Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

 

Ø 11 февраля 1945 года в Ялте состоялась встреча президента Рузвельта, премьер-министра Черчилля и Иосифа Сталина. Руководители государств заявили о своей решимости учредить «всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности». На этой встрече вопрос о процедуре голосования в Совете Безопасности рассматривался вновь. В основном, была одобрена формула, предложенная Рузвельтом. Она предусматривала единогласие пяти постоянных членов Совета при решении всех политических вопросов, за исключением вопросов процедурных и при решении споров, когда член Совета является его участником.

 

Ø   С 25 апреля по 26 июня 1945 года проводилась  конференция в Сан-Франциско - Совещание  Объединенных Наций по вопросам международных  организаций. «…282 делегата представляли 50 стран. Всего же в работе конференции принимали участие почти 5 тысяч человек. Она прошла под знаком единства союзных держав: СССР, США, Англии. Устав ООН был утвержден в тех же формулировках, которые были выработаны в ходе совещаний в Думбартон-Оксе и переговоров в Ялте между руководителями трех великих держав…» так описывает эти исторические события Кутаков Л., работавший заместителем Генерального Секретаря ООН по политическим вопросам и делам Совета Безопасности.

 

Конференция в Сан-Франциско работала в течение двух месяцев, завершилась принятием Устава ООН. Делегаты конференции подготовили учредительный документ международной универсальной организации из 111 статей, который был единогласно принят 25 июня 1945 года. На следующий день, т.е. 26 июня был подписан Устав ООН в здании Мемориала ветеранов войны. В соответствии с п. 3 статьи 110 «Настоящий Устав вступит в силу по сдаче на хранение ратификационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки и большинством других государств, подписавших Устав…». Если провести несложные арифметические подсчеты, то «большинство других государств» – это 24 государства (51-5=46:2 +1=24).  К этому количеству большинства государства прибавляются голоса пяти государств, обозначенных в содержании статьи. Таким образом, для вступления в законную силу учредительного документа ООН необходимо было собрать 29 ратификационных грамот. Последняя ратификационная грамота была сдана 24 октября 1945 года. По условиям вышеупомянутой статьи этот день считается днем создания Организации Объединенных Наций. 

 

Первоначальными государствами-членами  ООН было 51 государство.                      Условиями членства в ООН являются:

 

1/.государство должно быть суверенным, миролюбивым;

 

2/.государство обязано принять  на себя обязательства  в  соответствии с уставными требованиями;

 

3/.государство может и желает  выполнять взятые обязательства. 

 

    Прием государства в  члены организации производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. При систематическом нарушении принципов ООН, государство может быть исключено из ООН Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Рекомендации Совета Безопасности по данным вопросам принимаются на основе принципа единогласия, т.е. необходимо не менее 9 голосов членов Совета, включая голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности. В уставных положениях не нашел отражение тезис о добровольном выходе. Делегация Уругвая в Сан-Франциско предлагала запретить выход из ООН. Это предложение не было поддержано участниками конференции. В 1960 году Индонезия подала заявление о выходе из ООН. Был дан годичный срок для приведение в исполнение всех обязательств государства. Через 6 месяцев Индонезия забрала свое заявление.

 

    В настоящее время  членами Организации Объединенных  Наций  является 189 государств. Данная  организация существует за счет  членских взносов государств. Проблема  нехватки денежных средств в  ООН, финансирование которой, как было указано, зависит  исключительно от взносов стран-членов, не нова. Эта проблема преследует ООН с момента ее создания. Многие государства не платят взносы вовремя и полностью по различным причинам, начиная с технических бюджетных проблем и заканчивая элементарной бедностью. Продолжающийся финансовый кризис ООН включает все эти компоненты, но размах ее становится все более серьезным. Так, например, по данным представительства ООН в Казахстане, на 30 сентября 1998 года страны-члены задолжали ООН более 2,5 миллиардов долларов по текущим и прошлым взносам: 1,8 млрд. долларов на миротворческие цели, 683 млн. долларов в регулярный бюджет ООН и 22 млн. долларов на международные трибуналы. Только 100 государств выплатили свои взносы вовремя и полностью. США на тот период имели задолженность на сумму 1,6 млрд. долларов по текущим и прошлым суммам взносов, т.е. две трети всех долгов в ООН. Эта задолженность остается, несмотря на то, что в 1998 году США внесли 228 млн. долларов, включая 563 млн. долларов в регулярный бюджет и 1.04 млрд. на миротворческие операции. ООН постоянно требуются наличные средства, для покрытия расходов своего регулярного бюджета организация вынуждена брать в долг средства из бюджета на миротворческие операции. В связи с этим, Организация Объединенных Наций не всегда своевременно возмещает расходы странам, предоставляющим снаряжение и воинский личный состав для миротворческих целей. В 1998 году ООН была должна 864 млн. долларов около 70 странам за предоставление воинского контингента и снаряжения. В соответствии со статьей 19 Устава ООН, если на начало года страна должна сумму, равную или большую ее общей задолженности за предыдущие два года, она автоматически теряет право голоса в Генеральной Ассамблеи. Однако, Генеральная Ассамблея может разрешить государству-члену ООН участвовать в голосовании, если она признает, что просрочка платежа произошла по не зависящим от него обстоятельства.

 

     Целями  Организации  Объединенных Наций в соответствии  со статьей 1 являются:

 

Ø поддержание  международного мира и безопасности;

 

Ø принятие эффективных мер для предотвращения и устранения угрозы мира и подавления актов агрессии;

 

Ø разрешение международных споров или ситуаций мирными средствами;

 

Ø развитие дружественных отношений между народами на основе соблюдения принципа равноправия и самоопределения народов;

 

Ø осуществление  международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного  характера;

 

Ø быть центром  для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

 

     В своей деятельности ООН руководствуется  следующими принципами.

 

1.  Принцип  суверенного равенства всех членов  организации.

 

2.  Принцип  добросовестного выполнения взятых  на себя обязательств.

 

3.  Разрешение  возникших споров мирными средствами.

 

4.  Принцип  неприменения силы или угрозой  силой.

 

5.  Принцип  оказания всемерной помощи ООН  во всех ее действиях, предпринимаемых  в соответствии с Уставом.

 

6.  Принцип  обеспечения того, чтобы государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с принципами ООН, т.к. это может оказаться необходимым для поддержания мира и безопасности.

 

7.  Принцип  невмешательства ООН  в дела, по существу входящие во внутреннюю  компетенцию государства.

 

Таким образом, цели и система принципов универсальной  международной организации не противоречит содержанию и основным принципам  международного права.

 

 

 

   2. Структура  Организации Объединенных Наций.

 

    Структура универсальной международной  организации представлена шестью главными и необходимым количеством вспомогательных органов. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат. В соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 года ООН является юридическим лицом; приобретает недвижимое и движимое имущество; распоряжается последними; возбуждает дела в суде. Представители ООН в главных и вспомогательных органах, на конференциях, при исполнении своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно пользуются привилегиями и иммунитетами. Должностные лица ООН не подлежат судебной ответственности, пользуются фискальными и таможенными привилегиями.

 

    За время своей деятельности  Организация Объединенных Наций  проявила достаточную способность  акцентировать свое внимание  на первостепенных проблемах  мира и безопасности. Миротворческие  операции ООН помогают в выполнении  соглашений о мире, наблюдают  за соблюдением достигнутого перемирия, содействуют прекращению военных действий. У ООН нет своей армии. Для проведения миротворческой миссии государства-члены предоставляют войска и снаряжения  на добровольной основе. Получение компенсации производится из специального миротворческого бюджета. Миротворческие миссии создаются и определяются членами Совета Безопасности. Все государства-члены ООН разделяют риск по поддержанию мира и безопасности. С 1945 года 110 стран предоставили свой персонал; наибольшее число войск на текущие миротворческие операции предоставили Пакистан, Бангладеш, Иордания, Польша, Российская Федерация и Канада. В миротворческих операциях участвуют государства, не являющиеся членами данной организации. Например, Швейцария выделает деньги, самолеты, медицинское и другое оборудование на миротворчество. Организация  Объединенных Наций проводит крупномасштабные конференции. Это позволяет мобилизовать национальные и международные органы, неправительственные организации на активные действия; установить международные стандарты и нормы в определении  национальной политики; обсуждение новых предложений и поиска консенсуса. Для обеспечения эффективности деятельности ООН проводит специальные сессии Генеральной Ассамблеи. Например, к числу крупномасштабных конференций можно отнести Конференцию ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро,1992 год; Всемирную конференцию по правам человека, Вена, июнь 1993 г; Международную конференцию по народонаселению и развитию, Каир, 1994 г;  Всемирный Саммит по социальному развитию, Копенгаген, 1995 г; Четвертую всемирную конференцию по правам женщин, Пекин, 1995 г; Вторую конференцию ООН по населенным пунктам, Стамбул, июнь 1996 г. В рамках ООН было разработано и заключено большое количество многосторонних международных соглашений, имеющих важное  значение в вопросах кодификации. ООН имеет  в своем составе ряд автономных международных организаций, созданных на основе межправительственных соглашений и обладающих большой компетенцией в различных областях. Эти организации именуются Специализированными учреждениями, связанные  с ООН через Экономический и Социальный Совет. Центральная штаб-квартира ООН – Нью-Йорк /США/, штаб квартиры европейского отделения  находятся   в Женеве /Швейцария/ и Вене /Австрия/. Возглавляет работу ООН Генеральный Секретарь, избираемый на 5 лет, но не больше чем на два срока. Истории ООН известны семь Генеральных Секретарей. Нынешнее высшее должностное лицо ООН – Кофи Аннан, избранный в 1997г.

 

    Генеральная Ассамблея  ООН –/ГА ООН/ один из главных органов Организации Объединенных Наций, состоящий из всех ее членов. Большое внимание на совещании в Думбартон-Оксе в 1944 году было уделено роли и полномочиям Генеральной Ассамблеи. После длительных дискуссий было оговорено, что Ассамблея имеет право самостоятельно рассматривать вопросы поддержания мира и безопасности. При этом, только Совет Безопасности будет обладать правом выносить обязательные для членов ООН решения и применять принудительные меры. Правовое положение ГА ООН определяется в соответствии с IV главой Устава ООН, статьями с 9 по 22. Каждое государство, член ООН, представлено не более чем 5 представителей, 5 заместителей и необходимое число советников и экспертов. Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые вопросы и дела в пределах Устава ООН, или относящихся к  компетенции любого органа ООН. ГА может обращать внимание Совета Безопасности на ситуации, которые могли бы угрожать международному миру и безопасности, за исключением тех случаев, когда спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности. ГА получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады основных и вспомогательных органов ООН. Кроме того, ГА рассматривает и утверждает бюджет Организации, любые финансовые и бюджетные соглашения со специализированными учреждениями, проверяет их административные бюджеты с той целью, чтобы сделать рекомендации заинтересованным органам.

 

    Возглавляет работу ГА  председатель, имеющий 17 заместителей. В составе Генеральной Ассамблеи  имеются сессионные и вспомогательные  органы, главные комитеты. К примеру, сессионные органы представлены Генеральным комитетом и комитетом по проверке полномочий; вспомогательные. В состав вспомогательных органов входят комиссии и комитеты, например, Комиссия международного права, по правам человека, по праву международной торговли, Комитеты по деколонизации, по использованию космического пространства,  по разоружению. Важное значение в компетенции ГА имеют 6 главных комитетов: по политическим вопросам и вопросам безопасности, по экономическим и финансовым вопросам, по социальным, гуманитарным и культурным вопросам, по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий, по административным и бюджетным вопросам, по правовым вопросам          Генеральная Ассамблея – сессионный орган. Имеются три вида сессий: очередная, специальная и чрезвычайная. Очередная сессия ГА ООН собирается ежегодно, в третий вторник сентября. Специальная сессия  созывается по любому вопросу, если такие требования поступают от Совета Безопасности, большинства членов ООН  или сообщения большинства членов Организации о присоединении к требованию одного из членов ООН о созыве специальной сессии. Такие сессии созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования о созыве. Чрезвычайные   специальные сессии созываются в течение 24 часов с момента получения Генеральным секретарем ООН требования о созыве такой сессии, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых 9  членов Совета, требования большинства членов ООН или  сообщения большинства членов Организации о присоединении к требованию одного из членов ООН о созыве. Чрезвычайные сессии созываются: во-первых, если существует угроза миру;  во-вторых, произошло нарушение мира или совершен акт агрессии, и если Совет Безопасности не может принять надлежащих мер ввиду того, что его члены из-за вето не пришли к единодушному  решению вопроса.                Каждый член ГА имеет один голос. По важным вопросам Генеральная Ассамблея принимает решения большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании. Эти вопросы включают: 1/. Рекомендации по поддержанию международного мира и безопасности. 2/. Выборы непостоянных членов СБ, членов Экономического и Социального  Совета, членов Совета по Опеке. 3/. Прием новых членов в ООН, приостановление прав и привилегий членов ООН, исключение из ООН. 4/. Функционирование системы опеки. 5/. Бюджетные вопросы. Решения по другим вопросам принимаются простым большинством  присутствующих и участвующих в голосовании. Все выборы проводятся тайным голосованием. В практике Организации Объединенных Наций была ситуация, когда один из постоянных членов Совета Безопасности при приеме одного из государств в члены ООН воздержался. Такая позиция не препятствует приему. Например, Израилю  была дана рекомендация для членства  Советом Безопасности, хотя Великобритания от голосования воздержалась. Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи установлено, что для принятия новых членов требуется большинство в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи. Необходимо отметить, что в настоящее время в Генеральной Ассамблеи сложилась традиция принятия новых членов на основе общего согласия (аккламации), а не большинством голосов. Аналогичной была процедура на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, на которой Республика Казахстан была принята в членство ООН на основании единодушного одобрения государств-членов. После этого, на основании положений Устава ООН было принято постановление о юридическом закреплении совершенного акта.                                         

Информация о работе Международное публичное право