осуществляется по двум видам найма: на основе постоянных (до достижении пенсионного возраста) и временных контрактов (этот вид найма составляет 30% работников Секретариата).

 

    На первоначальном этапе  становления и развития ООН  персонал Секретариата в основном  составляли представители США,  Великобритании, Франции. В современных условиях, при подборе и расстановке кадров учитывается принцип справедливого географического представительства, а также личные качества, такие как честность, добросовестность, компетентность. В соответствии со статьей 100, «При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал секретариата должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы  отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных перед Организацией».

 

    Возглавляет работу Секретариата  Генеральный Секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет. Срок полномочий может быть продлен на тот же период.                                  Рекомендацию о назначении Генерального Секретаря рассматривают на закрытом заседании и проводят тайное голосование. Личность Генерального Секретаря ООН имеет важное значение в деятельности универсальной организации. Согласно ст. 97 Устава ООН Генеральный Секретарь «является главным административным лицом Организации».

 

    При разработке проекта  Устава ООН предлагались различные  варианты названия главного должностного  лица Секретариата: посредник, президент,  генеральный директор. В частности  Франклин Делано Рузвельт настойчиво  предлагал использовать понятие  «посредник». По его мнению этот вариант наилучшим образом отвечал бы задачам главы штаб-квартиры международной организации. В окончательном варианте страны-учредители договорились, что основной пост в Секретариате будет называться «Генеральный секретарь».

 

    В своей деятельности Генеральный секретарь, в соответствии с уставными положениями «действует в этом качестве на всех заседаниях Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, Экономического и Социального Совета и Совета по опеке и выполняет также и другие функции, которые возлагаются на него этими органами…» (ст. 98).

 

    Выполняемые Генеральным  секретарем функции можно условно  разделить на политические и  административные. К политическим  функциям главного должностного  лица относятся усилия по урегулированию  конфликтов между государствами. Генеральный секретарь имеет права доводить до Совета Безопасности сведения о любых спорах, которые по его мнению, угрожают международному миру и безопасности. Административные функции Генерального секретаря сводятся к следующему:

 

Ø дача общих директивных указаний департаментам, управлениям и другим подразделениям Секретариата;

 

Ø координация всей деятельности системы  Организации Объединенных Наций;

 

Ø руководство работой всего  персонала Секретариата по обслуживанию главных органов ООН;

 

Ø представляет Генеральной Ассамблее  ежегодный отчет о работе ООН;

 

Ø представляет Организацию Объединенных Наций в работе международных  конференций, проводимых под эгидой ООН.

 

    За период существования  Организации Объединенных Наций  должность Генерального секретаря занимали:

 

1.  Трюгве Ли  (Норвегия) –  февраль 1946 г. - апрель 1953 г. Норвежский  государственный деятель, дипломат, юрист. Он проводил политику  пособничества империализму. Это  проявилось во время корейской  войны, когда Трюгве Ли  стал оправдывать интервенцию США и их союзников в Корее.

 

2.  Даг Хаммаршельд (Швеция) –  апрель 1953 – сентябрь 1961 г. Шведский  государственный деятель и дипломат. Это был одаренный человек  и умелый дипломат. Д. Хаммаршельд  погиб при загадочных обстоятельствах в авиационной катастрофе в Африке, куда он вылетел для ведения переговоров с катангскими сепаратистами в период конголезского кризиса. Ему установлен памятник у входа в главное здание ООН на Ист-Ривер в Нью-Йорке. Даг Хаммаршельд удостоен Нобелевской премии мира в 1961 году (посмертно).

 

3.  У Тан (Бирма) – ноябрь 1961 г. – ноябрь 1971 г. Бирманский  дипломат. После трагической гибели  Д. Хаммаршельда, с ноября 1961 года  являлся исполняющим обязанности,  а с 1962 года по 1971 год – Генеральным  секретарем ООН. Деятельность У Тана получила широкую международную известность. Он проявил себя активным сторонником предоставления независимости колониальным странам и народам, последовательно выступал за осуществление принципов мирного сосуществования, за решение международных конфликтов и споров путем переговоров.

 

4.  Курт Вальдхайм находился  на посту главного должностного  лица ООН с 1972 года в течение  двух сроков. Австрийский государственный  деятель, опытный  дипломат  прошедший в своей карьере  все ступени дипломатической школы. Интересным фактом в истории ООН является то, что К. Вальдхайм объявил о своей готовности работать в качестве Генерального секретаря и на третий срок. Но многочисленные и различные процедуры избрания не принесли успеха. В последующей своей карьере К. Вальдхайм был избран Президентом Австрии.

 

 

5.  Перес де Куэльяр Хавьер  – перуанский государственный  деятель, находящийся на посту  Генерального секретаря с 1981 г.  по 1991 г. Внес большой вклад  в разрешение региональных конфликтов, защиту прав человека.

 

6.  Бутрос Гали Бутрос (Египет) был избран  на этот высокий  пост в декабре 1991 года. Находился  на посту Генерального секретаря  один срок.

 

7.  Кофи Аннан – нынешний  Генеральный секретарь ООН, избранный  в 1997 году. В 2001 году был удостоен  Нобелевской премии мира.

 

Важное значение имеет при вступлении в должность принесение присяги, которая произносится на Генеральной  Ассамблее и имеет следующее  содержание: «Я торжественно клянусь  выполнять со всей преданностью, благоразумием  и сознательностью функции Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, выполнять эти функции и определять свое поведение только интересами Организации Объединенных Наций и не стремиться получать или принимать инструкции в отношении выполнения моих обязанностей от какого то ни было правительства или других властей. не имеющих отношения к Организации Объединенных Наций».

 

 

 

3.Республика Казахстан  - член  Организации Объединенных Наций. 

 

    Республика Казахстан   вступила в состав ООН 2 марта  1992 года. Совет Безопасности одобрил без голосования резолюцию, рекомендующую Генеральной Ассамблее принять Республику Казахстан в состав ООН. Казахстанская делегация выступила с программными предложениями по реорганизации ООН, проблемами постконфрантационной эпохи, предложениями о создании фонда миротворческих усилий. ООН приступила к своей деятельности в Казахстане в 1993 году, учредив офисы своих агентств. Например, таких как, ПРООН – Программе развития ООН; ВОЗ – Всемирной Организации Здравоохранения; ЮНЕСКО – ООН по вопросам образования, науки и культуры; УВКБ - Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев; ЮНИДО – ООН по промышленному развитию;  МОТ – Международной Организации Труда и многих других. Казахстан является членом специализированных учреждений ООН, таких как ВОЗ, МАГАТЭ, ИКАО, МБРР, МВФ, ЮНЕСКО.

 

Членство Республика Казахстан  в универсальной международной  организации явилось историческим событием во внешней политике суверенного  государства. Будучи союзной республикой, входившей в состав СССР, Казахстан  опосредованно осуществлял международную правосубъектность Соответственно, государство не имело самостоятельного подхода к решению проблем, стоявших пред международным сообществом. Президент Республики Казахстан в своей книге «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» отмечал: «Политику вхождения в мировое сообщество необходимо строить с учетом должной оценки партнерства трех главных центров рыночной системы –США, Японии и Западной Европы, памятуя о том, что именно они выступили побудительной силой интенсификации мирохозяйственных связей. Взаимодействие с ними открывает также путь в международные финансовые и другие институты, роль которых в мире значительно возросла. Многостороннее сотрудничество и эффективное участие в международных организациях – ООН, МВФ, Всемирном Банке, ГАТТ(ВТО), ЕБРР и других – рассматривается нами как логическое продолжение курса на открытость нашего общества, обеспече7ние экономической и национальной безопасности».

Информация о работе Международное публичное право