Международное публичное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, курс лекций

Описание работы

Право международных организаций.
Дипломатическое и консульское право.
Понятие территории в международном праве.
Ответственность в международном публичном праве.

Работа содержит 1 файл

mejdunarodnoe publi4noe pravo.doc

— 647.50 Кб (Скачать)

 

¨     отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

 

Принцип нерушимости границ имеет  много общего с традиционным принципом  международного права – неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. В содержание данного принципа также включается право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

 

В соответствии с принципами территориальной  деятельности, нерушимости и неприкосновенности границ, никто не вправе насильственно  лишать государство принадлежащей  ему территории и соответственно природных ресурсов. При этом, международное право допускает возможность изменения государственной территории посредством правомерных способов.

 

К таким правомерным способам можно  отнести: цессию, то есть передачу части  территории одного государства другому как посредством купли-продажи, так и дарения; взаимные уступки территории, выражающиеся в основном в форме обмена равнозначными участками с целью выравнивания границы между государствами; а также концессию – временную уступку территории на основе аренды или передачи во временное пользование.

 

Плебисцит – всенародный опрос  с целью выявления мнения населения  по  тому или иному вопросу. Плебисцит  не является гарантией правильности выявления воли населения. Все зависит  от условий его проведения и конкретной исторической обстановки, в которой он проводится.

 

В основе плебисцита лежит принцип  самоопределения наций и народов, который является проявлением  принципа территориального разграничения в  современном международном праве. Однако плебисцит в территориальном споре имеет свои особенности по сравнению с плебисцитом, который проводится при осуществлении народами своего права на самоопределение. Так, субъектом плебисцита в территориальном споре может быть сравнительно небольшая группа людей, но не народ в целом, иначе это был бы не территориальный спор, а вопрос об осуществлении принципа самоопределения. Следовательно, субъект плебисцита не имеет в данном случае такой социальной, экономической и культурной общности, как народ, и, что самое главное, не имеет исторически сложившейся территории.

 

Редкие и случайные поселения  на оспариваемой территории не могут  служить основой для проведения плебисцита, так как подобная местность  может считаться вообще незаселенной. Наличие определенного уровня населенности является необходимым условием проведения плебисцита. Это население должно также состоять из коренных поселенцев, с давних времен проживающих на этой территории, так как проведение плебисцита среди недавних переселенцев одной из спорящих сторон бессмысленно. Давность поселений предполагает какие-то экономические связи с данной территорией. Конечно, в этом случае и давность поселений, и связь с территорией являются относительными и от них не требуется достижение такого же высокого уровня, как при самоопределении.

 

Плебисцит на спорной территории может, как правило, осуществляться только по соглашению между спорящими государствами. Ведь в территориальном споре  вопрос возникает о принадлежности определенной территории тому или другому  спорящему государству, а не населению этой территории, поскольку оно не является субъектом права на самоопределение. К тому же само существование территориального спора в определенной мере зависит от его признания спорящими сторонами или от каких-то иных действий этих сторон.

 

В практике международных отношений  плебисцит нередко применялся для  выявления воли населения определенных территориальных образований о  присоединении к тому или иному  государству. Применение же плебисцита в территориальных спорах было менее  успешным. Международный Суд ООН в своей практической деятельности такого рода вопросы не рассматривал.

 

 

 

2.   Государственные границы. 

 

Государственные границы определяют пределы государственной территории и в этом их основное назначение. «Государственная граница Республики Казахстан есть линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства Казахстана» - это определение, данное в п. 1 статьи 1 Закона «О Государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 года соответствует общепринятому международному стандарту.

 

Различают сухопутные, водные и воздушные  границы государственной территории. Сухопутные границы, как  правило, проводятся с учетом особенностей рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) и называются орографическими. Иногда они устанавливаются по прямой линии между двумя данными точками (геометрические границы), а также по меридианам или параллелям (астрономические границы).

 

Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных – посередине реки. На озерах и иных водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема.

 

Морскими границами государства  являются внешние пределы его  территориального моря или линия  разграничения территориальных морей смежных или противолежащих государств. Внешние пределы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с –общепринятыми принципами и нормами международного права. Граница территориального моря при размежевании между смежными и противолежащими государствами устанавливаются по соглашению между ними.

 

Воздушными границами государственной  территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной границы. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 100-110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли. Никаких особых соглашений по воздушным границам между государствами не заключаются.

 

Современные сухопутные и водные границы  устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение линии границы подробно описывается в международном договоре и соответствующее этому описанию положение линии границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Обычно договоры содержат подробное описание прохождение линии границы на местности, а также могут отсылать к другим существующим документам делимитации границы. Для установления сухопутной линии границы на местности сопредельные государства образуют смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков – демаркация границы. О всех действиях по демаркации составляются специальные  документы- протоколы с описанием прохождения линии государственной границы, пограничных знаков, со схемами и фотоснимками знаков. Воздушные границы и границы недр обозначений не имеют.

 

Обозначение государственных границ проводятся с учетом географических особенностей местности – гор, рек, берегов морей и т.д. Этот способ называется орографическим. Геометрический способ обозначения границы означает проведение по прямой линии, от одной  точки до другой. Прямая линия может отклоняться только для того, чтобы, например, не отрезать населенный пункт от источников воды, чтобы не делить какой-либо объект. В международной практике границы обычно проводятся комбинированным способом: на одном участке – орографическими, на другом – геометрическими. Астрономические границы, т.е. линии, совпадающие с параллелью или меридианом, встречаются редко. Общепринято, что в договорах о режиме границы имеется правило о том, что мосты через реки делятся линией границы по их середине, независимо от прохождения линии границы по воде. На пограничных озерах граница может разделять озеро пополам или соединить по прямой линии точки выхода сухопутной границы к его берегам.

 

Кроме договорных существуют также  «исторически сложившиеся границы», точное положение которых не определялось и не закреплялось в договоре сопредельных государств, но в течение длительного времени они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами. Такое признание создает международно-правовой обычай относительно положения данной границы и на этой основе делает ее юридически обязательной. Положение таких границ может быть подтверждено в различных соглашения сопредельных государств, в том числе и в соглашениях о демаркации.

 

Сопредельные государства устанавливают  определенный режим взаимной границы  для обеспечения ее неприкосновенности. В нем содержатся права и обязанности  сторон по поддержанию в надлежащем порядке линии границы на местности, а также определен порядок  ее пресечения. Режим границы устанавливается как соглашением государств, так и их внутренним законодательством. Договоры о режиме границы обычно содержат положения о происхождении и обозначении линии границы на местности, об уходе за пограничными знаками, о совместных комиссиях по проверке границы, о пограничных уполномоченных (комиссарах), о порядке пользования пограничными водами и пересекающими границу железными и шоссейными дорогами, а также положения об охоте, лесном и сельском хозяйстве и о горном деле вблизи государственной границы.

 

Для обеспечения выполнения соглашений по вопросам режима государственной  границы, содействию выполнения других соглашений по вопросам режима государственной  границы, а также урегулированию пограничных инцидентов, из офицеров пограничных войск назначается пограничный уполномоченный. В их обязанности обычно входят:

 

¨     принять необходимые  меры для предотвращения случаев  нарушения порядка на границе;

 

¨     расследовать и разрешать  все нарушения режима границы, за исключением случаев, требующих урегулирования в дипломатическом порядке;

 

¨     пограничные уполномоченные также договариваются о порядке  возвращения имущества, оказавшегося на территории другой стороны.

 

Для выполнения своих служебных  функций пограничные уполномоченные могут переходить границу. При этом им гарантируется личная неприкосновенность, а также неприкосновенность находящихся при них служебных бумаг.

 

В целях обеспечения необходимого порядка в приграничных районах  государства могут создавать  в них специальный пограничный режим, который регулируется в основном внутренним законодательством. Государство в необходимых случаях устанавливает пограничные зоны и пограничные полосы на сухопутной и водной территориях. Пограничная полоса – установленная в пределах территории административных единиц, прилегающие к государственной границе города, районы. В пограничной зоне вводится соответствующий режим. Пограничная полоса  устанавливается от линии государственной границы шириной не более 2 км на суше или от берегов пограничных рек. В пределах этой полосы пограничные войска вводят дополнительные режимные ограничения.

 

Государственные границы неприкосновенны  и нерушимы. Неприкосновенность государственных  границ – сложное понятие, которое  можно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, государственная граница неприкосновенна, потому что неприкосновенна государственная территория. Во-вторых, государственные границы неприкосновенны в том смысле, что неприкосновенна непосредственно сама линия границы, обозначенная 6на местности пограничными знаками. Никто не имеет права их разрушать и произвольно изменять линию границы. В-третьих, государственная граница неприкосновенна в том смысле, что она определяет границы правопорядка, установленным государством на своей территории, и никто не вправе вступать на эту территорию без разрешения соответствующих властей.

 

 Данные принципы допускают  изменение границы только в  соответствии с международным  правом, мирным путем и по договоренности  между сопредельными государствами.  Любое посягательство на неприкосновенность и нерушимость государственных границ может пресекаться всеми имеющимися законными средствами, в том числе при необходимости и силой оружия.

 

 

 

3. Международные реки и проливы.

 

К международным рекам относятся  судоходные реки, которые до впадения в море пересекают территории нескольких государств и на основе международного соглашения открыты для торгового судоходства всех стран. Правовой режим международных рек отличается от правового режима национальных рек, находящихся в границах территории одного и того же государства и подпадающих под его суверенитет. Отдельные участки международных рек входят в состав территории каждого прибрежного государства и подчиняется суверенитету этого государства. К таковым относятс Дунай, Конго, Рейн, Нигер, Амазонка.

 

На создание правовых режимов международных  рек в XIX-XX веках существенное влияние  оказал Заключительный акт Венского Конгресса 1815 года, который в статье 108 конкретно обозначил, что державы, через владение которых протекает  одна и та же судоходная река, обязаны с общего согласия подробно определит правила для такой реки. Таким образом, Венский Конгресс установил принцип совместного регулирования прибрежными государствами вопросов судоходства на международных реках.

 

К компетенции прибрежных государств относятся вопросы поддержания международных рек в судоходном состоянии и забота об улучшении условий судоходства.

 

Критериями международных рек  являются:

 

¨     река протекает по территории нескольких государств;

 

¨     река должна быть судоходной;

 

¨     должно быть договорное обеспечение правового положения  этих рек.

 

Правовой режим международных  рек предусматривает свободу  торгового судоходства, запрет военного судоходства. Международная река остается под суверенитетом тех государств, где она протекает. Необходимо создание специальной комиссии, которая должна заниматься навигационными

 

Вопрос международно-правового  регулирования использования международных  рек прибрежными государствами  неоднократно рассматривался международным  сообществом. Например, Институт международного права в 1911 году принял резолюцию в отношении международных рек на Мадридской сессии. В 1966 году ассоциация международного права приняла «Хельсинские правила использования вод международного значения». «Хельсинские правила» содержат общие положения, которые необходимо учитывать прибрежным государствам при использовании этих рек. Специальные нормы касаются вопросов загрязнения, судоходства, лесосплава, предупреждения и рассмотрения споров.

Информация о работе Международное публичное право