Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

    Вступление Казахстана  в ООН имело огромное политическое значение, так как это означало признание суверенитета и независимости нашего государства всем международным сообществом. Республика Казахстан сумела интегрироваться в международное сообщество, занять достойное место среди других государств. Бесспорно, что политическая стабильность государства, геополитические преимущества страны, выполнение взятых на себя международных обязательств, уважение основополагающих принципов и норм современного международного права обеспечили Республике Казахстан положительное отношение со стороны международного сообщества. Инициатива Президента Республики Казахстан по созданию системы коллективной безопасности в Азии, мероприятия по укреплению регионального сотрудничества получили поддержку со стороны Организации Объединенных Наций. Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которая была впервые выдвинута на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, полностью соответствует целям и принципам универсальной международной организации.

 

    Активная позиция Казахстана в области разоружения и укрепления режима нераспространения ядерного оружия заслуживают внимания мирового сообщества. Присоединение Казахстана к Договору СНВ-1 и Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) приветствовалось главами государств и правительств на 49-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Конференции ООН по продлению действия ДНЯО в 1995 году

 

    Республика Казахстан  имеет четкие позиции в отношении  всех важнейших вопросов, волнующих  мировое сообщество. Являясь членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации Межпарламентского Союза, Организации Экономического сотрудничества, Казахстан внес конструктивные предложения в проект резолюций Генеральной Ассамблеи, посвященным укреплению сотрудничества этих организаций с Организацией Объединенных Наций.

 

    Разделяя мнение государств-членов  ООН о необходимости расширения  и укрепления миротворческих  усилий, в декабре 1995 года Казахстан,  Кыргызстан и Узбекистан подписали  Соглашение о создании совместного миротворческого батальона в Центральной Азии под эгидой ООН. Более того, всем правительствам  было предложено начать формирование фонда миротворческих усилий ООН по формуле «один плюс один». Это означает, что каждое государство, начиная передавать в него один процент от своего оборонного бюджета, ежегодно увеличивает свои отчисления на один процент.

 

    На 49-ой сессии Генеральной  Ассамблеи ООН было принято  295 резолюций Республика Казахстан  выступила в качестве соавтора 20 резолюций. На заседаниях сессии и в Главных комитетах ООН члены казахстанской делегации выступили с 13 официальными докладами.    

 

    Казахстан имеет свою  взвешенную позицию в вопросах  реформирования ООН. Как указывает  Государственный Секретарь, министр  иностранных дел Республики  Казахстан  Токаев К.К.: «С одной стороны, поспешность в перестройке ООН, по нашему м нению, может привести к серьезной дестабилизации глобальной ситуации, ибо по существу демонтажу подвергнется уникальная организация, которая концентрирует в себе пеструю мозаику национальных интересов различных государств – больших и малых. В то же время ООН не может оставаться закостенелой организацией, равнодушной к кардинальным изменениям на геополитической карте мира».

 

    В 1999 году, на 54-ой сессии  Генеральной Ассамблеи ООН развернулась острая дискуссия о соотношении роли государственного суверенитета и в целом роли государства в современных международных отношениях. Позиция Казахстана в этих спорах сводилась к тому, что в современном мире не должно быть центров силы, местной конфронтации и противостояния, навязывания политических установок другим странам. Главной тенденцией современного мира должно стать сотрудничество, устойчивое развитие, диалог с учетом взаимных интересов. В рамках этой очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН развернулось обсуждение по поводу права вето. В ООН рассматривался вопрос о расширении членского состава Совета Безопасности. Казахстан выступил с предложением включить в состав постоянных членов Совета Безопасности Японии и Германии.

 

    Некоторые цифры и факты из деятельности Организации Объединенных Наций  в Республике Казахстан.

 

    Постоянная миссия Всемирного  Банка открылась в Алматы в  1994 году. К 1997 году было одобрено 14 займов на общую сумму 1188 млн. долларов США и потрачено  около 600 млн. долларов США. Основные сферы деятельности  Всемирного Банка в Казахстане: программа займов, экономические и отраслевые исследования, обучение и координация помощи. Международный Валютный Фонд, действовавший в Казахстане с 1992 года, оказывал помощь в финансировании, техническом обеспечении и обучении. Были запущены три программы оказания финансовой помощи, на осуществление которых было потрачено 460 млн. долларов США в период с 1993 по 1995 г.г. Кроме того, в апреле 1996 года, Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд и Правительство Республики Казахстан ввели в действие трехгодичную программу на сумму более 450 млн. долларов США. Международный Валютный Фонд ежегодно организует специальные курсы в Вашингтоне (США), в  Вене (Австрия). Всемирная организация здравоохранения учредила свой офис в 1993 году. Основными приоритетами ВОЗ были: реформа системы здравоохранения; здоровье матери и ребенка; реформа системы медсестринского ухода; национальная политика в области питания; контроль над инфекционными заболеваниями; разработка политики применения лекарственных препаратов; окружающая среда и здоровье. Перспективы сотрудничества данного специализированного учреждения ООН и Республики Казахстан обозначены в среднесрочной Программе сотрудничества между Министерством здравоохранения Казахстана и региональным офисом ВОЗ в Европе. ЮНЕСКО обосновала свой офис в Казахстане  в 1994 году и провела всесторонний обзор системы образования как основу для займов Азиатского Банка Развития в 1995-1996 гг. Также был реализован проект мониторинга Аральского и Каспийского морей, бывшего ядерного полигона в Семипалатинске. Всемирная организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) продолжает  свою культурную деятельность в Казахстане в рамках своего проекта «Шелковый путь – путь диалога». Генеральной конференцией ЮНЕСКО была принята резолюция, предложенная Казахстаном, по проведению совместных исследований Каспийского моря с участием прибрежных государств. Получили одобрение предложения Казахстана о включении в календарь памятных и юбилейных дат 100-летия со дня рождения Мухтара Ауэзова в 1997 году и 1500-летия со дня основания города Туркестана  в 1998 году. Ведется работа по включению в Перечень всемирного культурного наследия Мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи. Впервые обсужден вопрос об отнесении национального парка «Алтын Емел» к объектам, находящимся под охраной ЮНЕСКО, что в полной мере соответствует Конвенции об охране культурного и природного наследия.

 

    Специализированными учреждениями  ООН были выдвинуты и другие предложения по обеспечению устойчивого развития, борьбе с нищетой, по обеспечению занятости, социального развития и социальной защиты, здравоохранения, стабилизации экологической обстановки, обеспечение равных прав мужчин и женщин, а также получение доступа к соблюдению международных документов, касающихся беженцев. Главными результатами деятельности ООН в Казахстане явились утвержденный график выработки Стратегии социального развития, а именно: учреждение Бюро по правам женщин, организация семинара практикума по проблемам охраны здоровья, борьбы с ВИЧ/СПИД инфекцией, подготовка национального отчета по человеческому развитию; Конференция СНГ по делам беженцев и мигрантов, организованная ОБСЕ и УВКБ.

 

    Таким образом, деятельность  Республики Казахстан в рамках Организации Объединенных Наций отвечает общепризнанным нормам и принципам Устава ООН. Казахстан будет продолжать тесное сотрудничество с международными организациями, входящими в систему ООН и активно участвовать в разрабатываемых ими проектах.

 

 

 

ТЕМА 6. Дипломатическое и консульское  право.

 

1. Понятие дипломатии в современном  мире. Понятие, источники дипломатического  права. 

 

Понятие «дипломатия» произошло от греческого слова diploma-лист, документ, сложенный вдвое. В первоначальном значении «держатель диплома», т.е. рекомендательной или верительной грамоты, которое выдавалось официальным лицам, которые отправлялись в провинцию или за границы государства.

 

В широком смысле дипломатия –  это официальная деятельность по представительству субъектов международного права, по развитию отношений мира и мирного сосуществования, по защите мирным путем прав и интересов участников международных отношений. Дипломатия – это одно из средств осуществления внешней политики государства с помощью допустимых по международному праву специальных дипломатических мероприятий, приемов и методов.

 

В узком смысле дипломатия – это  искусство ведения переговоров  и заключения договоров, соглашений. Необходимо подчеркнуть, что это  искусство основывается на знании законов  развития общества, изучении истории международных отношений, истории отдельных стран, международного права, конституционного права отдельных стран, иностранных языков.

 

В истории развития человеческого  общества вопросы внешней политики государств, его важнейшего средства – дипломатии-  всегда занимали видное место. От эффективного решения этих вопросов решалась судьба целых народов, государств, вступавших в конфликты друг с другом.

 

Основным проводником и исполнителем дипломатических функций является имеющийся во всех государствах дипломатический аппарат в виде центральных и заграничных органов (Министерство иностранных дел, посольства, миссии, консульства), в которых постоянно работают специально отобранные и подготовленные дипломатические кадры. Система работ этих кадров составляет дипломатическую службу государства, являющейся важнейшим звеном государственной службы. Дипломатический аппарат – это часть государственного аппарата, направление и содержание деятельности которого определяется характером социально-экономического, политического строя государств.

 

Совершенствование дипломатического аппарата, улучшение подбора и  подготовки дипломатических кадров, изучение и использование лучшего  опыта дипломатии, наконец, разработка и развитие научных его основ  – важные задачи, стоящие перед всеми государствами, заинтересованными в использовании дипломатии для мирного решения международных вопросов, для укрепления политики мира и мирного сосуществования.

 

Дипломатия – это составная  часть внешней политики, международной  деятельности государства. Именно внешняя политика определяет цели и задачи дипломатии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, а также форм, средств и методов, используемых для внешней политики.

 

Опыт современной дипломатии показывает использование традиционных и новых форм и методов дипломатической работы в интересах внешней политики независимых государств. Особо важное значение приобретают различные формы дипломатического общения и обсуждения. К таковым относятся личные встречи руководителей государств, двусторонние и многосторонние переговоры на высшем уровне между государствами.

 

Дипломатическая деятельность нуждается  в нормативном обеспечении, правилах ее осуществления в отношении  других субъектов международного права. На протяжении многих веков эти правовые нормы постепенно образовали относительно устойчивую и самостоятельную по предмету регулирования отрасль. В настоящее время дипломатическое право – одна из наиболее упорядоченных с точки зрения кодификации и прогрессивного развития отраслей международного права. Дипломатическое право – это одна из старейших отраслей права. Оно возникло и развивалось прежде всего как посольское право. В начале XX века посольское право превратилось в дипломатическое.

 

Дипломатическое право – это совокупность устанавливаемых в результате соглашения и обеспечения субъектами международного права принципов и норм, которые выражают волю субъектов международного права, участвующих в международном общении; и регулируют положение и деятельность (функции и статус) официальных органов внешних сношений этих субъектов в целях поддержания и упрочения мира и мирного сосуществования.

 

В ряде учебников и учебных пособий  встречается понятие «право внешних  сношений». Концепция права внешних  сношений состоит в том, что объективно данные условия международной жизни, кодификация и прогрессивное развитие норм международного права в этой области привели к тому, что этой отраслью регулируется не только деятельность дипломатических и консульских представительств государств, аккредитованных за рубежом, но и деятельность внутригосударственных органов внешних сношений, специальных миссий, делегаций на международных конференциях, представительства государств при международных организациях и миссии постоянных наблюдателей при них. Именно этим объясняется введение в научный оборот более емкого понятия «право внешних сношений».

 

Основными источниками дипломатического права являются договор и обычай. Венская Конвенция о дипломатических  сношениях 1961 года является основным источником в сфере дипломатической деятельности. Вместе с тем, дипломатическое право регулирует деятельность специальных миссий государств, а также правовой статус представительств при международных конференциях. Это, прежде всего Конвенция о специальных миссиях 1969 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года.

 

Провозглашение независимости  и приобретение суверенитета Республикой  Казахстан расширили политические, экономические, научно-технические, культурные и другие отношения с иностранными государствами. Это создало необходимость обновления форм и методов общения с международным сообществом. Возрастание международных отношений, увеличение казахстанских представительств и количества казахстанских граждан, находящихся за рубежом внесли качественные изменения в содержание дипломатической и консульской служб. Весной 1993 года Казахстан присоединился к международным стандартам в области отправления внешней политики. В соответствии с Венской Конвенцией 1961 г. о дипломатических сношениях, Венской Конвенцией 1963 г. о консульских сношениях Республика Казахстан устанавливает отношения на уровне посольства, миссии или консульского округа. При дипломатических отношениях мы использовали различные формы. К примеру, формой установления дипломатических отношений были личные послания глав государств Президенту Республики Казахстан /CША, Новая Зеландия/, совместное коммюнике министров иностранных дел об установлении дипломатических отношений /КНР, Испания, Австрия/, протокол об установлении дипломатических отношений /Монголия, Франция, Индия/, обмен нотами /ЮАР, Египет, Израиль/. Для консульских отношений наиболее распространенной формой являются подписание консульских конвенций /Российская Федерация, Венгерская Республика/, соглашений о взаимном признании виз /Республика Грузия, страны СНГ/, меморандумов о взаимных поездках граждан и взаимопонимании по выдаче виз /Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Иран/, консульских договоров / Украина, Туркменистан/.

 

  Учитывая опыт зарубежных  государств, Казахстан принимает  собственное законодательство об  организации дипломатической и  консульской служб, совершенствует  работу внешнеполитического ведомства  – Министерства Иностранных дел,  разрабатывает специальные инструктивные материалы о консульской легализации; о порядке истребования документов, касающихся обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, иностранных лиц и лиц без гражданства через учреждения МИД; о порядке учета и регистрации казахстанских граждан за рубежом; о порядке оформления разрешения на постоянное место жительство за границей граждан Казахстана и многие другие.

Информация о работе Международное публичное право