Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций
Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.
·
Тенденция к ограничению
Теоретическое решение данного вопроса обеспечит баланс интересов государства пребывания и аккредитующего государства. С одной стороны, следует обеспечить освобождение дипломатов от досмотра, но, с другой стороны, исключить возможность незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступников, которые могут действовать под видом дипломатов. Одним из возможных вариантов решения данного вопроса могла бы быть разработка и закрепление в международных соглашениях специальной процедуры доступа дипломатов к воздушным судам. Как отмечается в литературе, эта процедура могла бы предусматривать, например, освобождение дипломатов от досмотра при условии уведомления авиакомпании о предстоящем полете конкретного дипломата МИДом государства пребывания.
· Неприкосновенность частной резиденции, свобода передвижения, неприкосновенность бумаг, корреспонденции и имущества.
Одной из особенностей использования временных резиденций является обязанность дипломатов уважать правила проживания в них. Это означает, что дипломаты не вправе запретить представителям администрации этой резиденции входить в нее для выполнения предусмотренных правилами обычных функций. Все иные должностные лица государства пребывания могут войти во временную резиденцию только с разрешения дипломата.
Свобода передвижения имеет важное значение для нормального функционирования дипломатического представительства, в частности для беспрепятственного выполнения таких функций, как информационная, консульская и другие. В целом доктрина международного права допускает возможность лишь временного ограничения свободы передвижения иностранных дипломатов при возникновении в государстве пребывания каких- либо чрезвычайных обстоятельств.
Бумаги и корреспонденция
Необходимость исследования вопроса об иммунитетах и привилегиях административно-технического и обслуживающего персонала обусловлена в первую очередь тем, что значительную часть персонала дипломатических представительств составляют именно эти категории. Административно-техническому персоналу предоставляется объем иммунитетов, почти равный дипломатическому. Обслуживающему персоналу предоставляется всего три иммунитета.
· Проблема служебного иммунитета.
В современной международной
практике служебный (
В доктрине международного права вопрос
со статусом неаккредитованных дипломатов
относится к числу малоисследов
1.
Пересечение территории
2. Въезд в третье государство по служебным делам или в личных целях;
3.
Пребывание на территории
Практический интерес
Некоторые проблемы статуса дипломатических представительств.
В практике и теории современных
международных отношений
В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах. Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.
В дипломатической практике встречаются, хотя и крайне редко, двусторонние соглашения между аккредитующим государством и государством пребывания, регламентирующие организацию и статус внутренней охраны в дипломатических представительствах. Некоторые аспекты деятельности внутренней охраны, затрагивающие компетенцию государства пребывания, часто вызывают острые конфликтные ситуации в отношениях между аккредитующим государством и государством пребывания. К ним относятся следующее:
· Вопрос о пределах компетенции внутренней охраны, особенно в тех случаях, когда она прибегает к принудительным действиям.
· Не урегулированы вопросы ввоза, хранения, ношения и применения внутренней охраны оружия.
Действующее международное право эти вопросы не регулирует. Государство пребывания решают эти вопросы либо применяя нормы действующего законодательства, либо путем издания специальных законов и инструкций в отношении персонала иностранных дипломатических представительств. Демин Ю.Г. в вышеупомянутом источнике предлагает договорной путь как способ урегулирования всего комплекса вопросов, связанных с внутренней охраной, во избежании возникновения коллизионных ситуаций. По мнению автора, такой договор может содержать следующие положения:
-
возможность учреждения
- ее количественный состав;
-
примерный объем ее
- наличие оружия у сотрудников внутренней охраны;
-
координация деятельности и
В международном праве существует традиционный институт дипломатического убежища, под которым в настоящее время понимают предоставление лицу, преследуемому по политическим основаниям, укрытия в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений, на борту военного корабля или военно-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Универсальных соглашений о дипломатическом убежище не существует. Общее международное право в принципе отрицает правомерность дипломатического убежища – его предоставление расценивается как использование помещений представительства в целях, несовместимых с дипломатическими функциями. Предоставление дипломатического убежища допустимо лишь при условии соблюдения закрепленных в конвенциях латиноамериканских стран правил и, в частности, только в тех государствах, которые признают этот институт.
Интересен анализ действующих инструкций и законов США по рассматриваемому вопросу. США в своей практике исходят из того, что существуют две разновидности убежища: дипломатическое убежище, которое может применяться лишь признающих его странах и которое США не признают, и временное укрытие, которое может использоваться в любой стране. Американская практика устанавливает три ограничения:
- укрытие может предоставляться только в том случае, если жизнь ищущего его человека находится в непосредственной опасности от насилия толпы или беззакония властей;
-
укрытие нельзя обещать
- укрытие может предоставляться только как временное средство для спасения невинной человеческой жизни.
Институт временного укрытия используется
также Великобританией и
Таким образом, в современной дипломатической практике существуют эффективные способы обеспечения правового статуса посольств и их сотрудников.
Все эти спорные вопросы имеет теоретическое и практическое значение для суверенного Казахстана. К примеру, в казахстанской практике и теории очень актуален вопрос о единой системе органов дипломатической службы. Эту систему составляют не только Министерство Иностранных Дел, зарубежные представительства, аккредитованные в иностранных государствах и при международных организациях, но и другие государственные органы. К примеру, так называемые конституционные органы внешних сношений. К числу последних, например, можно отнести Президента, Правительство, Премьер-министра, торговые представительства.
4. Правовой статус торговых представительств, специальных миссий.
С начала осуществления внешнеполитических функций бывшего СССР торговые представительства были созданы для осуществления за рубежом монопольного права государства на внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, торговое представительство является представительным органом государства за границей, осуществляющее функции данного государства в области внешней торговли. Торговое представительство является составной частью дипломатического представительства в соответствующем государстве. Оно осуществляет свою деятельность под общим руководством посла (посланника). Во главе торгового представительства находится торговый представитель, назначаемый правительством.
Основные задачи торгового представительства заключаются в следующем:
¨ представление государственных интересов в стране пребывания по всем вопросам внешнеэкономической деятельности и обеспечение их защиты;
¨ проведение
эффективной
¨ содействие развитию экономических отношений страны своего представительства и страны пребывания;
¨ контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности собственных государственных интересов, координация их деятельности в стране пребывания;
¨ защита экономических интересов своего государства и другие.
В соответствии с вышеизложенными задачами, торговое представительство осуществляет некоторые функции за границей. К таковым относятся:
Производство операций по внешней торговле для организаций, участвующих во внешнеторговом обороте.
Выдача разрешений учреждениям, участвующим во внешнеторговом обороте на совершение сделок.
Регулирование н и контроль деятельности организаций, которые имеют самостоятельный выход на внешний рынок.
Выдача разрешения на ввоз товаров, свидетельств о прохождении товаров, разрешения на транзит товаров.
Наблюдение за выполнением участвующими во внешнеторговом обороте организациями в стране пребывания законов о внешней торговле.
Изучение общих экономических условий и торговой конъюнктуры страны пребывания торгового представительства в интересах внешней торговли и другие.
Как часть посольства торговое представительство по смыслу Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 года пользуется всеми полагающимися дипломатическому представительству привилегиями и иммунитетами в полном объеме.
Торговые представительства
Специальные миссии – разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, состоящих из представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых между данными государствами.
История развития дипломатических
отношений возникла именно как дипломатия
специальных миссий. Специальные
миссии многообразные по форме и
по разновидностям дополняют, а иногда
заменяют дипломатические
5. Понятие, источники