Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

    Нельзя не принимать  во внимание, что активная и  разнообразная деятельность все  возрастающего числа международных  организаций неизбежно ведет  к необходимости изучения проблемы  их международно-правовой ответственности. Именно проблема их международно-правовой ответственности изучена в меньшей степени. Объясняется это следующим:

 

¨   международные организации  сравнительно недавно стали осуществлять свою деятельность, связанную с использованием материальных объектов, среди которых имеются средства, относящиеся к источникам повышенной опасности (атомные установки, космические ракеты, спутники);

 

¨   нельзя не учитывать, что многие проблемы ответственности в  международном  публичном праве до сих пор  недостаточно разработаны.

 

    Вместе с тем, современное  международное право имеет некоторую   законодательную базу, которая в  том или ином виде касается  вопросов ответственности международных  организаций. Например, Договор о  принципах деятельности государств  по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года.

 

    Организация космической  связи «Интерспутник» несет материальную ответственность по своим обязательствам в пределах принадлежащего ей имущества. Организация не несет материальной ответственности по обязательствам договаривающихся сторон, равно как договаривающиеся стороны не отвечают по обязательствам организации. В данном случае имеется в виду имущественная ответственность международной организации по обязательствам, вытекающим из заключенных ее гражданско-правовых сделок.

 

    По иному решается  вопрос об ответственности международной  организации в области использования атомной энергии. Материальная ответственность здесь не возникает. В силу специфики области применения существует только политическая ответственность за точное соблюдение обязательства не использовать ядерные установки в военных целях. Ответственность  Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) не освобождает от ответственности сами государства. Фактически ответственность МАГАТЭ выражается в праве этой организации осуществлять определенную систему инспекций в отношении ядерных установок государств, поставившие свои установки под его контроль. Кроме того, Международное агентство по атомной энергии будет применять некоторые санкции в отношении государств-нарушителей в соответствии с Уставом МАГАТЭ.

 

    Таким образом, ответственность  международных организаций – это ответственность организации вследствие нарушения ею обязательства, вытекающих из договоров и других источников международного права. Ответственность международных организаций наступает:

 

¨   за несоблюдение или невыполнение уставных и других функциональных обязанностей;

 

¨   за деятельность своих органов  и международных должностных  лиц;

 

¨   за причинение ущерба своими действиями государствам и другим международным  организациям.

 

 

 

7.Международная уголовная ответственность  физических лиц.

 

    Вопрос об ответственности  физических лиц возник в широком  масштабе после окончания первой  мировой войны в связи с  тяжкими военными преступлениями  германских милитаристов. Согласно  Версальского договора, державы  предъявили бывшему германскому  императору Вильгельму II «публичное обвинение в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров». Но в действительности страны Антанты не настаивали неа проведении судебного процесса над Вильгельмом II. Проведение такого процесса и осуждение германского императора могли привести к созданию явно нежелательного прецедента в международных отношениях. Само обвинение было сформулировано настолько неопределенно с точки зрения права, что дало Голландии возможность отказать Антанте в выдаче бежавшего императора. В результате попытка организации и проведения международного судебного процесса над военными преступниками I мировой войны не удалась.

 

    Идея международного  судебного наказания за преступления  против человечества получила  свое реальное воплощение в итоге II мировой войны. В ходе войны было опубликовано ряд нот и заявлений, извещающих мир о чудовищных преступлениях, совершенных гитлеровцами на временно оккупированных территориях. Эти документы содержали предупреждение об ответственности за эти преступления.

 

    В январе 1942 года была  подписана Декларация о наказании  за преступления, совершенные во  время войны. Ее участниками  стали правительства Греции, Норвегии, Бельгии, Голландии, Югославии,  Польши, Люксембурга, Чехословакии  и французский национальный комитет. В одной из статей Декларации говорилось об организации правосудия тех, кто виновен и ответственен за эти преступления, независимо от того, совершены ли они по их приказу или лично, или при их участии, в любой форме. В Декларации указывалось на необходимость преследовать преступников для того, чтобы виновные и ответственные лица были разысканы, переданы в руки правосудия и судимы, и чтобы вынесенные приговоры были приведены в исполнение.

 

    Советское правительство  в октябре 1942 года одобрило данную декларацию дополнив ее тезисом о создании международного трибунала и наказания по всей строгости уголовного закона любого из главарей фашистской Германии. В октябре 1943 года принимается один из важнейших документов о наказании военных преступников во время  II мировой войны – Московская Декларация об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства. В частности, в данном документе было указано, что «немцы, которые принимали участие в массовых расстрелах итальянских офицеров, или в казнях французских, нидерландских, бельгийских и норвежских заложников, или критских крестьян, или же те, которые принимали участие в истреблении, которому был подвергнут народ Польши, или в истреблении населения на территориях Советского Союза, которые сейчас очищаются от врага, - должны знать, что они будут отправлены обратно в места их преступлений и будут судимы на месте народами, над которыми они совершали насилия. Пусть те, кто еще не обагрил своих рук невинной кровью, учтут это, чтобы не оказаться в числе виновных, ибо три союзных державы наверняка найдут их даже на краю света и передадут в руки их обвинителей с тем, чтобы смогло совершиться правосудие. Эта Декларация не затрагивает вопроса о главных преступниках, преступления которых не связаны с определенным географическим местом и которые будут наказаны совместным решением правительств союзников».

 

    После окончания второй  мировой войны, а именно 8 августа  1945 года учреждается Международный  Военный трибунал правительствами  СССР, США, Великобритании и Францией. Целью создания Трибунала было справедливое и быстрое наказание главных военных преступников. В соответствии со статьей 2 Устава Международного Военного Трибунала (МВТ), состав его определялся путем назначения одного члена и одного заместителя каждой из четырех государств. Право отвода членов Трибунала обвинителями, подсудимыми, защитой не предусматривалось. Кворум Трибунала составлял четыре члена Трибунала или заместителей, заменяющих отсутствующих членов Трибунала. Решения принимались большинством голосов, а при разделении голосов голос председательствующего являлся решающим. Председательствующий выбирался из членов Трибунала и выполнял свои обязанности в течение судебного процесса. При этом, уставные положения предусматривали принцип очередности на последующих судебных заседаниях. Важным процедурным вопросом был вопрос об юрисдикции Трибунала. Впервые в международном праве устав МВТ определил систему уголовных преступлений, влекущих индивидуальную ответственность:

 

а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;

 

б)   военные преступления, а именно: нарушения законов или обычаев войны. К ним относятся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и други6е преступления.

 

в)   преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или  в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того,  являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

 

    В соответствии со  статьей 26 Устава МВТ, приговор  Трибунала является окончательным  и обжалованию не подлежит.

 

    Преследование и строгое уголовное наказание всех военных преступников, сформулированные в актах союзников в годы войны и подтвержденные позже резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН (3 (I) от 13 февраля 1946 г., 170 (II) от 31 октября 1947 г., 95 (I)  от 11 декабря 1946., 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 г., 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 г), стали общепризнанной нормой современного международного права, обязательствами всех государств.

 

Актуальность проблемы  уголовного наказания военных преступников заключалась в следующем:

 

¨   решение этой международно-правовой проблемы исключает возможность  возрождения нацизма и фашизма, возобновление новой агрессии в  мировой практике, обеспечивает мир  и безопасность мирового сообщества;

 

¨   решение этой проблемы являлось требованием гуманизма и справедливости, велением времени;

 

¨   проблема наказания всех военных  преступников весьма актуальна в  современной действительности.

 

В 1968 году мировое сообщество принимает  Конвенцию о неприменении срока  давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Вопросы привлечения к уголовной ответственности военных преступников предполагают неприменение срока давности по следующим основаниям:

 

¨   международному праву не известен институт давности, он существует только в национальном праве государств;

 

¨   в силу жестокости, массовости, масштабности, опасности институт давности не может быть применен к международным  преступлениям, совершенным в связи  с агрессией;

 

¨   ни одно государство не может  отменить  общепризнанные нормы международного права.

 

    Таким образом, отсутствие института  давности в международном праве  и его неприменение к военным  преступникам, является  общепризнанной  нормой международного права.

 

    В соответствии с нормами устава  Международного Военного Трибунала судебные процессы проходили в Нюрнберге и Токио. В 1993 и 1994 годах Совет Безопасности ООН предусмотрел создание двух Международных Трибуналов «ad hoc» для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии и Руанды. В первые годы создания Организации Объединенных Наций Комиссии международного права было поручено подготовка Проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности. В силу различных обстоятельств работа над проектом Кодекса продолжалась в течение нескольких десятков лет, что соответственно, препятствовало созданию Международного уголовного суда. Комиссия международного права в 1991 году в первом чтении приняла полный Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности. В 1998 году на международной конференции представителей государств-членов ООН учреждается Международный уголовный суд , статут которого вступил в силу в 2002 году.

 

    Республика Казахстан , являясь  полноправным субъектом международного  права, принимает на себя международные  обязательства по пресечению и наказанию лиц, совершающих международные преступления посредством включения в национальное уголовное законодательство ответственности за преступления против мира и безопасности. Глава 4 (статьи 156-164) действующего Уголовного Кодекса Республики Казахстан предусматривает ответственность за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны; пропаганду и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны; производство и распространение оружия массового поражения; применение запрещенных средств и методов ведения войны; геноцид, экоцид, наемничество; нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой; возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды.


Информация о работе Международное публичное право