Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

    Очередную сессию ГА официально открывает глава делегации, из состава которой был избран председатель предыдущей сессии.  ГА назначает Комитет по проверке полномочий, проводит выборы председателя и заместителей  председателя, других должностных лиц главных комитетов. После утверждения повестки дня сессии открывается  общеполитическая дискуссия, которая обычно длится 2-3 недели. Согласно Правилам процедуры Генеральной Ассамблеи, официальными и рабочими языками ГА, ее Комитетов и подкомитетов являются английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

 

    Совет Безопасности ООН  - /CБ ООН/-  главный орган Организации  Объединенных Наций, состоящий  из 15 членов: 5 –постоянных членов  – Россия, США, КНР, Франция,  Великобритания; 10 – непостоянных  членов, избираемых в соответствии со следующей квотой сроком на 2 года: 3 места – государства Африки, 2 – азиатские государства, 2 – страны Латинской Америки, 2 – государства Западной Европы, Канады, Австралии, Новой Зеландии, 1 – государство Восточной Европы. Правовые основы деятельности Совета Безопасности определены в главе V Устава ООН. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности  является постоянно действующим органом, который несет главную ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет Безопасности может потребовать от спорящих сторон разрешения их спора при помощи мирных средств. В компетенцию Совета входит: рассмотрение вопросов поддержания  международного мира и безопасности; мирное разрешение споров; принятие принудительных мер; рекомендации о приеме в ООН и исключении из ООН; выборы членов Международного Суда; резолюции о назначении Генерального Секретаря и другие. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета, включая голоса всех постоянных членов Совета. Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Совет собирается на периодические заседания, где каждый из его членов может быть представлен или членом правительства, или другим особо назначенным представителем. Заседания проводятся не только в месте пребывания ООН, но и любом другом месте, которое более способствует работе СБ. Периодические заседания СБ проводятся два раза в сроки, устанавливаемые Советом Безопасности. Совет Безопасности сам устанавливает свои правила процедуры. Учреждаются вспомогательные органы, необходимые для выполнения функций Совета Безопасности. К ним относятся: Военно-Штабной Комитет, Комитет Экспертов, Комитет по приему  новых членов, Комитет по проведению заседаний Совета вне Центральных учреждений и т.д.

 

    Согласно Уставу ООН,  государства обязаны предоставить  в распоряжение Совета Безопасности  вооруженные силы не только по требованию Совета, но и в соответствии с особым соглашением или соглашениями, которые заключаются между СБ и заинтересованными государствами. В ситуациях, представляющие угрозу миру, Совет Безопасности может порекомендовать в соответствии со статьями 40 и 41 Устава следующие меры: разрыв дипломатических отношений, прекращение экономических связей, прекращение воздушного, железнодорожного сообщений, почтовой и телеграфной связи, блокада портов и др.

 

    ЭКОСОС  (Экономический  и Социальный Совет) –работает под руководством Генеральной Ассамблеи, выполняет функции ООН в области международного экономического и социального сотрудничества. Компетенция ЭКОСОС не наделена властными полномочиями. К примеру, ЭКОСОС занимается вопросами исследования и составления докладов по международным вопросам, делает рекомендации; предоставляет проекты конвенций.

 

Состав. Генеральная Ассамблея  избирает на 3 года 54 члена, ежегодно переизбираются 18 членов Совета. При избрании соблюдается  принцип справедливого географического распределения.

 

14 мест для стран африканского  континента.

 

13 мест – Западная Европа

 

11 мест от стран Азии

 

10 мест от государств Латинской  Америки

 

6 мест - страны Восточной Европы.

 

Выбывающий член ЭКОСОС  переизбирается немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет одного представителя.

 

ЭКОСОС является непостоянно действующим, а сессионным органом. ЭКОСОС созывает 3 сессии в год.

 

1 – организационная, 2-ой вторник  января.

 

2 – весенняя, 2-ой вторник апреля.

 

3 – летняя, в 1 среду июля

 

Избирается председатель, 4 заместителя, вместе они организуют президиум.

 

ЭКОСОС создает 3 сессионных комитета: Экономический, социальный и по программе  и координации.

 

В составе ЭКОСОС работают функциональные и региональные комиссии.

 

Функциональные: статистическая, по народонаселению, социального развития, по положению женщины, по наркотическим средствам, по транснациональным корпорациям, по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

 

Региональные: экономические для  Европы, экономические для Азии и Тихоокеанского региона, экономические для Лат. Америки, экономические для Африки и другие.

 

Постоянные комитеты: по неправительственным  организациям, по природным ресурсам, по науке и технике в целях  развития, по освоению и использованию  новых источников энергии, по населенным пунктам и др.

 

    Свыше 600 неправительственных  организаций имеют консультативный  статус при ЭКОСОС. Они направляют  наблюдателей для участия на  открытом заседании Совета и  его вспомогательных органов.  ЭКОСОС, в соответствии с уставными положениями ООН, может запрашивать мнение, консультироваться с неправительственными организациями. Особыми соглашениями с ЭКОСОС связаны специализированные учреждения ООН.

 

    Специализированные учреждения  ООН входят в особую группу  международных организаций и имеют особую правовую связь с Организацией Объединенных Наций. В соответствии со ст. 63 Устава ООН, Экономический и Социальный Совет – один из главных органов ООН, уполномоченный заключать с любым из учреждений, указанных в статье 57, соглашения, определяющие условия, на которых соответствующие учреждения будут поддерживать связи с Организацией. В настоящее время  в группу специализированных учреждений  ООН входят:

 

1.  Международная организация  Труда (МОТ).

 

2.  Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

 

3.  Всемирная организация по  вопросам образования, науки и  культуры (ЮНЕСКО).

 

4.  Всемирная организация здравоохранения  (ВОЗ).

 

5.  Всемирный Банк – Международный  Банк Развития и реконструкции  (МБРР).

 

6.  Международная ассоциация развития (МАР).

 

7.  Международная финансовая  корпорация (МФК).

 

8.  Международный валютный фонд (МВФ).

 

9.  Международная организация  гражданской авиации (ИКАО).

 

10.           Всемирный  Почтовый Союз (ВПС).

 

11.           Международный  Союз электросвязи (МСЭ).

 

12.           Всемирная  метеорологическая организация  (ВМО).

 

13.           Международная  морская организация (ИМО).

 

14.           Всемирная  организация интеллектуальной собственности  (ВОИС).

 

15.           Международный  фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

 

16.           ООН  по промышленности и развитию (ЮНИДО).

 

    Перечень специализированных  учреждений ООН доказывает, что  сфера их деятельности разнообразна. К основным видам деятельности  относятся:

 

Ø координация деятельности государств-членов в социально-экономических областях международного сотрудничества;

 

Ø разработка международных конвенций  и регламентов в целях создания унифицированных правил и норм для  регулирования международного сотрудничества в области транспорта и связи, здравоохранения, труда, культуры, образования и т.д.;

 

Ø оказание технической помощи развивающимся  странам;

 

Ø информационная деятельность;

 

Ø научная деятельность.

 

    Структура специализированных  учреждений основывается на их  Уставах, система ее однотипна. Для специализированных учреждений характерна трехзвенная структура управления, которая включает îáùåé собрание всех государств-членов. В различных организациях она имеет различные наименования. Например, во Всемирном почтовом Союзе общее собрание членов называется Конгрессом, во Международной организации гражданской авиации, Всемирной организации здравоохранения – Ассамблея, во Всемирной организации по вопросам образования, науки и культуры, Международной Организации Труда – Генеральная Конференция. Исполнительные органы, как и высшие имеют различные наименования: Административный Совет (Международный Союз электросвязи), Совет (Международная организация гражданской авиации, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), Исполнительный Совет (Всемирный Почтовый Союз). Они обеспечивают постоянную деятельность специализированных учреждений в промежутках между сессиями высшего органа. Административный орган включает в себя секретариат, который возглавляется главным административным лицом (директор, генеральный директор, генеральный секретарь), избираемым обычно на пятилетний срок с правом последующего переизбрания. Главная задача секретариата заключается в подготовке необходимых документов для публикации, отчетов, даче консультаций, информации о своей деятельности.

 

    Совет по Опеке. Был  учрежден для контроля за системой  опеки. Международная система  опеки была создана для управления  зависимыми территориями, которые  ранее являлись подмандатными  (система мандатов Лиги Нации). Совет по Опеке действует под руководством Генеральной Ассамблеи (ст. 85, п. 2 ст. 87), а также в необходимых случаях под эгидой Совета Безопасности (ст. 83). В соответствии со статьей 91 Устава ООН, «Совет по Опеке пользуется в соответствующих случаях помощью Экономического и Социального Совета и специализированных учреждений  в отношении вопросов, в которых они соответственно заинтересованы». Основные функции и полномочия Совета по Опеке, действующего под руководством Генеральной Ассамблеи, сводятся к рассмотрению вопросов, отчетов, представляемых управляющей властью, принятию петиций и их рассмотрению, консультируясь с управляющей властью, посещению соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки, предпринимает действия в соответствии с условиями соглашения об опеке (ст.87 Устава ООН).

 

    Согласно Уставу ООН,  «Совет по опеке разрабатывает  анкету относительно политического,  экономического и социального  прогресса населения каждой территории  под опекой, а также его прогресса  в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты» (ст.88 Устава ООН).

 

    Совет по Опеке принимает  собственные правила процедуры,  включая порядок избрания своего Председателя. Совет по Опеке проводит свои ежегодные сессии, кроме этого могут созываться возобновленные и специальные сессии. Заседания Совета по опеке созываются по мере необходимости, обычно это происходит в мае. Основная задача Совета по опеке состоит в том, чтобы содействовать целям ООН согласно статьям 1 и 76 Устава ООН.

 

    В первоначальном  варианте  в состав данного органа было  включено 11 территорий. Сейчас, после  того, как 22 декабря 1990 года Совет  Безопасности проголосовал за прекращение действий Соглашения по опеке над тремя из четырех образований, составляющих Тихоокеанские острова (Микронезия), которые управлялись США с 1947 года, осталась одна. Единственной подопечной территорией на сегодня остается Палау, находящаяся под опекой США.

 

Таким образом, Совет по опеке сыграл положительную роль в развитии и  становлении подопечных территорий.

 

    Международный Суд ООН  представляет собой один из  главных органов в структуре  ООН, который был учрежден в  качестве главного судебного органа. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность в соответствии со Статутом Международного Суда, являющимся неотъемлемой частью Устава ООН. Глава XIV Устава ООН, статьи с 92 по 96 рассматривают вопросы о деятельности Международного Суда. В статье 92 отмечается, что Международный Статут «основан на Статуте Постоянной Палаты международного правосудия», который действовал в рамках Лиги Нации.

 

    В соответствии со  статьей 93 Устава ООН, «Все  члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда». Государство, не являющееся членом Организации, может стать участником Статута Международного Суда на условиях, которые определяются в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Международный Суд состоит из коллегии независимых судей, избираемых вне зависимости от гражданства. Судьи избираются из числа лиц, удовлетворяющим требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющимися юристами с признанным авторитетом в области международного права. Международный Суд состоит из 15 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на 9 лет с правом переизбрания. Каждые три года переизбираются 5 членов Суда. В Международном Суде не может быть двух граждан одно7го и того же государства. Международный Суд избирает председателя, вице-председателя и секретаря сроком на три года.

 

    Важно положение статьи 9 Статута Международного Суда  о том, что состав Суда должен  обеспечивать представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Место пребывания Суда – Гаага. При исполнении служебных обязанностей судьи пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

 

    Основная задача Международного  Суда состоит в разрешении на основании международного права дел, переданных ему сторонами. Международный Суд уполномочен давать консультативные заключения в ответ на запрос Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности. Другие органы ООН, международные организации и органы запрашивают консультативные заключения только с разрешения Генеральной Ассамблеи. Важнейшими особенностями юрисдикции Международного Суда являются:

 

17.           Международный  Суд рассматривает споры только  между государствами.

 

18.           Такие  споры рассматриваются в Международном Суде только с согласия  спорящих сторон.

 

19.           Участники  Статута Суда могут делать  заявления о признании юрисдикции  Суда обязательной по всем  правовым спорам, касающихся толкования  договора, любого вопроса международного права, характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. Заявление о признании юрисдикции Суда обязательной могут быть безусловными или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

 

    В соответствии с Уставом  ООН, каждый член Организации  Объединенных Наций обязан выполнять  решения Суда потому делу, в  котором он является стороной. Вынесенные Судом решения окончательны  и обжалованию не подлежат. В  функции Международного Суда не входит создание норм международного права. Задачи Суда ограничены разрешением предаваемых ему споров на основании действующего международного права.

Информация о работе Международное публичное право