1. Эта формулировка полностью
отрицает классическую репарационную
концепцию международной ответственности,
согласно которой ответственность
сводилась к обязательству государства-нарушителя
возместить ущерб.
2. Институту ответственности
свойственен комплексный характер,
т.е. применение санкций носит
смешанный характер, нет четкого
разделения между деликтной и
договорной ответственностью.
3. Анализ проекта статей об
ответственности показывает, потерпевшим
субъектам удовлетворяют их законные
требования и применяют ответные меры.
4. Разработанная Комиссией
международного права формулировка
затрагивает вопрос о праве
субъектов международного права,
не находящихся в положении
потерпевшего субъекта, применять
санкции.
Международно-правовая
ответственность не является
просто обязанностью устранить
вред и восстановить нарушенный
международный правопорядок. Ответственность
в международном праве – это
реализация этой обязанности,
действительное возмещение вреда,
защита прав потерпевшей стороны.
Что характерно для
международно-правовой ответственности?
Во-первых, ответственность предполагает
применение к правонарушителю
международно-правовых санкций.
Во-вторых, эта ответственность наступает
за совершение международного правонарушения.
В-третьих, конечная цель института ответственности
– обеспечение международного правопорядка.
Наконец, в-четвертых, означает наличие
определенных отрицательных последствий
для правонарушителя.
Субъектами международно-правовой
ответственности являются государства:
непосредственно государства, нарушившие
международные обязательства; государства-соучастники,
государства-пособники. Кроме государств,
к международно-правовой ответственности
привлекаются международные организации,
государственно-подобные образования
и физические лица.
2. Основания международно-правовой
ответственности государств.
Доктрина права определяет
категорию «основание ответственности»
как общеправовую, имеющую две
взаимосвязанные стороны: нормативное
(правовое) и юридико-фактическое.
Под нормативным (правовым)
основанием понимается нарушение
юридически обязательных предписаний
международно-правовых актов, на
основе которых определенное
поведение квалифицируется как
международное правонарушение. К этому
виду основания ответственности относятся
любые международно-правовые акты, предписывающие
юридически обязательные для государства
правила поведения. Эта система актов
состоит из международного договора и
международного обычая; решения международных
судов и международных (межправительственных)
организаций, имеющих обязательную силу;
односторонние международно-правовые
акты, адресованные другим государствам,
положения которого устанавливают юридически
обязательные правила поведения для государства,
издавшего этот акт.
Юридико-фактическим основанием
международно-правовой ответственности
государства является правонарушение
– виновное, противоправное поведение
субъектов международного права,
направленное против международного
правопорядка и нарушающее общепризнанные
нормы и принципы международного права.
При правомерном, невиновном деянии ответственность
не наступает, а возникает обязанность
возместить причиненный ущерб.
Для определения конкретного
деяния основанием международно-правовой
ответственности необходимо наличие совокупности
признаков, образующих состав правонарушения.
Общий состав международного правонарушения
состоит из объекта противоправного деяния;
противоправного поведения субъектов
права, выраженного в форме активного
действия или пассивного бездействия;
причиненного вреда (ущерба); причинной
связи между противоправным деянием и
наступившими негативными последствиями;
наличие вины как субъективного элемента
международного правонарушения.
Объект международного правонарушения.
Объектом противоправного деяния будут
все материальные и нематериальные блага.
Эти блага самые разнообразные, например,
мир и безопасность, честь, достоинство
иностранного гражданина, неприкосновенность
дипломатических и консульских представительств,
окружающая среда, космическое пространство
и т. д. Реальным объектом правонарушения
является нарушенная правовая норма.
Противоправное поведение субъекта
международной ответственности, как
было отмечено, выражается в действии
или бездействии. Примером противоправного
действия являются военные мероприятия
– агрессия, захват чужой территории.
Противоправное бездействие охватывает
такие нарушения, как неоказание медицинской
помощи раненным, больным, военнопленным.
Вред (ущерб) как следствие противоправного
поведения государства. Наличие причиненного
вреда позволяет определить потерпевшую
сторону, дает основания предъявлять требования
к государству-правонарушителю, а также
применять международно-правовые санкции.
Существует два вида ущерба: материальный
– имущественные потери; нематериальный
– в зависимости от характера вреда выделяют
положительный (действительно материальный)
и упущенную выгоду.
Причинная связь между правонарушением
и наступившими вредными последствиями.
Основываясь на философском
понимании причинности и изучения всех
обстоятельств, возможно определить случайный
или необходимый характер причинной связи.
Вина как субъективный элемент
международного правонарушения. Вина
субъектов международно-правовой ответственности
зависит от действия или бездействия.
Она всегда связана с нарушением общих
международно-правовых норм и принципов
или конкретных договорных обязательств.
Правонарушение может быть умышленным
или неумышленным. Если в национальном
праве вина отражает психическое отношение
субъекта международного прав к совершенному
им действию, то в международном праве
вина имеет несколько иное значение. Вина
в международном правонарушении означает
сам факт совершения субъектом действия,
причиняющего вред другому субъекту. В
политических взаимоотношениях государств
вина может проявиться в форме нарушения
обязательства без намерения причинить
ущерб, из-за небрежности в ходе выполнения
договорных обязательств. Примером виновной
небрежности являются многочисленные
случаи хулиганских выходок отдельных
граждан в отношении иностранного дипломатического
представительства. В этих случаях речь
идет не о преступных действиях органов
государства, или их намерении причинить
ущерб. Здесь необходимо констатировать
вину государства в форме небрежности,
заключающийся в том, что согласно международным
конвенционным нормам правительство страны
пребывания обязано принимать меры для
обеспечения безопасности на своей территории
иностранному представительству.
3. Классификация международных
правонарушений государств.
Долгое время доктрина
международного права не разделяла
международные правонарушения на
группы или категории, так как
не могла определиться с характером,
степенью общественной опасности
или специфики объекта. Однако
стремительное развитие международных
событий, необходимость их правовой регламентации
настоятельно требовали дифференциации
в международном правонарушении.
Международное правонарушение,
являющееся основанием для привлечения
к ответственности, разделяется
на международные деликты и международные
преступления. Теория международного
права определяет деликт как умышленное
международно-правовое деяние, в отличие
от правонарушения, совершаемого без намерения
причинить вред другому субъекту международного
права. Международным преступлением признается
тягчайшее противоправное деяние, посягающее
на основы существования государств и
наций, подрывающее важнейшие принципы
международного права, угрожающие
международному миру и безопасности.
Категория международных
преступлений была обозначена
в ряде конвенционных норм. В частности,
в Уставе Международного военного трибунала
8 августа 1945 года; в Конвенции о предупреждении
преступления геноцида и наказания за
него 1948 года; Конвенции о неприменении
срока давности к военным преступлениям
и преступлениям против человечества
1968 года; Конвенции о пресечении преступлений
апартеида и наказания за него 1973 года;
определение агрессии в резолюции Генеральной
Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года; Декларации
о предотвращении ядерной катастрофы
9 декабря 1981 года. Выделение категории
международных преступлений и установление
особого режима ответственности за их
совершения является важным событием
в истории доктринального развития данного
института. Комиссия международного права
в своих документах отметила, что международное
преступление «не может рассматриваться
и толковаться как нарушение, подобное
другим…оно, несомненно, является более
серьезным международно-противоправным
деянием, нарушением, которое должно квалифицироваться
иным образом и которое поэтому предполагает
применение иного режима ответственности».
Представляется целесообразным
процитировать статью 19 Проекта
статей о международной ответственности
государств:
« 1. Деяние государства, нарушающее международное
обязательство, является международно-противоправным
деянием, независимо от объекта нарушенного
обязательства.
1. Международно-противоправное
деяние, возникающее в результате
нарушения государством международного
обязательства, столь основополагающего
для обеспечения жизненно важных
интересов международного сообщества,
что его нарушение рассматривается как
преступление перед международным сообществом
в целом, составляет международное преступление.
2. С соблюдением п. 2 и в
соответствии с действующими
нормами международного права
международные преступления могут, в частности,
возникать в результате:
а) тяжкого нарушения
международного обязательства, имеющего
основополагающее значение для
обеспечения международного мира
и безопасности, такого, как обязательство,
запрещающего агрессию;
b) тяжкого нарушения
международного обязательства, имеющего
основополагающее значение для
обеспечения права народов на
самоопределение, такого, как обязательство,
запрещающее установление или
сохранение силой колониального
господства;
c) тяжкого
и массового нарушения международного
обязательства, имеющего основополагающее
значение для защиты человеческой
личности, таких, как обязательства,
запрещающие рабство, геноцид,
апартеид;
d) тяжкого и массового
нарушения международного обязательства,
имеющего основополагающее значение для
защиты окружающей среды, такого, как обязательство,
запрещающее массовое загрязнение атмосферы
или морей.
3. Всякое международно-противоправное
деяние, которое не составляет
международного преступления в соответствии
с п.2, является международным правонарушением».
Необходимо отметить, что
пункт 3 статьи 19 Проекта не является
исчерпывающим. К сожалению, современное
состояние института международно-правовой
ответственности имеет различные
критерии классификации международных
преступлений. Например, общеизвестна
деление международных преступлений на
следующие группы:
1 группа - преступления против мира
– тягчайшие международные преступления,
включающие в соответствии с
квалификацией Устава Международного
военного трибунала планирование, подготовку,
развязывание или ведение агрессивной
войны в нарушение международных договоров,
соглашений или заверений, либо участие
в общем плане или заговоре, направленных
к осуществлению любого из указанных действий.
В соответствии с резолюцией Генеральной
Ассамблеи ООН от 3 ноября 1947 года к данному
виду международных преступлений относится
пропаганда войны. В перечень таких преступлений
следует также отнести деяния, связанные
с применением оружия массового уничтожения,
нарушением договоров по разоружению,
массовым загрязнением атмосферы или
морей, колониализмом и неоколониализмом
и другие.
2 группа – военные преступления
нарушают законы и обычаи ведения
войны. Состав данных видов
международных преступлений предусмотрен
Уставом Нюрнбергского международного
военного трибунала, Женевскими Конвенциями
о защите жертв войны 1949 года и другими
международными соглашениями. Военные
преступления выражаются в применении
запрещенных международным правом средств
и методов войны; бессмысленном разрушении
городов и населенных пунктов; уничтожении
культурных ценностей; жестоком обращении
с военнопленными, раненными, больными,
а также с мирным населением; грабежах
и захватах общественной или частной собственности
и другие аналогичные преступления. Согласно
Конвенции о неприменении срока давности
к военным преступлениям и преступлениям
против человечества 1968 года, к военным
преступлениям не применяется срок давности.
Совместные усилия государств по уголовному
преследованию лиц, виновных в совершении
военных преступлений, регламентируются
Принципами международного сотрудничества
в отношении обнаружения, ареста, выдачи
и наказания лиц, виновных в военных преступлениях
и преступлениях против человечества,
принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеи
ООН в 1973 году.
3 группа – преступления против
человечности – в соответствии
с Уставом Международного военного
трибунала к ним относятся
тягчайшие преступления, такие как
убийства, истребление, порабощение,
ссылку и другие жестокости,
совершенные в отношении гражданского
населения до или во время войны. В мирное
время этот вид преступления выражается
в преследовании по политическим, расовым
или религиозным мотивам. В современной
интерпретации , к этому виду преступлений
относятся геноцид, апартеид, расизм и
расовая дискриминация.
4 группа – преступления против
безопасности человечества - тягчайшее
международное преступление, угрожающее
основам существования наций
и государств, их прогрессивному
развитию и мирному международному
сотрудничеству.
Проект Кодекса преступлений против
мира и безопасности человечества,
обсуждаемый Комиссией международного
права с 1953 года, включил в перечень
этих преступлений следующие деяния:
любая агрессия, угроза миру с помощи
агрессии, подготовка к незаконному
применению вооруженной силы, организация
вооруженных банд для вторжения на чужую
территорию, возбуждение междоусобиц,
террористическая деятельность. Кроме
того, к данному виду международного преступления
относят нарушение международных обязательств
об обеспечении мира, интервенция,
бесчеловечные акты по отношению к мирному
населению.
4.Виды и формы международно-правовой
ответственности государств.
В теории международного
права при анализе режима ответственности
принято различать, прежде всего,
виды и формы ответственности. Следует
заметить, что употребляемая терминология
еще недостаточно разработана, кроме того,
понятия видов и форм ответственности
применяются недостаточно последовательно.
Обычно под видом ответственности понимается
общее содержание последствий международного
правонарушения, их юридический характер.
Форма ответственности – это способ осуществления
ответственности в пределах данного вида.
Различают абсолютную
ответственность (объективная) и
ответственность, основанную на
вине (относительную).
Абсолютная ответственность
предполагает обязанность субъекта
международного права возместить
материальный ущерб, причиненный
им другому субъекту международного
права, вне зависимости от наличия
вины, т.е. в случае, когда причинение
ущерба не является результатом нарушения
норм международного права. Поэтому абсолютную
ответственность иногда называют объективной.
Основанием для возникновения абсолютной
ответственности является специальный
международный договор в конкретной сфере,
который предусматривает обязанность
возмещения материального ущерба. Для
этого необходимо установить факт наличия
ущерба и наличие прямой причинной связи
между действиями (бездействиями) правонарушителя
и фактом наличия ущерба. Обычно абсолютная
ответственность устанавливается за ущерб,
который может быть причинен в связи с
эксплуатацией источников повышенной
опасности. Примером международного
договора, устанавливающего абсолютную
ответственность, является Конвенция
о международной ответственности за ущерб,
причиненный космическими объектами 1972
года. Абсолютная ответственность- это
ответственность государства как такового.
Государство выступает на международной
арене посредством своих органов, т.е.
государство несет ответственность за
действия всех своих органов – исполнительных,
законодательных, судебных. В основе данной
проблемы в международном публичном праве
лежит тот факт, что в действия государства
на практике представляют собой действия
его органов или официальных лиц. При этом
возникает вопрос, будет ли государство
нести ответственность за вред, причиненный
другому государству действиями его органов?
Комиссия международного права в уже упомянутом
Проекте статей об ответственности государств
предлагает следующее решение этой проблемы.
Деятельность любого органа государства,
согласно внутреннему праву, рассматривается
как деяние государства при условии, что
в данном случае орган государства действовал
в качестве такового. При этом не имеет
значения, к какой ветви власти он принадлежит
–исполнительной, законодательной, судебной.
Государство несет ответственность за
деятельность своих органов, действовавших
в качестве таковых, даже в том случае,
если эти органы превышают свои полномочия,
установленные внутригосударственным
правом, или нарушают предписания, касающиеся
их деятельности.