Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

    К относительной ответственности,  т.е. ответственности, основанной  на вине или установленном  факте противоправного деяния. Комиссия  международного права в Проекте  статей об ответственности государства  предлагает следующий вариант. Поведение отдельного лица или группы лиц должно рассматриваться как деяние государства, если установлено, что они фактически действовали от имени данного государства или фактически осуществляли определенные прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей.

 

    К формам международно-правовой  ответственности относятся политическая, материальная, моральная. Следует  отметить, что институту ответственности  в современном международном  праве свойственно сочетание, как правило, всех форм ответственности.

 

    Материальная форма ответственности  наступает для субъектов международного  права в случае нарушения международных  обязательств, связанных с причинением  материального ущерба. Так, например, репарация выражается в возмещении натурой или деньгами материального ущерба, причиненному государству, пострадавшего от агрессии. Когда имели место репарации в истории современного международного права? Впервые репарации установили мирные договоры Версальской системы. Согласно этих договорных отношений, Германия была обязана возместить убытки, причиненные гражданскому населению каждой из союзных  держав и их имуществу. В соответствии с Версальским договором 1919 года возмещению подлежали не только ущерб, причиненный незаконным ведением войны и военными действиями германских вооруженных сил, но и все убытки и потери, понесенными союзниками и их гражданами вследствие войны.

 

    В период второй мировой  войны репарационные мероприятия  получили свое дальнейшее оформление. Так как размер ущерба, причиненный Германией странам антигитлеровской коалиции составил более 200 млрд. долларов, что значительно превышало все национальное достояние Германии, в отношении последней был применен принцип возмещения ущерба не в полном объеме. Кроме того, при определении размера репараций на Ялтинской и Потсдамской конференциях 1945 года учитывался принцип посильности репарационных мероприятий, что не должно было сказываться на их экономическом развитии. Кроме того, было установлено, что право на получение репараций имели не все государства, участвовавшие в войне против Германии и понесшие убытки, а только те, на территории которых велись военные действия и государства, территории которых подвергались оккупации. В тот исторический период существовали три варианта уплаты репараций: единовременные изъятия оборудования, станков; ежегодные товарные поставки из текущей продукции; использование германского труда.

 

    В современном международном  праве обязанность выплатить  репарации лежит не только не государстве-агрессоре, потерпевшем поражение, но и на тех, которые потерпели политическое поражение и в дальнейшем отказались от продолжения военной агрессии. Например, в 1956 году вопрос о военных репарациях был поставлен Египтом в связи с нападением на него Великобритании, Франции и Израиля и урегулирован в двустороннем порядке.

 

    Следующей разновидностью  материальной ответственности является  реституция – возврат в натуре  имущества, неправомерно изъятого  и вывезенного с территории  одного государства в другое. Реституции подлежит имущество, не только находящиеся под контролем воюющей стороны, но и оказавшееся во владении или под контролем любой третьей стороны. Реституции подлежит все имущество, насколько это возможно, которое было изъято и вывезено. В случае невозможности осуществить реституцию предметов, допустима по договоренности передача предметов такого же рода или приблизительно равноценная, т.е. субституция.

 

    Политическая форма ответственности  зависит от степени тяжести  противоправного деяния. Наиболее строгая ответственность наступает в виде международных санкций за совершение наиболее тяжких международных деликтов. Международные санкции за совершенные международные преступления могут включать военные и политические ограничения. Например, временное ограничение суверенитета государства-агрессора; военную оккупацию его территории; признание преступными его политических партий, правительства, учреждений. В таком виде санкции были применены к фашистской Германии и милитаристской Японии. Союзные державы временно взяли на себя верховную власть над Германией, тем самым временно ограничили ее суверенитет. Также были применены меры по разоружению и демилитаризации Германии, уничтожению ее военного потенциала, ликвидации всех нацистских организаций. Немецкие военные преступники  преследовались и наказывались, устанавливался контроль над всей политической жизнью Германии.

 

    Уставом Организации  Объединенных Наций предусмотрены  международные санкции. В соответствии  со статьями 39, 41 и 42 в связи с угрозой миру, нарушениями мира и актами агрессии по решению Совета Безопасности ООН применяются принудительные действия невоенного и военного характера. По  постановлению Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности применяются следующие санкции: приостановление прав и привилегий государства как члена международной организации; исключение из ООН за систематическое нарушение уставных положений.

 

    В политической ответственности  применяют  мирные репрессалии,  реторсии, ресторации. Репрессалии  представляют собой принудительные действия государства, направленные на восстановление своих прав, нарушенных другим государством. Современное международное право запрещает обращение к репрессалиям, связанным с применением силы. Важным условием правомерности репрессалий является обязанность государства использовать только мирную процедуру возмещения ущерба, причиненного ему государством-правонарушителем. Реторсия – правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц. Эта разновидность политической ответственности имеет цель восстановления принципа взаимности в отношениях соответствующих государств. Как и репрессалии, реторсии не предусматривают использования вооруженной силы. Ресторация представляет собой восстановление государством правонарушителем прежнего  состояния и несение  им всех связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Например, наиболее характерно ресторация проявляется в освобождении государством-правонарушителем незаконно занятой территории и несение связанных с этим материальных расходов.

 

    Моральная форма ответственности  представлена в виде сатисфакции,  т.е. удовлетворение государством-правонарушителем  явно выраженного или подразумеваемого нематериального требования, выдвинутого пострадавшим государством, и выходящего за рамки простого восстановления. Цель сатисфакции состоит в восстановлении нематериального ущерба,  и прежде всего, причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. Сатисфакция выражается в публичном извинении, выражении сожаления, оказание особых почестей пострадавшему государству и т.д. Как правило, в современных международных отношениях, сочетается именно политическая и моральная формы ответственности, или все формы ответственности вместе. Например, в начале 90-х годов ХХ столетия вооруженные силы Североатлантического совета (НАТО) по неосторожности подвергли бомбардировке здание дипломатического представительства Китая в Югославии. К НАТО были применены все три формы ответственности: политическая форма ответственности наступила за нарушение конвенционных норм о неприкосновенности дипломатического представительства в соответствии с Венской Конвенции 1961 года; материальная форма ответственности установила возмещение материального ущерба, и, наконец, моральная ответственность была выражена в виде сатисфакции, т.е. извинении перед Китайской Народной Республикой.

 

 

 

5.Обстоятельства, исключающие ответственность  государств.

    В современных международных отношениях возникают ситуации, когда поведение государства не является противоправным деянием, несмотря на то, что поведение этого государства не соответствует международно-правовым обязательствам. Комиссия международного права включила в проект статей об ответственности государства главу «Обстоятельства, исключающие противоправность».

    К обстоятельствам, которые  учитываются в этом случае, относятся  согласие, ответные меры в отношении  международно-противоправного деяния, форс-мажор, непредвиденный случай, бедствие, крайняя необходимость и законная оборона. Необходимо отметить, что эти обстоятельства представляют собой фактические ситуации или юридические факты, при наличии которых поведение государства не является противоправным, соответственно, не влечет за собой международно-правовой ответственности.

    Согласие государства  создает для другого государства  право на определенное поведение,  не соответствующее международному  обязательству другого государства   в рамках полученного согласия. При этом действительность согласия  определяется таким требованием, как соответствие согласия императивным нормам международного права. Согласие также недействительно, если оно получено в результате ошибки, подкупа, подлога, неправомерного насилия. Кроме того, если согласие дано в нарушение международного обязательства по отношению к третьему государству, то оно не может создать прав для других государств.

    Применение международно-правовых  санкций является правомерная  реакция государства на международное  правонарушение. Как было отмечено выше, современное международное право исключает применение санкций в виде вооруженных репрессалий. Применение ответных мер подчинено конкретным критериям, а именно: все ответные меры должны соответствовать совершенному  правонарушению. Санкции должны применяться как крайняя мера, на которую имеет право только потерпевшее государство, при этом не должен наноситься ущерб третьим государствам. Применение санкции прекращается после достижения своих целей.

    В соответствии со статьей 51 Устава ООН самооборона является ответными вооруженными действиями государства, предпринимаемые им для восстановления своей политической независимости и территориальной неприкосновенности, нарушенных в результате вооруженного нападения. Пострадавшее государство само  определяет момент начала  оборонительных действий, их характер и средства осуществления. Действия в порядке индивидуальной самообороны могут иметь наступательный характер и распространяться на территорию нападающей стороны в той мере, в какой  это необходимо для ликвидации и предупреждения возобновления вооруженного нападения. Средствами самообороны должны быть использованы любые не запрещенные виды оружия. При применении права на самооборону государство обязано немедленно сообщить Совету Безопасности о принятых мерах.

 

    Обстоятельства непреодолимой  силы – объект постоянных дискуссий  в науке международного права.  Ряд авторов относят к фактору  непреодолимой силы как природные  явления, так и деятельность  человека; другие относя к  последним только природные явления. В международной дипломатической и арбитражной практике существует немало примеров, когда действия человека квалифицировались  в качестве непреодолимой силы. Коллективная человеческая деятельность может иметь не менее непреодолимый характер, чем действия стихийных сил природы. Непредвиденный случай – чрезвычайное событие, которое органы  государства не в состоянии предвидеть и тем самым избежать.

 

    Стихийное бедствие представляет  собой ситуацию, когда лицо, ответственное за соблюдение международного обязательства государства, под воздействием природных сил или различных технических аварий, не выполняет эти обязательства ради спасения своей жизни или вверенных ему людей. Обычно это обстоятельство, исключающее ответственность, встречается в международном воздушном праве и  международном морском праве.

 

 

 

6.Ответственность международных  организаций.

 

 

 

    Международные организации  обладают некоторыми чертами  международной правосубъектности,  которая существенно отличается  от правосубъектности государства. Эта правосубъектность является специфической, ограниченной и производной.

 

    В юридической литературе  высказывается мнение, что правосубъектность  международных организаций выражается  в их способности поддерживать  отношения с другими международными организациями и государствами, заключать с ними соглашения, быть носителями определенных прав и обязанностей во взаимоотношениях с ними. Однако в отличие от правомочий основного субъекта международного права – государства, правомочия международной организации ограничиваются рамками соглашений и уставных положений. В учредительных документах международных организаций определяется порядок деятельности, права и обязанности созданной организации, компетенция их органов. Иными словами, правосубъектность международных организаций возникает, изменяет и прекращается путем совместного волеизъявления группы государств, образующих такие международные организации.

 

    С учетом вышеизложенного  можно считать, что в отличие  от института ответственности государств, который существует ipso facto, ответственность международных организаций существует  ipso jure. При этом, если отсутствуют специальные договорные положения об ответственности самой международной организации, претензии предъявляются  к государствам-членам.

 

Субъектами международно-правовой ответственности являются, прежде всего, сами государства, а затем уже  в силу соглашений между государствами, субъектами международно-правовой ответственности  могут быть международные организации. Но это положение должно быть конкретно оговорено в соответствующем соглашении.

 

    В международно-правовой  доктрине существует следующая  точка зрения в отношении ответственности  международной организации: международные  организации могут быть субъектами  как международных претензий об ответственности, так и субъектами международного деликта.

 

    Как известно, у международной  организации, отсутствует основное  качество, характерное публично-правовой  ответственности – суверенитет.  Любая международная организация  представляет собой лишь орган для проведения мероприятий по  поручению и от имени объединившихся в ней государств. Финансовые фонды организаций также создаются за счет средств государств-участников. Соответственно, международная организация может выступать в качестве субъекта материальной ответственности, когда каким-либо государством причиняется материальный ущерб. В частности, такие ситуации могут возникнуть в случае причинения международной организации материального ущерба со стороны государства, на территории которого эта организация размещена.

Информация о работе Международное публичное право