Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций
Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.
· учреждение в соответствии с нормами и принципами международного права.
· членство трех и более государств.
Классификация международных
организаций связана с
· Критерий членства.
а). Межправительственные (межгосударственные) – членами таких организаций могут быть только государства. Применение такого критерия имеет большое значение при определении правосубъектности. ( ООН, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО).
б). Членами неправительственных организаций могут быть юридические лица, общественные организации (Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирный Совет мира, Организация содействия ООН).
· Время деятельности.
а). Временные – к ним относятся международные совещания, международные конференции.
б). Постоянные – к ним можно отнести ныне действующие организации – ООН, СНГ, все специализированные организации.
Надо отметить, что данный критерий является условным. Например, Совет Экономический Помощи, Организация Варшавского Договора в период своего существования являлись постоянными международными организациями.
· по территориальной деятельности;
а). Всемирные – к ним относятся ООН, ЮНЕСКО, Международный Союз молодежи и другие.
б). Региональные – организации, деятельность которых распространяется в определенном регионе – Лига арабских государств, Организация Африканского единства, Организация Американских государств, Содружество Независимых Государств.
· по предмету деятельности;
а). Организации с неограниченным предметом деятельности – ООН, Лига арабских стран.
б). Организации, в компетенцию которых входят разрешение специальных вопросов – все специализированные учреждения ООН;
Надо отметить, что вышеизложенные основания не носят исчерпывающий характер. Данный перечень можно дополнить, на наш взгляд, такими как: по порядку приема новых членов – открытые и закрытые; по целям и принципам деятельности – правомерные, противоправные; по сфере деятельности – с общей компетенцией, со специальной компетенцией.
3. История развития
Признаки международных
организаций появились в
Необходимость в создании межгосударственных
объединений, в которой обнаруживаются
зачатки современных
Существуют различные точки зрения на предмет того, какое из международных объединений 19 века можно считать первой международной организацией. Например, к числу первых таких международных объединений относят:
· Священный Союз, созданный в 1815 году.
· Центральная комиссия судоходства по Рейну.
· Международное бюро мер и весов – 1875 г.
· Всемирный почтовый Союз – 1874 г.
Первые международные
В системе международных
Одной из характерных черт современных
международных отношений
Один из таких проектов лег в основу Лиги Нации, так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества в целях сохранения мира и поддержания безопасности государств. Однако истинные цели создателей Лиги Наций не имели ничего общего с тем, что было заявлено в Преамбуле ее Устава. Окончательный вариант Устава Лиги Наций был выработан на основе англо-американского проекта и согласован между тремя империалистическими державами: США, Англией, Францией. Остальные участники Парижской Конференции приняли Устав без обсуждения.
Устав Лиги Нации, принятый 28 апреля 1919 года, подписали 44 государства, в том числе 31 государство, принимавшие участие в первой мировой войне на стороне Антанты. Эти цифры убедительны для определения классового характера международной организации. Первоначальным членом данной организации являлись США. Но впоследствии американцы не вошли в состав Лиги Нации, так как американский Сенат не ратифицировал Версальский договор, тем самым и Устав Лиги Нации. Вторая группа государств, так называемые «приглашенные», включала 13 государств, которые в период первой мировой войны придерживались политики нейтралитета. Среди подписавших устав Лиги Нации были и британские доминионы, что явилось результатом давления английских правящих кругов, крайне заинтересованных в том, чтобы страны, входившие в Британскую империю, стали членами Лиги Нации.
Лига Нации состоял из следующих главных органов:
· Собрание (Ассамблея). Этот орган работал по сессиям, проходившим в сентябре. Этот главный орган был уполномочен рассматривать все вопросы, входящие в его компетенцию. Резолюции, рекомендации, принимались Собранием (Ассамблеей) единогласно.
· Совет Лиги Наций – орган, состоящий из постоянных и непостоянных органов. К постоянным органам относились – Великобритания, Франция, Япония, Италия, позже – Германия, с 1934 года – СССР.
· Секретариат – исполнительный орган Лиги Нации, численность его аппарата была около 600 человек.
· В 1920 году был создан судебный орган – постоянная палата международного правосудия. Статут Постоянной Палаты международного правосудия был подвергнут редакционной поправке и впоследствии использован к Статуту Международного Суда ООН.
· В состав главных органов Лиги Наций входила международная организация труда, когда как в рамках Организации Объединенных Наций – это специализированное учреждение.
Таким образом, существовавшая система главных органов Лиги Наций была повторена Организацией Объединенных Наций, в частности: вместо Собрания (Ассамблеи) Лиги Нации была создана Генеральная Ассамблея ООН; Совет Лиги Наций преобразовался в Совет Безопасности; Секретариат Лиги Нации был одноименно обозначен в структуре главных органов ООН; Организационная структура Международного Суда повторила структуру Постоянной палаты международного правосудия.
Анализируя правовой статус Лиги Нации, отмечаем следующие недостатки этой организации.
· Наличие принципа единогласия при вынесении политических решений. Последнее означало, что любой член Лиги Нации, за исключением спорящих сторон, имел право наложить вето, таким образом, решение не принималось.
· Между главными органами – Собранием (Ассамблеей) и Советом отсутствовала четкая регламентация компетенции.
· Устав Лиги Нации не содержал категоричного запрещения агрессивной войны.
· Устав Лиги Наций
оговаривал идею разоружения только
до минимума, необходимого для выполнения
своего долга перед другими
· Легализация колониальной системы, путем передачи мандатов на управление.
· В основе деятельности Лиги Наций существовала единая основа – антисоветизм. СССР стал полноправным членом данной организации через 15 лет. Но до вступления в Лигу Наций, СССР принимал участие в ряде конференций, проводимых под эгидой Лиги Наций. Например, участие СССР в ряде сессий, посвященных вопросам разоружения, способствовало созданию проектов конвенций о всеобщем, полном и немедленном разоружении; прогрессивно-пропорциональном сокращении вооружения
Неспособность Лиги Наций принять какие-либо эффективные меры против японских агрессоров в 1931 году в Северо-восточном Китае (Манчжурия) подорвала авторитет международной организации на международной арене. Именно в этот период, значительное число стран было заинтересовано в участии СССР. В 1933 году из состава Лиги Нации вышли фашистская Германия и милитаристическая Япония. Приглашение СССР на членство в Лигу Нацию поступило от 30 государств-членов организации. Таким образом, факт приглашения СССР являлся огромным ростом авторитета государства. Несмотря на короткий срок пребывания, (в 1939 году СССР был исключен из состава организации по обвинению в нападении на Финляндию), СССР прилагал все усилия для того, чтобы международная организация стала центром сплочения миролюбивых сил и создания коллективной системы защиты мира.
Лига Наций за время своего существования не смогла урегулировать ни одного значительного конфликта, в конечном итоге, оказалась неспособной предотвратить новую мировую войну. Таким образом, первый опыт по созданию международной межправительственной организации, призванной обеспечить мир и безопасность, оказался неудачным. Организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволил эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами –членами, вести поиск мирных путей для развития международных отношений.
1. История создания Организации Объединенных Наций. Цели, принципы, вопросы членства в ООН.
Организация Объединенных Наций /ООН/ - универсальная международная организация, в состав которой входят 193 государств. За время своего существования ООН претерпела существенную эволюцию. В настоящее время 2/3 ее членов составляют государства, когда-то находившиеся в колониальной зависимости, развивающиеся государства. Организация Объединенных Наций не является абсолютно безупречной организацией. Необходимо отметить, что эта организация, объединившая в 1945 году 51 государство, сохранила до сегодняшних дней свою структуру, применяет в своей работе ту же процедуру, несмотря на то, что количество ее членов увеличилось больше, чем в три раза. Вся деятельность всемирной организации направлена на решение одной проблемы: соотношение национальных интересов каждой из входящих в нее стран и интересов международного сообщества в целом. В рамках этой основной проблемы в деятельности Организации Объединенных Наций можно выделить три основных направления:
Ø Первое – поддержание международного мира и безопасности.
Ø Второе – повседневные усилия ООН по преобразованию мира.
Ø Третье - планирование или прогнозирование
будущего человечества с учетом перспективы
налаживания глобального
Крупнейшая политическая международная организация современности ООН возникла в результате разгрома сил агрессии и фашизма в ходе второй мировой войны. Подготовка к учреждению ООН велась в годы войны державами антигитлеровской коалиции и представляла собой одно из важнейших мероприятий по обеспечению прочного мира в послевоенный период. ООН создавалась в условиях, когда народы мира испытывали на себе пагубные последствия провала деятельности Лиги Нации (фактически прекратившее свое существование в 1940 году, в 1946 году -формально). Лига Наций не смогла предотвратить второй мировой войны и тем самым не выполнила главной задачи, стоявшей перед ней как организации, обеспечивавшей международную безопасность. Потребность в учреждении новой, международной организации, которая была бы свободна от пороков Лиги Нации и стала бы эффективным инструментом международного мира и безопасности, ощущалась в этих условиях особенно остро.
Созданию Организации
Ø 12 июня 1941 года в Лондоне была подписана Союзническая декларация, где подтверждалось стремление союзников «работать вместе, с другими свободными народами, как в войне, так и в мире». Данная встреча была первым шагом для создания ООН. Советское правительство уже на ранней стадии второй мировой войны поставило вопрос о целесообразности создания в послевоенный период эффективной международной организации безопасности.
Ø 14 августа 1941 года была подписана Атлантическая хартия. Президентом Соединенных Штатов Франклин Делано Рузвельт и премьер-министром Соединенного Королевства Уинстон Черчилль были предложены свод принципов международного сотрудничества и поддержания мира и безопасности.
Ø 1 января 1942 года в Вашингтоне была подписана Декларация Объединенных Наций. Ее участниками были представители 26 государств, поддержавших положения Атлантической Хартии. Президент Рузвельт предложил наименование новой организации «Объединенные Нации». В Декларации Объединенных Наций впервые было использовано официальное название.
Ø 30 октября 1943 года – подписание Московской Декларации правительствами СССР, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Китая. В данном документе прозвучал призыв к скорейшему созданию международной организации для поддержания мира и безопасности.
Ø 1 декабря 1943 года проводилась Тегеранская конференция руководителей Соединенных Штатов, СССР и Соединенного Королевства, где вновь подтверждалась цель скорейшего создания международной организации для поддержания мира и безопасности.
Ø С 21 сентября по 7 октября 1944 года в Думбартон-Оксе (Вашингтон) на двух сериях заседаний СССР, Соединенное Королевства, Соединенные Штаты и Китай договорились о целях, структуре и функциях этой организации. Конференция выработала «Предложения относительно создания всеобщей международной организации безопасности». В Предложениях определялась структура организации, ее цели, принципы, членство, функции главных органов. Структура определялась следующим образом. Главные органы – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, который должен был состоять из постоянных и непостоянных членов; Секретариат, Международный Суд, Экономический и Социальный Совет. Вопрос о порядке голосования в Совете Безопасности – одном из главных органов по поддержанию международного мира и безопасности – оставался открытым. Необходимо было добиться такого установленного порядка, чтобы Совет Безопасности не использовался вопреки интересам мира или в ущерб законным интересам тех или иных государств. Руководитель делегации США предложил, чтобы для принятия решений, касающихся применения принудительных мер, осуществлялся принцип единогласия всех его постоянных членов. Соединенные Штаты Америки были инициаторами так называемого права вето. Мнения участников совещания разошлись при обсуждении порядка решений в тех случаях, когда кто-либо из постоянных членов оказывался стороной спора. СССР исходил из того, что принцип единогласия постоянных членов должен сохраняться при принятии Советом Безопасности любых политических решений. Иначе нарушение этого принципа приведет к ликвидации ООН, как это уже было с Лигой Нации. США настаивали на том, чтобы голос постоянного члена Совета, являющегося стороной в споре, не учитывался при голосовании. Советский Союз отказался принять такой порядок, так как это не обеспечивало гарантиями против злоупотреблений. Вопрос голосования в Совете Безопасности остался не решенным. Было определено название организации – рекомендовалось сохранить термин «Объединенные Нации», введенный Декларацией от 1 января 1942 года.